Философия как социокультурный феномен: предмет философии, структура философского знания, функции философии в культуре.
Особенности и основные этапы развития античный философии
Когда говорят об античной философии, то имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего Рима. Она зародилась в конце УII – начале УI до н.э .Это особый исторический исторический тип философствования, поражённый специфическими условиями рабовладельческого общества.
В самых общих итогах дело сводится к следующему.
Если восточная философия развивалась главным образом в лоне религии, путём её рационализации, то античная философия сразу же заняла по отношению к ней резко обособленную позицию. Если восточная философия тяготела в связи с этим к морально- этическому направлению, к поучениям и наставлениям, то античная мысль объясняла мировоззрение рационалистически. Если эмпирическое знание Востока развивается отдельно от философских воззрений, т о в Древней Греции тонные науки не отделены от философии, зарождаются и развиваются в месте с ней.
Выделяются три периода а развитии античных философии.
Первый этап – досократовский, эллинский. Связан со становлением и развитием греческих полисов. Это период называют также натурфилософским, так как философы главное внимание обращали на умозрительное познание природ.
Второй этап – классический, Это время расцвета древнегреческой культуры, время создания первых философских систем (Сократ, Платон, Аристотель).
Третий период – эллинистический, греко – римский . Это время заката античной философии. Основные школы: киники, стоики, эпикурейцы.
Досократовский период –это первый период в античной философии. Это время когда философы своё главное внимание обращали на умозрительное познание природы. Уже первые греческие философы Фалес, Анаксимен, Гераклит были и первыми естествоиспытателями. В своих фил. учениях они объясняли природу и общество стихийно – материалистические. Основу многообразия вещей оны пытались найти в некой первоматерии, отождествляя её с конкретными чувственно – воспринимаемыми видами материи. То есть главная их идея – это идея пероначала мира. У Фалеса – это вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь.
Сократ – первый (по рождению) афинский философ. Свои взгляды Сократ излагал в устной форме, в форме беседы, которые он проводил на улицах или площадях Афин. Поэтому философские идеи Сократа известны лишь из сочинений других авторов: Платона и Ксенофонта. В центре философии Сократа лежит проблема человека. По его мнению философия должна заниматься человеком «Человек, познай самого себя» - девиз Сократа. Другими словами, философия должна научить человека. Как нужно жить.Чтобы быть добродетельным, нужно знать, что такое добродетель , нужно различать и знать что такое добро и зло. Он считал, что дурные поступки – это результат невежества .Такие его рассуждения есть этический рационализм. Сократ – родоначальник диалектики, которую он понимал как искусство вести беседу.
Учеником Сократа был Платон, По мнению Платона, есть два мира.Есть чувственно воспринимаемый мир вещей, мир пещеры- это не подлинный мир. Помимо этого мира есть другой - мир чистых сущностей , мир идей, котьорый представляет собой обновременно мир благих сущностей. Мир идей иерархичен, высшая идея – идея Бога, идея всей идей, идея блага. Платон разработал проект(теорию) идеального государства, во главе которого стоят правители – философы. Этому идеальному типу государства он противопоставлял отрицательный тип государства- демократию.
Ученик Платона – Аристотель. Он автор многочисленных сочинений (сохранилось около 150). Их можно разбить на 4 группы: логика, метафизика, физика, социально – политические трактаты.
Программа социального действия М. Вебера
Философия как социокультурный феномен: предмет философии, структура философского знания, функции философии в культуре.
Понятие « философия» восходит к Пифагору и буквально означает любовь к мудрости.
Философия – это универсальная наука. Универсальность заключается в том, что она рассматривает мир в целом.
Философия- это рационально- теоретическое мировоззрение. В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, философское мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим. Идеализм- это философское мировоззрение, которое истинное бытие приписывает духовному началу. Материализм признает сущностной основой бытия материю.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия (онтология), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), этику, эстетику, теорию культуры и историю философии. Предмет философии --- не одна какая- нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Функции философии в современном обществе:
онтологическая (выработка общих теоретических представлений о бытии природной, социальной и культурной реальности);
гносеологичекая (создание обобщенной картины познания, разработка универсальных методов научного познания и логического мышления);
аксиологическая (критический анализ нравственно-эстетических идеалов, ценностных ориентаций и т.п.);
праксиологическая (оказание воздействия на практическую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов действий).
2. Мировоззрение: сущность, структура, исторические типы (краткая сравнительная характеристика).
В самом общем виде мировоззрение можно определить как систему наиболее общих взглядов на мир и на отношение к нему человека.
В силу своей способности интегрировать знания, определять жизненную позицию и духовный облик людей, мировоззрение играет исключительно важную роль в жизни общества и человека.
Мировоззрение имеет сложную структуру. В качестве его основных элементов можно выделить знания, убеждения, принципы и идеалы.
Исходным элементом мировоззрения является система философских знаний, отражающих сущностные стороны внешнего мира. Это не знание конкретных, скажем, естественнонаучных или экономических наук, а предельно выраженная их обобщенность, интегрированная в целостность систематизированного взгляда на мир.
Без знаний нет мировоззрения. Вместе с тем истинное знание, воспринятое субъектом, еще не есть мировоззрение. Им оно становится в том случае, если превращается в убеждение. Следовательно, научным убеждением является не всякое, а только чувственно воспринятое и пережитое субъектом знание, ставшее побудителем его действий и поступков.
Убеждения выражают непоколебимую уверенность человека в правоте своих взглядов и идей, которые, овладев им, подчиняют себе его чувства и волю, определяя основную линию поведения.
Знания трансформируются в мировоззренческие принципы. Принципы – это фундаментальные базисные положения, в которых отражаются существенные стороны познавательной и практической деятельности и которыми человек руководствуется во всей своей многогранной деятельности. В качестве философских принципов можно выделить принцип материального единства мира, принцип первичности материи и вторичности сознания, принцип познаваемости мира.
Важное место в структуре мировоззрения принадлежит идеалам. Идеал выражает совершенное поведение личности в обществе.
Наряду со структурой мировоззрения существуют и различные его типы. В качестве их можно выделить материалистические мировоззрения, необходимой стороной которого является атеизм, и идеалистическое мировоззрение, необходимой стороной которого является теизм.
В современной философской литературе различают и такие типы мировоззрения, как житейское (обыденное), религиозное, мифологическое и философское.
Мировоззрение на обыденном уровне вытекает из непосредственной жизнедеятельности людей, оно основывается на их практическом опыте и носит, как правило, стихийный, несистематизированный характер.
Религиозное мировоззрение дает извращенную, далекую от реальности, картину мира и связано с признанием сверхъестественность мирового начала.
Мифологическое мировоззрение представляет собой фантастическое отражение действительности, представленное в вымышленных образах богов, героев, вождей и т.д.
Философское мировоззрение выражает предельно общий взгляд на мир, основанный на логических доказательствах. К нему не применимы данные чувственного опыта. В отличие от религии и мифологии это мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира.
3. Философская и религиозная мысль Древнего Востока: общая характеристика религиозно-философских учений Древней Индии и Древнего Китая
Философия Древней Индии. В IV – III тыс. до н.э. в долине реки Инд складывается древнеиндийская цивилизация. Древние инды почитали верховного бога: «владыку мира» и его супругу богиню-мать. Были широко распространены жертвоприношения, в том числе и кровавые. Царь совмещал в себе функции правителя и верховного жреца.
Древнейшим литературным памятником являются Веды. Возникновение философии в Др. Индии относится к середине I тыс. до н.э. и связано с появлением Упанишад. Философские школы делятся на ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие Веды, считая их лживыми и многословными). Ортодоксальных школ шесть: ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога, веданта. Они воспроизводят философские идеи Упанишад. К неортодоксальным школам относят: джайнизм, буддизм, локаята. Они используют понятия Вед, но их интерпретация не совпадает с принятой.
Буддизм (VI в. – V в. до н.э.)– одна из мировых религий – находится в одном ряду с христианством и исламом. Учение Будды сосредоточено на земном страдании и избавлении от него. Все учение Будды выстраивается вокруг Четырех Благородных Истин: 1. жизнь есть страдание, 2. причина страдания – жажда желания, 3. существует состояние, в котором нет страдания – Нирвана, 4. существует путь достижения этого состояния – восьмеричный путь спасения. Восьмеричный путь предлагает способ покончить со всеми прошлыми недостатками и не накапливать новые, а приобретать достоинства для благоприятного нового рождения. Восьмеричный путь – путь освобождения от колеса Сансары и Кармы. Карма – моральное воздаяние – сознательные поступки человека, определяющие его дальнейшие перерождения. Колесо Сансары – перерождение; проживание жизни за жизнью. После смерти Будды происходит разделение буддизма на Махаяну (большую колесницу - широкий путь спасения) и Хинаяну (малую колесницу - узкий путь спасения).
Философия Древнего Китая.Древнекитайская цивилизация формируется в середине 2 тыс. до н.э. Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга Перемен». Школы и течения китайской философии объединяет единый корень - культура Дао.
Философские школы: Даосизм(основатель Лао цзы). Философские основания даосизма излагаются в трактате Дао дэ цзин. В центре даосского учения находится Дао - мистическая реальность, которую нельзя охватить умом. Хотя человек не может познать Дао, он может жить в согласии с ним. Жизнь в гармонии с Дао предполагает следование основным принципам: 1. переживание запредельного единства всех вещей, а не их разобщение, 2. у-вэй, т.е. несовершение действий идущих в разрез с природой, 3. социальная пассивность. Конфуцианство(основательКун Фу цзы). Конфуцианство сосредотачивается на добродетелях, следуя которым, люди могут жить в гармонии друг с другом и создавать справедливое и упорядоченное общество. Это Жэнь (человеколюбие, гуманность); Ли(правила, церемонии, обряд, этикет). Вэнь (воспитанность). Жэнь, Ли, Вэнь – черты идеальной личности, именуемой благородным мужем. Благородному мужу противостоит низкий человек. Моизм (основатель Мо-цзы). Суть учения моистов заключается в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны печься о взаимной пользе. Легизм (основатель Хань Фэй) стремился создать централизованное государство. Спасение заключается исключительно в создании сильного и деспотического государства, где все дела осуществляются на основе награды и наказания. Для осуществления этих целей должна быть сильная армия и глупый народ. Школа Инь и Ян — школа натурфилософии. Разрабатывает вопросы сущности и происхождения мира вещей и их связей с общественными процессами и природой человека, на основе сил Инь и Ян и циклическом взаимодействии «пяти стихий. Школа имен ориентировалась на решение проблем языкового выражения действительности.