Опасность глобального экологического кризиса, его сущность. Роль права в решении экологических проблем.
Экологический кризис - обратимое критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений. По степени угрозы естественной жизни человека и развитию общества выделяются неблагоприятная экологическая ситуация, экологическое бедствие и экологическая катастрофа.
Влияние общества на природу к настоящему времени достигло больших масштабов. Это влияние сказывается не только в отношении отдельных природных ресурсов, но и, как мы видели, на ходе важнейших, глобальных процессов биосферы, нарушение которых может привести к весьма опасным для жизни на планете последствиям. Именно это положение послужило причиной появления и распространения в последнее время в развитых странах такого понятия, как "экологический кризис".
Истоки "экологического кризиса" кроются в нерациональном использовании природных ресурсов. Перед наукой возникла непростая и противоречивая задача использования природных ресурсов при одновременном поддержании оптимального качества природной среды. В ее решении наметилось два принципиально разных пути.
Первый путь - очистка вредных отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Этот путь имеет определенные ограничения, поскольку в тех случаях, когда стоимость очистки и утилизации отходов превышает стоимость продукции, производство становится экономически необоснованным.
Второй путь - создание систем малоотходного и безотходного производства. Это - радикальное технологическое решение проблемы сохранения оптимальной природной среды. Оно требует такой технологии, при которой круговорот веществ в производстве будет замкнутым. Все сырье, поступающее в производство, перерабатывается на полезные продукты или передается в соседние производства. Никаких отходов, а следовательно, и загрязнения окружающей среды не будет.
Общество как система, его важнейшие подсистемы.
Общ-во изучают различные науки, у фол свой угол зрения: речь идет об общ вообще, об основн законах, тенденциях, факторах общ развития, кот рассм под углом зрения осн вопросов фил-и: как соотносится общ сознание и общ бытие.
Основные подходы: 1) социологич идеализм (сер 19 в): в кач общ-го цнлого мыслится дух, сознание, абсолют идея, разум. Предст-ль: Гегель: всемир история – результат развертывания абсолютн идеи. Осн критерий общ-го прогр осознание свободы, т.е. дух книтерий. Роль труда в жизни чел-ка и общ-ва. Обращает внимание на то, что цели, кот мы ставим и сама реал-ть часто расходятся.
2) натурализм (географизм): рассм общ-во как сугубо ест продолжение природы. Природно-климат условия определяют все (Монтескье). Как следствие, геополитика – крайность этого подхода.
3) материалистич подход (Маркс подход): в истории определяющим фактором явл матер произ-во. Матер бытие опред матер сознание. Общ-во проходит ряд ступеней – общ-эк формаций.
4) синтез ранее рассм подходов. Социальная фил-я: объектом явл в целом соц жизнь, соц процессы, кот мы можем назвать соц явлениями. Соц явл-е – мир понятий, мир логич бытия, получивш в рез-те взаимод-я чел индивидов. Соц явл-е – единство субъект и объективного.
Соц жизнь общ-ва – совм бытие людей, события на различных уровнях развития (матер, дух, политич и т.д.). Соц фил-я – система теор знания о наиб общих законах и тенд-ях взаимод-я соц явлений, функцион-я и разв-я общ-ва целостного процесса соц жизни. К предметн области соц фил-и относ чел-к. Но он присут как предст-ль соц группы, он рассм в системе соц связей.
Общ-во в шир см – обособ от природы часть матер мира, предст собой истор-ки развив-ся форму жизнедеят-ти людей. Общ-во в узк см – продукт целенапр и разумно организ-ой совместн деят-ти большин-ва групп людей, объед-х на основе интересов, цен-тей.
Общ-во - сл система, предст собой взаимод-е людей для достиж-я общей деят-ти. В процессе дейт-ти склад устойч отнош-я, составл структуру общ-ва. След-но, общ-во целостно как система, это не простая сов-ть деят-ти людей, она образ свои собств сво-ва как единая система.
В литер-ре выд сферы общ жизни (подсистемы): матер-эк, соц, полит, дух. Нек авторы выд теор сферу, но теор сфера м.б. отнесена к дух (Артемов).