Методы теоретического познания: абстрагирование, идеализация, формализация и др.
Восхождение от абстрактного к конкретному – это диалектический метод. Маркс «Капитал», который попытался его применить, но не вполне удачно. Абстрагирование – отвлек от всего др. Абстрактное знание – неполное, неточное знание. Конкр значение: 1)то, что сущ в дейст-ти – это конкретное, 2) конкр – это всесторон знание об объекте, это единство многообразных опред-й.
Этот метод применяется в единстве с методом единства историч и логического. Под истор понимается объективн дейст-ть, рассматриваемая во всей ее многогранности, в движении и развитии. Историч не отделимо от логического. Логич познание истории развития предмета – это тот же историч метод, но освобожд-й от историч форм. В логике мыслей понятий отраж не всякая связь, а лишь связь необх и закономерная. Соотв логич историч-му касается лишь необ-х связей и отношений, предст собой проявление законов объективно развертывающихся процессов.
К теоретическим методам следует отнести идеализацию – сотворение мысленно идеальных объектов, кот не существуют, но изучение которых упростить систему, выделить сво-ва объектов в их чистом виде и позволяет упростить сущ связи (идеальный газ).
Метод формализации. Формал-я – это отображение результатов мышления в точных понятиях (утвер-ях), в знаковых формах при помощи разнообр искус языков. Напр, на выявление и уточнение результатов научн знания. Метод изучения объектов дейст-ти путем отображения их в знаковой форме. Эффект-ть закл в том, начколько четко отраж-ся содер-е объекта. Достоинства:
- формил-я обеспеч полноту обозрения опред области проблем, обощенность подхода к их решению
- спец символика обеспеч краткость и четкость знания
- преодолев многознач-ть терминов
- позвол формир знаковые модели объектов.
Категория качества, количества, меры, их взаимосвязь. Взаимный переход качественных и количественных изменений.
Закон перехода колич и кач изменений. Результат колич изменений приводит к тому, что наруш мера, происходит скачек и изм-ся качество. В свою очередь качество оказывает обратное влияние на количество.
Исторически впервые Аристотель опред-л качество как видовое отличие сущности, речь шла о текучести кач-ва. Качество (Гегель) – логическая категория, которая составляет начальную ступень познания вещей.
Уточняется содержание категории кач-ва со временем: категория качества выражает целотн хар-ку функцион единства существенных сво-в объекта, его внутр и внешн определенность. Именно благодаря качеству объект сущ и мыслится как нечто определен, отгранич от др объектов. Кач-во отраж-ет такую сов-ть сво-в, кот позвол понять, чем данная вещь является.
Кол-во отображ общее и однородное в качестве вещей и явлений, брагодаря чему они оказ-ся сравнимыми. Всякое кол-во есть множество, если оно исчеслимо, и величина, если оно измеримо. Количество – опред-ть вещи, которая хар-ет ее сос стороны мощности множеств и интенсивности св-в.
Мера – интервал кол изменений, внутри кот может сущ то или иное кач-во, не переходя в иное кач-во. Это ед-во кол и кач опред-ти в целом.
«Узловая линия мер» - Гегель. Говоря о прерывности и непрер-ти. Прерывность – момент наруш-я меры. Разрешение противоречий – это и есть скачок. Кач-во и кол-во тоже противопол-ти. Новое кач-во опред хар-р, направление новых колич изменений, оказ сущ влияние на скорость и темпы новых колич изменений, кач – опред меру колич изменений.
Категория единичного, общего и особенного, их роль в познании.
В категории единичного отражаются неповоряющ, присущие только данному объекту сво-ва и отношения между составляющими его элементами. Существует лишь в отдельном. Единичное – это признак предмета, находящийся в отнош-и несходства к признакам предмета из этого же рода.
В категории общего обозначаются сво-ва, повторяющиеся в некотором множестве объектов. Здесь просматривается закономерная связь в составе целого. Общее – единичное во многом.
Особенное – это единство единичного и общего. Объект в результате анализа рассматривается и как многостороннее, отличное от др, и как многостор связь с другими. Особенное – это результат познания. Сво-ва, общие для многих объектов, выступают в отдельном объекте в своебразном сочетании с единичными сво-вами, образуя особенное. Это опред этап познания.