Методы теоретического познания. Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде

Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке), Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами).

Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.

Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер.

Восхождение от абстрактного к конкретному –метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции (начало – одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату – целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета. В качестве своей предпосылки, данный метод включает в себя восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их закреплению в соответствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному – это и есть движение от единичного к общему, здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукция. Восхождение от абстрактного к конкретному – это процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему; здесь господствуют приемы синтеза и дедукции, Такое движение познания – не какая-то формальная, техническая процедура, а диалектически противоречивое движение, отражающее противоречивое развитиесамого предмета, его переход от одного уровня к другому в соответствии с развертываниемего внутренних противоречий.

Общелогические (универсальные) методы и приемы исследования:

Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части, и синтез – их объединение в единое органическое целое, а не механический агрегат

Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих).

Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. При этом могут быть выделены любые признаки (абстрактно-общее) или существенные (конкретно-общее, закон).

Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности (точка, идеальный газ, абсолютно черное тело и т.п.). Данные объекты не есть чистые фикции, а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них.

Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположные, взаимно дополняющие ходы мысли.

Аналогия – (соответствие, сходство) установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами, На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии.

Моделирование– метод исследования определенных объектов путем воспроизведении их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) оригинала модели. Между моделью и объектом; интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) – в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование.

Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся:

- выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;

- анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;

- исследование взаимодействия системы и среды;

- изучение характера иерархичности, присущей данной системе;

- обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;

- рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Вероятностно-статистические методы – основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой.

Частонаучные методы, т.е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли наук, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем суть познавательного процесса?

2. Какие свойства истины можно выделить?

3. Каковы критерии истины?

4. Какие научные методы выделяют?

План семинарского занятия

Тема 8. Познание

Вопросы:

1. Сущность процесса познания. История развития вопроса о познаваемости мира. Принципы научной гносеологии.

2. Структура знания. Чувственное и рациональное познание (основные элементы, их специфика).

3. Уровни познания: эмпирический и теоретический. Структура, элементы.

4. Методы познания, их классификация и характеристика (анализ, синтез, абстагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, математизация, формализация, моделирование).

5. Соотношение мысли, веры, понимания, интерпретации и знания.

6. Теории истины. Свойства истины (объективность, абсолютность, относительность и конкретность истины). Практика как критерий истины.

Основные понятия

Знание, информация, познание, гносеология, эпистемология, рациональное познание, чувственное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, логика, эмпирический, теоретический, анализ, анализ, синтез, абстагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, математизация, формализация, моделирование, вера, понимание, интерпретация, истина, конкретная истина, относительная истина, абсолютная истина, практика, деятельность, научный факт, проблема, идея, гипотеза, теория.

Темы докладов

Сущность творческого мышления

Постановка и решение вопросов теории познания в русской философии: основные подходы.

Главные направления разработки гносеологических проблем в современной западной философии.

Проблема классификации форм знания и познавательной деятельности.

Специфика заблуждений в социальном познании и пути их преодоления.

Проблема критерия истины в философии и науке.

Соотношение рационального и иррационального, дискурсивного и интуитивного в процессе понимания.

Познание, понимание, объяснение.

Псевдонаучное знание в современной культуре.

Список литературы

Основной

1. Гуревич, П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2007. – 439 с.

2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. / И.Т. Фролов [и др.] – М.: Культурная революция: Республика, 2007. – 623 с.

3. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах / В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 352 с.

4. Философия науки: учеб. пособие для вузов / под ред. С.А. Лебедева. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академ. проект, 2007. - 731 с.

Дополнительный

1. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания: сб. статей / Отв. ред. И.Т. Касавин. - М.: Политиздат, 1990. - 464 с.

2. Может ли наука познать мир? // Природа. 1991. № 2.

3. Садовничий, В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире / В.А. Садовничий // Вопросы философии. - 2006. - № 2. - С. 2-15.

4. Сачков, Ю.В. Вероятность как загадка бытия и познания / Ю.В. Сачков // Вопросы философии. - 2006. - № 1. - С. 80 – 94.

5. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2005. – 384 с.

6. Рычков А.К., Яшин Б.Л.Философия: 100 вопросов – 100 ответов: пособие для студентов вузов. Издательство: ВЛАДОС, 2007.
128 с.

Наши рекомендации