Понятие общества. Система социальных отношений.
Всякая философия в широком смысле является философией социальной, так как предмет ее изучения - человек и мир человека. Представители разных направлений философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы («Социального организма»). Рассматривая общество как систему взаимодействия людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовное начало деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.
Как бы там ни было, общество – это, прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующая между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают установленный характер, и само общество представляет как совокупность общественных отношений. Таким образом, в качестве системно-образующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения.
Социальная философия в органическом единстве с другими компонентами философского знания выступает в качестве мировоззренческого и методологического основания всех общественных, а еще шире всех гуманитарных наук, включая психологию, лингвистику и т.д.
Общество есть одновременно и объективная, и субъективная реальность. Это значит, что, хотя социальный мир и отмечен объективностью в человеческом восприятии, он не приобретает онтологический статус, независимый от человеческой деятельности, в процессе которой он создается. Объективность социального отлична от объективности природного: объективность социального есть созданная человеком, сконструированная объективность, хотя человеку и свойственно воспринимать созданный им мир как нечто совсем иное, чем человеческий продукт. Поэтому реальность социального потенциально доступна пониманию таким способом, какой невозможен в случае понимания природного мира.
Человек создает общество, а общество, в свою очередь, создает человека, продукт (общество) оказывает обратное воздействие на производителя (человека). Взаимосвязь между человеком и социальным миром является диалектической. Экстернализация и объективация (процесс, посредством которого экстернализированный продукт человеческой деятельности приобретает характер объективности) — два момента этого непрерывного диалектического процесса. Но еще одним компонентом этого процесса является интернализация, посредством которой объективированный социальный мир переводится в сознание в ходе социализации.
Специфика познания социальных явлений связывается со следующими моментами.
1) Социальное познание имеет дело не с абстрактными изолированными объектами, но с системой взаимосвязей и отношений, без которой представить себе какой - либо предмет исследования невозможно.
2) Социальная жизнь весьма подвижна и изменчива, поэтому законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных зависимостей.
3) Особенность объекта социального знания – его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.
4) В общественной жизни явления не совпадают с сущностью в значительно большей мере, чем это наблюдается в природе, отсюда дополнительные трудности социального познания.
5) В познании социальной жизни использование математических и подобных им достаточно жестких познавательных процедур возможно лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.
6) Общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания. Таким образом, социальное познание выступает как самопознание.
В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми. При этом отношения, будучи порождением деятельности, выступают ее необходимой общественной формой. Вообще любое взаимодействие людей неизбежно принимает общественный характер. Общественные отношения можно определить как формы взаимодей- ствия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри них.
Эти отношения — и ма териапьные, и духовные — обладают высокой степенью абстрактности. И деятельность, и взаимодействие, и общественные отношения направлены прежде всего на устойчивое жизнеобеспечение, во всех его многообразных измерениях, т.е. на создание необходимых и достаточных условий и средств функционирования общества и воспроизведения составляющих его людей как родовых существ, а также дальнейшего их развития. Поскольку философский смысл и понимание общества состоят в определении типа связей, объединяющих
индивидов в социальную целостность, его природа и сущность наиболее зримо раскрываются в понятии система. Системный характер общества есть проявление системности окружающего мира. Он не оспаривался и не оспаривается никем из мыслителей прошлого и настоящего.
Представляя собой систему, общество обладает, во-первых, сложной и иерархической структурой, поскольку включает различные элементы и уровни; во-вторых, интег-ративным системо-образующим качеством — отношениями деятельных людей; в-третьих, свойством самоуправляемости, которое отличает только высокоорганизованные системы. Общество представляет собой открытую систему.
Это означает, что, несмотря на автономность по отношению к внешнему миру, оно испытывает на себе его активное воздействие, воспринимает и перерабатывает информацию, реагирует на изменяющийся контекст. Общество есть адаптивно-адаптирующая система, т.е. способно не только приспособиться к окружающей среде, но и изменять ее в силу возможностей соответственно своим интересам. Социальная сфера общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых
в их взаимодействии. К таким общностям (взятым по разным основаниям и измерениям) можно отнести народы, нации, классы, сословия, страты, касты, социально-демографические и профессиональные группы, трудовые коллективы, неформальные образования и т.д. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, производства; проблем здравоохранения, образования, социальных защиты и обеспечения; соблюдения социальной справедливости; регулирования всего комплекса этнических, национальных, социально-классовых
и групповых отношений. Социализация есть процесс интегрирования, «встраивания» субъекта в общество в соответствии с принятыми в нем правилами. В ходе социализации индивид подключается к социальному опыту — символико-семиотическому, коммуникативному, культурному. Феноменология социализации включает множество процедур и приемов, однако за исключением элементарного подражания иные ее формы «поставляют» истины, которые, как правило, не декларируются, не демонстрируются,
не выставляются. Они вытекают из способа жизни, принятого людьми мироотношения.
Социальная система в целом обладает рядом существенных черт. Можно выделить следующие: сложный иерархический характер, который определяется многоуровневостью взаимодействий и взаимоотношений, различающихся по своей социальной значимости; интегративный
характер – качество, объединяющее многообразие социальных явлений в целостность; универсальным элементом социальной системы выступает человек; самоуправляемость, т.е. наличие механизма регулирования своей жизнедеятельности.