Билет №60. Политическая философия Пьера Дюбуа.
Француз из незнатной семьи по происхождению, родившийся в середине XIII века, легист, сторонник Филиппа IV Красивого в борьбе с папской властью (конкретно - с Бонифацием VIII). Дюбуа высоко ценился при дворе монарха, что доказывается ведущей ролью легиста при заседании Генеральных штатов (два раза) и участием в важных миссиях в провинциях. Возможным учителем Дюбуа являлся Фома Аквинат, возродивший риторику Аристотеля (аргументативный, методологический аппараты), что достаточно серьезно повлияло на дальнейшее развитие политической философии. Пьер Дюбуа считается одним из крупнейших теоретиков средневекового Европейского образования. Так или иначе, воззрения Дюбуа формировались под влиянием ряда тенденций политической действительности XIII-XIV веков в Европе:
1) К этому моменту все четче агрегируется потребность в общеевропейском единстве (которое в ретроспективной форме восходило к идеалу Римской Империи (Данте «О монархии»)).
2) Необходимость создания единого правового пространства на территории Франции катализировало деятельность легистов (противоборство римского и германского правовых течений), способствовавших укреплению французской монархии.
3) Зарождается концептуально новый подход к воззрению на природу и структурный порядок национального государства.
4) Противостояние Французской монархии и Папского престола. 76-летний Бонифаций, избранный в 1294 г. папой, был выучеником римской курии, посвященным во все важнейшие интриги папского двора, при котором он успел пройти весьма разнообразную карьеру и основательно разбогатеть, этот надменный старик известен был своей неиссякаемой энергией и необоримым упрямством, которых не укротили годы. Но конфликт Филиппа с Бонифацием начался из-за чрезвычайных налогов на французское духовенство. Эти налоги взимались для целей крестового похода, но Филипп пользовался ими по своему усмотрению. Последовала грозная булла Бонифация: под угрозой отлучения она запрещала светским государям взимать какие бы то ни было чрезвычайные налоги с духовенства, а духовенству уплачивать что-либо без папского разрешения. В ответ на это Филипп прибег к решительному средству: он запретил вывоз серебра и золота из Франции, лишив тем самым римскую курию каких-либо поступлений от французского духовенства. Папа, очутившийся в это время в крайне трудном положении в Италии, вынужден был пойти на уступки. Кое-как конфликт был на время улажен, но вскоре он разгорелся с еще большей силой из-за притязаний Бонифация на верховенство папской власти (булла «UnamSanctum», 1302 г.). Последовала искусная кампания против папы, организованная знаменитыми легистами, ближайшими советниками Филиппа, — Флотом, Ногарэ, Дюбуа. Были пущены в ход фальшивки: вымышленные папские буллы и вымышленные же ответы на них короля. Были созваны впервые в истории Франции Генеральные штаты (1302 г.), которые одобрили линию поведения короля. Вслед за этим эмиссары Филиппа отправились в Италию; там с помощью золота и других средств против папы был составлен форменный заговор, к которому были привлечены самые могущественные враги Бонифация. Заговорщики проникли в папский дворец в Ананьи, где подвергли папу тяжким оскорблениям. Надломленный этой катастрофой, Бонифаций вскоре умер. В 1305 г. был избран папой архиепископ бордоский, Через несколько лет новый папа перенес свою резиденцию из Рима в Авиньон (на границе Франции). Здесь авиньонские папы вскоре подпали целиком под влияние политики французских королей.
Конкретно с этой конфликтной политической ситуацией и связаны основные вехи деятельности Дюбуа. Основные линии аргументации французского легиста – критика расширения светской власти папства, увеличение политического капитала французской монархии. Дюбуа отмечает (как и Данте), что Папство находится в перманентном процессе потери «христианской простоты», кроме того, в аргументации присутствуют юридические мотивы (Церковные суды не в силах разбирать запутанные материальные дела, не касающиеся напрямую её юрисдикции).
Основные памфлеты: «О новом (вторичном) завоевании Святой земли», «О сокращении налогового бремени», «Апология единства Французского королевства». Первая работа является, помимо восхваления Филиппа IV и его возможных деяний, демонстрацией религиозного пыла Дюбуа и проектом гегемонии французской монархии.
Ключевые политические предложения Дюбуа:
1) Секуляризация имущества орденов, которые следует ликвидировать. Использование монахов секуляризованных орденов в области образования и проповедей.
2) Государство, оплачивая расходы Церкви, не должно подвергаться нападкам на собственные компетенции и прерогативы. Церковь же вновь обращается исключительно к делам духовным (что невозможно было совершить на тот момент сразу, поскольку Католические аббатства, монастыри, приходы являлись владельцами больших по объему феодов). Отказ от подобного возвращения «на путь истинный» автоматически сделает Папу еретиком.
3) Предложение по созданию Европейской лиги (прообраз арбитражного суда), членами которой будут ученые мужи (не поддающиеся подкупам и человеческим страстям). Глава лиги – Папа Римский. Основные вопросы – межгосударственные отношения. Христианский народ составлял бы Генеральные штаты, дополняя структуру общеевропейского правительства (концепция общественного договора для кризисных и значимых ситуаций).
4) Предложение о создании во Франции системы общего государственного образования, которое должно иметь практический характер, приносить пользу государству.
5) Крестовый поход под предводительством Филиппа IV сделал бы Францию Европейским гегемоном (данное предложение выражает идею об использовании религиозного фактора в качестве оправдания протоимпериалистической политики). Идея женского десанта в Святую Землю (исключительно чистые духовные христианские мотивы).
Подводя итог, можно сказать, что Пьер Дюбуа был удивительно изобретателен в области создания методов политического влияния, оптимистичен в своих политических прогнозах, прогрессивен. Кроме того, Дюбуа заполнил своими памфлетами нишу политической публицистики, сменив вектор (форму) изложения концепций философами.