Билет № 30. Номинализм У.Оккама, его «бритва». Оккам и Марсилий Падуанский. Политическая философия Оккама.

Уильям Оккам (1290/1300-1349/50) -- является наиболее значительным схоластом после св. Фомы. Учился в Оксфорде, а затем в Париже, где он был сначала учеником, а позднее соперником Дунса Скота. не умножать сущности сверх необходимости – против схоластики (не сущ. платоновские идеи, арист. формы). Трактует универсалии, общие понятия как знаки, кот. человек замещает объекты. Противопост. непоср. знание и прогрессир. познание, осн. на законе достаточного основания. Мир движется сам собою. Разрабатывал принцип личностной воли, свободной в своем противостоянии мощи любого авторитета и пустым абстракциям. Объект познания составляют единич. вещи. Принцип Оккама связал, через психологическое отношение, нравственный порядок с волей, отделил то, что ценно для воли, от того, что истинно в разуме, и тем самым упразднил всякую метафизику нравственного мира.

Номинализм У. Оккама.

Если воля Бога, согласно Дунсу Скоту, свободна лишь в выборе возможностей (идей), предсуществующих независимо от воли в Божественном мышлении, то, по Оккаму, абсолютная свобода Божественной воли означает, что в акте творения она не связана ничем, даже идеями. Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Единичные вещи — единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого.Исходным пунктом познания мира является знание о единичных вещах.

Единичное не может познаваться с помощью общих понятий, оно является объектом непосредственного созерцания. Богу свойственна интеллектуальная интуиция идей, соответствующих индивидам, человеку — интуитивное познание индивидуальных вещей в чувственном опыте. Интуитивное познание предшествует абстрактному. Мы постигаем не на основе «чтойности», а благодаря «этости».

Универсалии суть знаки в уме, сами по себе они являются единичными, а не общими, сущностями. Их универсальность -- не в их бытии, а в их обозначающей функции. Универсалии-знаки подразделяются Оккамом на естественные и условные. Естественные знаки — это понятия (представления, мысленные образы) в уме, относящиеся к единичным вещам. Естественные знаки предшествуют словесным выражениям — условным знакам (слово, понятие). Естественный знак представляет собой некий вымысел (фикцию), качество, существующее в уме и обладающее от природы способностью обозначать. Оккам различает среди естественных знаков первые и вторые интенции ума. Первая интенция — это понятие (мысленное имя), приспособленное самой природой для того, чтобы подставляться вместо вещи, не являющейся знаком. Вторые интенции суть понятия, обозначающие первые интенции. [1 – слово языка, 2 – более общее понятие]

Логическое обоснование номиналистической концепции дано Оккамом в теории суппозиций (подстановок: Петр Испанец), которая объясняет, каким образом использование в языке общих терминов может быть совмещено с отрицанием реального существования универсалий. Оккам выделяет 3 типасуппозиций: материальную, персональную и простую. Только при персональной подстановке термин выполняет обозначающие функции (Сократ бежит). При двух других термин ничего не обозначает. При материальной подстановке термин подставляется вместо термина(«Человек – это слово»). При простой подстановке термин подставляется вместо понятия в уме(«Сократ – человек»). Поэтому использование общих терминов не обязывает к признанию реальности сущностей-универсалий.

Отсутствие универсалий делает суждения о вещах вероятными, а не достоверными.

В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. (Наши слова-понятия и логические построения не соответствуют необходимому божественному порядку бытия, т.о. сами по себе не отражают истины мироустройства). Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое "это", смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии.

Бритва Оккама -не следует умножать сущностей без необходимости или «Тщетно делать с большим то, что можно сделать с меньшим»: если в какой-нибудь науке все может быть истолковано без допущения той или иной сущности, то и нет никакой нужды ее допускать. Этот принцип Оккама был направлен против схоластических умозрительных спекуляции. Бритва Оккама расчищала дорогу эмпирическому развитию нового естествознания.

Оккам и Марсилий Падуанский.Марсилий Падуанский (1270-1342) положил начало новой форме оппозиции папству, в которой императору отводилась в основном роль почетного украшения. Марсилий Падуанский был близким другом Уильяма Оккама. Говорят, что при встрече с императором Оккам сказал: "Защищай меня мечом, а я буду защищать тебя пером". Оккам и Марсилий Падуанский поселились в Мюнхене под защитой императора; здесь были написаны их политические трактаты

Марсилий Падуанский утверждает, что законодательная власть принадлежит большинству народа. Он применяет принцип народного суверенитета и к церкви; в систему ее управления он включает мирян. Система, предложенная Марсилием Падуанским, предусматривает созыв местных соборов населения, кот. должны избирать представителей на вселенские соборы. Право отлучать от церкви и давать обязательные толкования Священного писания должно принадлежать только Вселенскому собору. Это позволит всем верующим иметь голос в решении доктринальных вопросов. Церковь не должна иметь никакой светской власти; папа не может располагать какой-либо особой властью.

Политическая философия Оккама.Оккам разработал демократическую систему избрания вселенского собора. Ему принадлежит пространный трактат, носящий название "Восемь вопросов касательно власти папы". Первый вопрос касается того, вправе ли один человек обладать верховной властью и в церкви и в государстве? Второй вопрос: как произошла светская власть – непосредственно от Бога или нет? Четвертый вопрос: дает ли всю полноту власти германскому королю факт его избрания избирателями? и т.д. Политические сочинения Оккама написаны в стиле философского диспута; он выдвигает доводы за и против различных тезисов, иногда не приходя ни к какому определенному заключению.

Билет № 31. Мейстер Экхарт: ничто и рождение Слова в душе человека. Иоганн Таулер, Генрих Сузо, Иоганн Рейнсбрук. Экхарт и devotio moderna. Экхарт и европейский нигилизм. Данте "Божественная комедия": от "иконы" к "картине". Чимабуэ, Джотто. Завершение средневековья.

Наши рекомендации