Греческая политическая философия в Риме
Огромное влияние на формирование римской политической мысли имела греческая политическая философия.
На римских авторов значительное воздействие оказывали взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков и многих других греческих мыслителей. В своих произведениях римские мыслители часто использовали естественно-правовые идеи греков, их учения о политике, о «смешанной форме правления и т. д.
Интенсивное проникновение эллинистической идеологии в Рим начинается с периода войн на Балканском полуострове. Эти влияния попали на подготовленную почву, ибо Рим как полис вступил к этому времени в стадию кризиса. Результатом этих влияний стала «победа» над полисной идеологией.
Весьма заметную роль в развитии римской политической философии сыграли представители так называемой «средней стои» — Панетий из Родоса и Посидоний, которые сравнительно продолжительный период работали в Риме. Их главная заслуга состоит в том, что они способствовали широкому распространению стоицизма в средних и высших классах римского общества. Среди учеников Панетия были такие выдающиеся личности Древнего Рима, как Сципион Младший и Цицерон.
Панетий в основных положениях своего учения в значительной мере придерживался старого стоицизма. Как известно, центральным понятием стоической этики был идеал мудреца - совершенного человека, абсолютно свободного от влияния окружающей среды и воздерживающегосяся от естественных влечений. Панетий несколько приблизил образ мудреца к практической жизни – его взгляды позже легли в основу новой римской концепции идеального гражданина. Идее самодовлеющего полиса Панетий противопоставлял идеал самодовлеющей личности. Эти взгляды стали отражением кризиса полиса в области идеологии.
Другой греческий философ – Карнеад – оказал большое влияние на формирование римского скептицизма. Карнеад был основатель новой, или третьей Академии, развивал крайний скепсис и отрицал знание и возможность окончательного доказательства. Он посетил Рим в составе знаменитого афинского посольства в 155 году до н.э. где устно излагал свои политические и философские воззрения; воззрения эти сохранилось в трудах ряда мыслителей, которые были слушателями Карнеада - Цицерона, Евсевия и д
Идеология Сципионовского кружка.
Интенсивное проникновение эллинистической идеологии в Рим начинается с периода войн на Балканском полуострове. Эти влияния попали на подготовленную почву, ибо Рим как полис вступил к этому времени в стадию кризиса.
Конечная «победа» эллинистических влияний была победой над полисной идеологией. Наиболее ярко это можно проследить на этико-политических воззрениях римских стоиков, членов знаменитого Сципионова кружка — Панетия и Полибия, которых можно считать, пожалуй, наиболее ранними представителями новой — «антиполисной» идеологии в Риме.
Сципион, глава кружка, был известен как поклонник греческой культуры. Он покровительствовал распространению греческой культуры в Риме. В частности, по его приглашению в Рим прибыл известный философ Панетий. В литературно-философский кружок Сципиона входили многие представители римской интеллигенции. Этот кружок играл большую роль в культурной жизни Рима, однако прекратил своё существование со смертью своего главы.
Сципионовский кружок оставил заметный след в политической философии. В частности, тем что его членами был создан так называемый «римский миф». Непрерывная агрессия Рима, требуя идеологического обоснования, вела к исчезновению некоей, видимо, ранее существовавшей примитивной мифологии и созданию и развитию «римского мифа.
"Римский миф" - это целый комплекс взглядов, сложившихся в народное мировоззрение и в идеологию римского государства. Суть его заключалась в том, что Риму самими богами издревле было предназначено стать первым городом мира и править народами. Этот миф зарождался одновременно с победами римлян в многочисленных войнах, в которых они подчиняли себе сначала окрестные племена, а затем отдаленные страны Европы, Азии, и Африки. Древние римляне были уверены, что такой порядок вещей абсолютно естествен, и верили в божественную избранность своего государства.
Наиболее полно этот миф был разработан в эпоху императора Цезаря Августа, который в своей политике стремился опираться на авторитет чтимой римлянами старины. Разработке соотвествующей мифологии был придан характер государственного мероприятия. Написать литературное произведение, которое выражало бы выдвинутые идеи, взялся один из наиболее выдающихся поэтов своего времени - Публий Вергилий Марон. Написанная им поэма - "Энеида" - стала настолько выдающимся произведением, что пережила века.
В "Энеиде"рассказывается, как один из героев Троянской войны, Эней, воевавший на стороне троянцев, бежит из горящего города вместе со своим отцом Анхизом и сыном Иулом. Претерпев многие испытания и пройдя через многие странствия, не уступающие героям "Одиссеи", Эней прибывает наконец на землю Италии. По воле богов он основывает город Альба-Лонгу и становится его царем. Именно из Альбы-Лонги происходили люди, основавшие впоследствие Рим. Род Юлиев происходит от его сына Иула, а так как сам Эней был сыном Венеры и внуком Юпитера, то, следовательно, римские Цезари, и в частности Цезарь Август, имеют божественное происхождение.
Вергилий создавал свое произведение в течение десяти лет. За ходом работы внимательно следили Меценат и сам Цезарь Август, заинтересованный в прославлении своего режима и себя лично. Долгое время римляне воспитывались в убеждении, что именно им надлежит смирять другие народы и наводить всюду порядок. Разрушение Рима германцами стало серьезным ударом по этой римской идее, однако до этого события прошло еще несколько веков, в течение которых римляне верили в миф, созданный ими самими.
Политическая теория Полибия
Полибий 210-123 до н.э. Древнегреческий историк. Автор «Истории», охватывающей историю Греции, Македонии, М. Азии, Рима и других стран от 220 до 146 до н. э.; из 40 книг сохранились полностью первые 5, остальные – во фрагментах. Поклонник римского государственного устройства.
Его идеал – Сократ, его идеи. Также учения стоиков. Основной момент (принцип стоицизма) все что случается случалось раньше и случится снова.
Государство развивается естественным образом по закону природы и представляет собой замкнутый, циклический процесс. В результате естественного развития появляется царская власть, постепенно царская власть вырождается в тиранию. Личность тирана ненавистна лучшим людям, которые начинают борьбу с ним на общее благо. В рез приходит аристократия, но постепенно аристократия перерождается в олигархию. Богатство изначально вызывает неприязнь и борьба против богатства приводит к появлению демократии. Демократия вырождается в силу влияния демагогов и вырождается в охлократию (водворяется господство силы)
Главное в любом государстве – это добродетель. И в силу этого допускается замедлить, либо остановить цикличность развития государства, путем сочетания различных положительных качеств.
Такое сочетание положительных качеств позволяет не допускать таких печальных результатов. Раннереспубликанский Рим служит образцом идеального государства.
Идеологическая основа государства – вера в бога. В толпе следует поддерживать религиозность. Он говорит – добрые обычаи и законы вносят благонравие и умеренность частную жизнь. Тогда воцаряется кроткость и справедливость.
Основа существования общества – выбранная форма правления. Государственное устройство – определяющее в развитии государства и общества. Форма государства обеспечивает равновесие властей. Удовлетворение всех слоев общества и позволяет государству быть первым в военной сфере и экономке.
Сочетание данных властей и обеспечило могущество Рима в средиземноморье.
43. эллинистическая утопическая традиция. Эвгемер и ямбул
Описания чужих стран, быта и нравов различных племён встречались в греческой литературе со времени логографов. В эллинистический период эти описания приобретают своеобразный характер, развиваясь в особый литературный жанр: под видом исследования далёкого прошлого или описания фантастического путешествия, в котором реальные подробности тесно переплетаются с вымыслом, авторы этих произведений рисуют картину идеальных общественных отношений, излагают теории возникновения и развития тех или иных социальных установлений. Эти социальные фантазии, утопии эллинистического времени, как и всякие утопии, несут на себе печать той самой действительности, которую они критикуют и от которой они стремятся уйти в светлое царство своего общественного идеала. Эвгемер, В сочинении "Священная запись", дошедшем до нас в кратком изложении Диодора Сицилийского и относящемся к жанру философского романа-утопии, в фантастическом рассказе об острове Панхее излагает рационалистическую теорию происхождения богов. Обитатели Панхеи у Эвгемера составляют общину, которой руководят жрецы, представляющие наиболее образованный слой населения. Двумя другими классами этой общины являются воины и земледельцы. Земля находится в собственности государства; она обрабатывается отдельными хозяйствами, но всё производство и распределение подчинено общественному контролю. на который автор якобы попал во время плавания по Индийскому океану. В Панхее три касты: 1) жрецы вместе с представителями искусства и техники, 2) земледельцы, 3) воины и пастухи. Господство принадлежит касте жрецов, которая уравнительно распределяет между населением продукты труда земледельцев и пастухов, забирая на каждого из своих членов двойную долю продукта. Однако утопия не является для Эвгемера самоцелью. Важнейшая достопримечательность Панхеи — «священная запись» на золотой колонне, составленная некогда царем острова Зевсом. Эвгемер развертывает в повествовательной форме теорию о происхождении религии и мифологии. Он полагает, что традиционные боги — великие люди прошлого, цари, творцы цивилизации; они провозглашали себя богами и вводили культ самих себя, для того чтобы люди охотнее следовали их заветам. В обстановке начавшегося обоготворения эллинистических царей теория Эвгемера была в достаточной;. мере актуальной. Она шла навстречу как рационализму образованного общества, так и монархической пропаганде, рисовавшей царей «благодетелями человечества». К сожалению сохранились лишь фрагменты его работ. "Dialogues d'Evhemere". Это последнее обобщающее философское сочинение Вольтера было опубликовано в 1777 г.
Ямбул - близкий к стоицизму др.-греч. утопист 3 в. до н.э. Эксцерпт из соч. Я. сохранился у Диодора Сицилийского (II 55–60). Здесь автор описывает некие острова близ экватора, где среди людей, почитателей солнца, царят полное равенство, свобода от труда и брака, а также общность жен и детей. Влияние этого сообщения о древнем утописте на Кампанеллу и Мора очевидно.
В Южном Океане найден остров, история которого такова. Ямбул,сын купца, после отцовской смерти стал купцом и сам. Путешествуя по Аравии и по ароматической стране, Ямбул был захвачен разбойниками вместе со своим караваном. Сперва он служил пастухом, а затем, еще с одним спутником, попал в руки эфиопов. У эфиопов же был древнийобычай через каждые шестьсот лет приносить очистительные жертвы Океану. Обычай гласил: если чужестранцы спасались,доплывая до счастливого острова и блаженных его обитателей, то в течение шестисот лет можно было наслаждаться миром и полным счастьем;в противном случае ожидало гибельное наказание, какое бывает за безбожие и поругание святыни. Но вот наши путники пристают к кругломуострову, жители которого гостеприимно их встречают. Это были существа диковинной наружности и нрава; достаточно сказать, что они говорили на всех языках зараз и даже владели птичьим языком. Все было здесь исполнено чуда и красоты; воздух был благорастворен; жатва давала пышные всходы круглый год, а день всегда равнялся ночи, и даже среди дня не падало тени. Праведники жили среди лугов и не заботились о пропитании, «ибо, вследствие добродетели острова и благорастворенности воздуха, пища произрастала автоматически более, чем достаточно» (II,57). Нечего прибавлять, какие замечательные там росли плоды, какой сладости и питательности протекали источники. Жизнь проходила в блаженстве и смертью не замыкалась; нет, стоило лечь под ароматное дерево, чтоб эта жизнь перешла в сладостный сон. Здоровые, красивые, рослые, не зная ни болезни, ни уродства, жили эти праведные люди среди райской природы. У них полное равноправие, полная общность имущества; ими управляет старейшина, которому все добровольно подчиняются, словно царю. Несправедливости здесь нет места; но к этому прибавляется и еще одна черта — поклонение порядку, понимаемому как строжайшая регламентация и в образе жизни, и в еде, и в работах. Это скорей распорядок, чем порядок;. Общественные повинности распределяются в соответствии с киклическими периодами времени; другими словами, здесь «труды» строго увязаны с «днями». Эта цикличность, как и круглая форма острова, находит свое определение: наши праведники — почитатели Солнца и светил, наш остров — страна Солнца, наше государство — Солнечный град, хотя автором является еще Ямбул, а не Камианелла... Впрочем, нужно досказать и конец: блаженным людям становится невтерпеж от двух представителей порочногомира, и они снаряжают им тот же корабль, дают то же количество провианта и отправляют восвояси. Долго и мудрено странствует после этого. Ямбул, попадая из одной экзотической авантюры в другую, пока не добирается до Эллады и своего «письменного стола»... Но вот он описалсвое путешествие, а Диодор пересказал его. Н что же? Государственная утопия на наших глазах смыкается со сказкой, и с домостроем, и с поваренной книгой: мы узнаем, как рыбное меню чередовалось с птицейи вегетарианскими блюдами, как справлялись жертвоприношения, как совершались работы. Тут же краткие сведения о диковинных животных,о фантастических птицах, о невиданных растениях и плодах, из которых получаются вкусные булки. Это утопия, да.
. Нетрудно понять увлечение Ямбула рассказом о счастливой жизни обитателей острова: в основе его лежит глубокое недовольство современным ему обществом, для которого характерны острая вражда, жадное стремление к наживе и власти. Эта критическая и для своего времени революционная сторона социальных утопий находила известное отражение в борьбе угнетённых масс (например, в восстании Аристоника в Пергаме захват власти незаконным сыном эвмена, который называл своих воинов ( апо сути крестьян, рабов и всех кто купился на обещание свободы, назвал гелиополидами – жителями города солнца)