Политические тенденции гомеровского эпоса («Илиада» и «Одиссея»).
Древние мифы уже отчасти в орфической поэзии, а затем все более отчетливо в поэмах Гомера и Гесиода теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между самими богами, но и в их отношениях к людям, во всем порядке, формах и правилах земной общественной жизни. В русле такой интерпретации сложилось влиятельное и воспринятое также многими последующими древнегреческими мыслителями представление о том, что утверждение начал справедливости, законности и полисной жизни связано с установлением власти богов-олимпийцев во главе с Зевсом. Так, в поэмах Гомера (его жизнь и творчество относятся к VIII в. до н. э., а описываемые в <Илиаде>и <Одиссее>собы-тия - к XIII в до н. э.), на которых воспитывалась в дальнейшем вся Эллада, Зевс в нравственно-правовой плоскости выступает как верховный заступник всеобщей справедливости (дике), сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд. Употребляемые Гомером понятия <дике> (справедливость) и <темис> (обычай, обычное право) весьма существенны для характеристики правопонимания в ту героическую эпоху греческого строя (конец II - начало I тысячелетия до н. э.), которое принято называть <гомеровским обществом>, <гомеровской Грецией>. Справедливость (дике) выступает у Гомера в качестве основы принципа сложившегося обычая, обычного права (темис); Обычное же право (темис) есть известная конкретизация вечной справедливости (дике), ее присутствие, проявление и соблюдение в отношениях между людьми, да и во взаимоотношениях самих богов. Представляет интерес и то обстоятельство, что причитающаяся каждому (богу или человеку) по справедливости и обычаю честь передается Гомером с помощью слова тиме. У каждого (бога или героя) своя честь (тиме) и, следовательно, свое индивидуальное право-притязание.
13. Политические идеи в эпосе Гесиода.
Личность и сочинения. . Однако в мировоззренческой части своего творчества Гесиод скорее систематизатор мифов, чем их творец. Он жил в Беотии в деревне Аскра. Его отец бежал туда из малоазийской Эолиды, спасаясь от кредиторов. Оказавшись в Аскре, которую Гесиодотец поэта стал земледельцем. Сам Геснод - крестьянин с типичной мелкособственнической психологией. С 'Труды и дни' и 'Теогония'. Первая - образец художественно-мифологического мировоззрения. В ней главное внимание уделяется человеку и его нуждам. Мифы о богах выполняют лишь служебную функцию.наставление Гесиода своему непутевому брату Персу. Тот промотал свою долю наследства, а потом нагло отсудил себе и долю Гесиода.испытал социальную несправедливость. Гесиод голодал его спасли честность и трудолюбие. Гесиод призывает своего брата к честному труду, описывает для него цикл земледельческих работ в Беотии. Вторая поэма - пример религиозно-мифологического мировоззрения. 'Теогония' - повествование о происхождении богов. Так как боги олицетворяют явления природы и общественной жизни, то это также повествование о происхождении мироздания и людей, о месте последних среди богов - проявление основного вопроса мировоззрения. Повествование ведется сначала от имени Гесиода. Он формулирует важнейший мировоззренческий вопрос. На этот вопрос отвечает не сам Гесиод, а геликонские музы. Таким образом, 'Теогония' в большеи своей части написана от лица Муз.к которым Гесиод в 115-строке поэмы обрашается с вопросом о том, что в мироздании 'прежде всего зародилось'. Отвечая на этот мировоззренческий вопрос, геликонские музы рисуют грандиозную картину космогонии путем изображения генеалогического древа богов.вопрос об отношении людей и олицетворяющих различные явления природы и общества богов. У Гесиода человек принижен. Люди - случайные и побочные продукты теогонии. Боги и особенно Зевс враждебны к людям. Лишь один Прометей, двоюродный брат Зевса, любит людей и помогает им. Позднее у афинского трагика Эсхила Прометей говорит, что он научил людей всему: он наделил их мыслью и речью, он научил их астрономии и математике, домостроению и земледелию и т. п. У Гесиода Прометей изображен без симпатии. Он хитрец, обманувший Зевса. Он украл у Зевса огонь и дал его людям. У Гесиода нет того несколько иронического отношеиия к богам, какое мы находим у Гомера. 'Теогония' Гесиода - пример религиозно-мифологического мировоззрения внутри социоантропоморфического вида мировоззрения.
Если гомеровский эпос - отражение раннеклассовой микенской героики в более примитивном сознании человека 'гомеровской Греции' - выражал в основном аристократические идеалы, то Гесиод - крестьянин. Он апологет трула. Время Гесиода позднее времени 'Одиссеи' и тем более 'Илиады'. В поэме 'Труды и дни' Эгейский мир уже был знаком с товарно-денежными, вещными отношениями. Там вопреки политическому господству аристократии, евпатридов, ведущих свой род от героев, возрастает экономическое господство богатых. В обыденной жизни богатство расходится со знатностью. В этом обществе быть бедным стыдно, тогда как 'взоры богатого смелы'. Перед крестьянином два пути: или, потеряв свай клочок земли, стать батраком, или же, разбогатев, скупать чужие участки. Гесиод признает не всякое богатство. Одно дело богатство, нажитое силой и обманом. Другое - то, что приобретено честным трудом. Однако этот идеал честного труда расходится с тем, что Гесиод видит в жизни. Там царит произвол сильного. басняо соловье и ястребе . А дальше будет хуже. Пророчество Гесиода мрачно: 'Правду заменит кулак... Где сила, там будет и право. Гесиод выразил имущественное расслоение деревни и распад общииы. Лучшие времена - 'золотой век' - позади. Пять поколений. Историческая концепция Геспода выражена в легенде о пяти поколениях людей: золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Золотое и серебряное относятся ко временам господства отца Зевса Крона, три последних - ко временам Зевса. Первое поколение было создано 'вечными богами' из золота. 'Жили те люди, как боги' (112).последующие поколения были хуже и хуже. Наконец, настало время железа: 'Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжелые дадут им боги' (176 - 178). 3десь ярко отражено начало века железа. Исторический пессемизм Гесиода - мировоззренческое осознание древнегреческим крестьянином своей социальной обреченности в paннеклассовом ооществе, когда община распадается, земля стновится предметом купли продажи. Однако пессимизм Гесиода не беспросветен. Он выражает желание родитьсл не только раньше, в золотом веке, но и позднее, после гибели железного поколения. Предвестником этой гибели будет рождение 'седых младенцев'. Прометей и Пандора. Прометей - сын титана Иапета - подарил людям огонь. Он похитил его у 3евса. Зевс наказал Прометея, но огонь у людей отнять не смог - мысль о необратимости прогресса. Зевс может лишь компенсировать полученное людьми благо злом. Зевс ненавидит людей. Он приказывает другим богам создать женщину. Имя этой первой женщины Пандора. Поспешно закрывая крышку, она сумела удержать одну лишь надежду. Поэтому только одна надежда на лучшее будущее поддерживает людей, одолеваемых бесчисленными бедами. Нравственные идеалы. Начало античной этики можно, пожалуй вести от поэмы Гесиода 'Труды и дни'. Герои Гомера безнравственны. Taм есть лишь одна добродетель - мужество и лишь один порок - трусость.выдвигает тезис о том, что человек тем и отличается от животного, что животное не знает, что такое добро и что такое зло, а человек знает. Геспод говорит: Звери... не ведают правды. Людям же правду Кронид даровал - высочайшее благо' У Гесиода резко выражено противоречие между сушим и должным. В сущем ситуация такова, что 'нынче ж и сам справедливым я быть меж людьми не желал бы, да заказал бы и сыну' . Разрешить это противоречие Гесиод не может. У него ведь даже нет идеи загробного воздаяния. Награда и возмездие возможны только в этом мире. Гесиод...рисует образ справедливого государства. Оно процветает. А несправедливое государство гибнет. Также и на уровне человека 'под конец посрамит гордеца праведный' . Но все это только в долженствовании. норме соблюдения меры. Гесиод учит: 'Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай'. Для Гесиода - мелкого собственника-земледельца - это означало соблюдение бережливости, расчет во всем, трудолюбие. Реальный моральный кодекс Гесиода сводится к предписаниям не обижать чужестранца, сирот, старого отца, не прелюбодействовать с женой брата.. В ней отчетливо выражена мелкособственническая психология крестьянина-собственника.