Тема 12. Древняя Греция эпохи Гомеровского эпоса: «Илиада» и «Одиссея»

1. Характеристика источников: письменные и археологические памятники.

2. Общественный строй древней Греции по данным источников.

2.1.Структура родства и общинные отношения.

2.2. Положение свободного населения:

2.2.1. общественный и имущественный статус родовой аристократии;

2.2.2. положение рядовых общинников;

2.2.3. категории зависимого населения.

2.3. Рабство по поэмам Гомера:

2.3.1. Источники рабства.

2.3.2. Категории и положение рабов.

3. Политическое устройство "гомеровского" общества.

3.1. Родовые институты общества: народное собрание и совет старейшин.

3.2. Функции и статус басилеев: вожди или цари?

4. Итог: государство или военная демократия.

Литература

Гомер. Илиада; Гомер. Одиссея //Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова Д.П. М.,1964. С.54-78.

Или Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. Боруховича В.Г. Саратов,1989. С.91-119.

Андреев Ю.В. Об историзме гомеровского эпоса// Вестник древней истории. 1984. – № 4. Античная Греция. Проблемы развития полиса / Под ред. Голубцовой Е.С. и др. М.,1983. Т.1. Гл.2,3.

Ленцман Я.А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М.,1963. С.130-143; 193-277.

Истон Д.Ф. Исследования Трои: прошлое, настоящее и будущее // Вестник древней истории.1996. № 4.

Свенцицкая И.С. Некоторые проблемы землевладения по "Илиаде" и

"Одиссее" // Вестник древней истории. 1976. №1.

Тронский И.М. История античной литературы. М.,1983. Гл.II.

Трейстер М.Ю. Троянские клады в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Предварительные итоги исследования) // Вестник древней истории. 1996. № 4.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.21. Гл.4,6,9.

Методические указания

При работе над данной темой вам предстоит работа с литературными и археологическими источниками. Основные приемы работы с письменными источниками такие же, как и в разделе по истории Древних цивилизаций. Обратите внимание, что для правильной оценки сведений, содержащихся в поэмах «Илиада» и «Одиссея», надо познакомиться с историей создания этих произведений.

Известно, что поэмы основаны на устных преданиях о Троянской войне. С появлением письменности у древних греков, они были записаны в VI в. до н.э. Таким образом, в «Илиаде» и «Одиссее» сохранились исторические сведения о трех больших хронологических этапах древнегреческой истории: Микенская Греция конца II тыс. до н.э.; так называемые «темные века» – X-IX вв. до н.э.; архаический период – VIII-VI вв. до н.э. Значительным дополнением, корректирующим традиционные представления о начальной истории греческих полисов, является материал археологических раскопок.

Таким образом, ответы на все вопросы темы должны быть основаны на материале «Илиады» и «Одиссеи» и исследованиях археологов.

В итоге на практическом занятии вы должны высказать свои предположения о том, какие особенности в развитии «гомеровского» общества (т.е. греческого общества тех периодов, которые изучаются по поэмам Гомера) предопределили особый путь развития античного общества по сравнению, например, с обществом древневосточным.

Темы для сообщений с презентациями:

1. Гомеровский вопрос и его история.

2. Г. Шлиман и его Троя.

3. Кораблестроение и морские путешествия эпохи Троянской войны.

4. Вооружение и военное дело у греков по «Илиаде» и «Одиссее».

Домашнее задание:

Сравните рабство на Востоке (например, в Древнем Египте) и в «гомеровской» Греции, оформив свою работу в виде таблицы:

Характеристика рабства на Древнем Востоке и в Античной цивилизации

Вопросы для сравнения Древний Восток «гомеровская» Греция Классический период Древней Греции
Источники рабства      
Категории рабов      
Сферы применения      
Положение рабов      
Выводы      

Работу над последней колонкой таблицы вы позднее завершите по соответствующей теме практического занятия.

Тема 13. Формирование основ Афинского полиса (реформы Солона и Клисфена)

1. Особенности источниковой базы по истории Афинского полиса.

2. Современные проблемы определения античного полиса.

3. Реформы Солона:

3.1. Социальные и экономические преобразования Солона

3.2. Реформы по созданию основ политической организации Афинского полиса

4. Тирания Писистрата в Афинах, ее роль в формировании социально-экономической основы полиса.

5. Реформы Клисфена:

5.1. сущность административной реформы Клисфена;

5.2. формирование демократической республики.

Литература

Аристотель. Афинская полития.

Аристотель. Политика.

Плутарх. Солон, Аристид.

Геродот. История.

Фукидид. Греческая история.

Фрагменты произведений всех перечисленных авторов помещены в:

Хрестоматия по истории древнего мира./Под ред. Боруховича В.Г. Саратов,1989. С.128-157.

Античная Греция. Проблемы развития полиса. М.,1983.Т.1. Гл.3,5,Введение.

Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М.,1961. С.75-115,198-252.

История Европы. М.,1988. Т.1. Ч.2. Гл.5.

Карпюк С.Г. Клисфеновские реформы и их роль в социально-политической борьбе в позднеархаических Афинах // Вестник древней истории. 1986. № 1.

Кошеленко Г.А. Полис и город: к постановке проблемы // Вестник древней истории. 1980. № 1.

Скржинская М.В. Устная традиция о Писистрате // Вестник древней истории. 1969. № 4.

Строгецкий. Клисфен и Алкмеониды // Вестник древней истории. 1972. № 2.

Туманс Х. Рождение Афины (афинский путь к демократии от Гомера до Перикла). СПб.: Гуманитарная Академия, 2002.

Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса / Э.Д. Фролов. – 2-е изд. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. Ч.II. Гл.5.

Методические указания

На занятиях по данной теме предполагается подробно изучить историю становления Афинского рабовладельческого государства – полиса. Реформы Солона, Тирания Писистрата и преобразования Клисфена, имевшие место в этот период (VI в. до н.э.), являются своего рода ступенями развития полисной организации.

Реформы Солона представляют собой единый комплекс преобразований, проведенных им в Афинах в 594-593 гг. до н.э. в обстановке социальной борьбы между демосом и родовой знатью. Реформы Солона следует показать как этап в становлении Афинского демократического государства. Анализируя источники, надо определить, свидетельства какого из авторов представляются более надежными и по каким причинам.

К экономическим реформам Солона принято относить сисахфию, денежную реформу, законы, поощряющие развитие торговли и ремесел, закон о земельном максимуме и свободе завещаний. Рассматривая их, надо показать, каким образом они ущемляли экономическое положение эвпатридов, и выяснить, в интересах каких социальных групп они были проведены.

К социально-политическим реформам Солона относят тимократическую реформу, организацию совета 400 и суда присяжных (гелиэя), возрождение роли народного собрания (экклесия), лишение гражданских прав (атимия) лиц, не принимающих участия в политической борьбе. Подводя итоги вопроса о реформах Солона, следует составить схему: «Политическое устройство Афин при Солоне».

В четвертом вопросе на конкретном материале тирании Писистрата в Афинах следует выяснить характер раннегреческой тирании как этапа становления греческой государственности.

Последний вопрос посвящен реформам Клисфена, в результате которых окончательно оформилась государственная организация Афинского полиса.

Главное достижение реформ Клисфена – это создание территориальных фил и демократического государственного устройства. Надо составить схему «Государственное устройство Афин после реформ Клисфена», отразив в ней демократические изменения в управлении афинским полисом.

Темы сообщений (обязательна презентация):

1. Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э.:

1. Плутарх и роль его «Сравнительных жизнеописаний» для развития европейского жанра биографической истории.

2. Культура Греции в архаический период:

а) архитектура и изобразительное искусство;

б) литература и театр.

Домашнее задание: составить 2 схемы, сравнить их и сделать выводы о процессе демократизации афинского общества, социальной основе этих реформ:

Схема 1. «Политическое устройство Афин при Солоне».

Схема 2. «Государственное устройство Афин после реформ Клисфена».

Наши рекомендации