Философские учения Древней Греции (милетская школа, диалектика Гераклита, Пифагор, софисты, Сократ).
Характерным для античной философии является наличие четко выраженной материалистической линии, которая дает себя знать уже в самой ранней из греческих философских школ – милетской (VII – V вв. до н.э.), к которой относятся три мыслителя: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Все три мыслителя сделали решительные шаги к демифологизации античного мировоззрения. Фалес полагал, что все существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Анаксимандр признавал единым и постоянным источником рождения всех вещей некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон (буквально «беспредельное»). Анаксимен, принимая за первооснову воздух, ввел важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камень и огонь. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом. Гераклит из Эфеса полагал, что истина достигается размышлением. Главное произведение Гераклита – «О природе». Глубина мысли Гераклита затемняется стилем ее изложения. Современники прозвали его «Темный» за туманное изложение своих мыслей. В качестве субстанционально-генетического начала Вселенной он рассматривает огонь, так как из четырех стихий огонь наиболее подвижен и изменчив. Гераклит – стихийный материалист и наивный диалектик. По учению Гераклита, гармония (единство) и борьба Противоположностей – это две стороны одного и того же всеобщего логоса, порядка всего происходящего в мире. Другой философ, Пифагор, в качестве основного принципа всего сущего выделял число. По мысли Пифагора, «Бог — это число чисел», «числу же все подобно». По всей видимости, им было разработано учение о четных и нечетных числах, об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях. Мораль и право столь же различны, как суждения о вкусе и формах наслаждения. Людей, наиболее последовательно отстаивающих эту точку зрения, называли софистами. Софисты выполняли функцию «просвещения народа». Они распространяли знания и культуру среди народа, прежде всего среди политически активных граждан, способных оплатить их труд. Наиболее известными софистами были Горгий, Фрасимах и Протагор. Тезис Протагора, что «человек есть мера всех вещей», может быть истолкован как эпистемологическое положение, а именно: вещи не обнаруживают себя перед людьми такими, какими они являются сами по себе. Перед человеком предстают всегда только определенные стороны или свойства вещей. Сократ заложил основы идеализма. Основополагающая способность человека, по Сократу, это разум, мышление. Он приходит к убеждению, что самая главная идея – это идея блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе и справедливость. В центре сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. Сократ связывает нравственность с разумом, что дает основание считать его этику рационалистической. Истина и нравственность для Сократа – совпадающие понятия. «Познай самого себя» - это изречение закрепилось за Сократом не случайно, ни один из мыслителей античного мира не сделал установку на самопознание. Философия, с точки зрения Сократа, есть способ познания добра и зла.
5. Становление европейской философии в Древней Греции (философия Демокрита и Платона).
Принято считать, что Демокрит жил с 460 по 370 г. до РХ. Демокрит родился в колонии Абдеры во Фракии. Атомизм Демокрита гениален в силу его простаты. Существует только один вид первоначал – маленькие неделимые частицы. Они движутся в пустоте, и их движения определяются исключительно механическими причинами. Все перемещения этих частиц вызываются их взаимными столкновениями. Маленькие материальные частица мыслятся как физически неделимые. Их свойства являются исключительно количественными, то есть свойствами, которые можно описать с помощью простейших математических понятий – это протяженность, форма, вес и т.п., но не цвет, вкус, запах, боль и т.п. Атомы столь малы, что не могут чувственно восприниматься. Вводится объяснение ощущаемых объектов с помощью принципиально чувственно невоспринимаемых сущностей, которые могут только мыслиться. Все атомы состоят из одного и того же материала. Он они различаются по форме и размерам, которые постоянны для каждого отдельного атома. Вещи возникают, когда атомы «сцепляются вместе». Вещи исчезают, когда образующие их атомы удаляются друг от друга. Движения атомов не зависят от божественного или человеческого разума. Все происходит механически.
В лице Платона (427 – 347 гг. до н.э.) древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения. В философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре составные части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику. Множество бытия Платон называет видами, идеями (эйдос) или сущностями. Платон стремится развить сократовские представления. Для всякой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая для каждой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается ее именем. Идеи – это единственный путь преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира. Материальный мир вторичен. Что же представляет собой идея? Идеи существуют и без человека, идеи суть подлинные сущности. Идеи – объективны, в этом – ядро объективного идеализма Платона. Действительность разделена на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Мир идей – первичен, многообразие чувственно воспринимаемого мира – вторично. Между областью «идей» и областью «вещей» у Платона находится «душа мира». Чувственный мир – порождение мира «идей» и мира «материи». Однако, кроме бытия должно существовать и небытие. Это небытие Платон отождествляет с материей, а бытие – бестелесные, нематериальные идеи. При этом для Платона идеи первичнее материи. Виды (идеи), прежде всего бытие, а не понятие нашего ума, и существуют они сами по себе, независимо от субъекта, от его сознания и познания. Между миром идей и небытием (т.е. материей как таковой) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие, которое отделяет истинное бытие от небытия.
Философия Аристотеля.
Философия Аристотеля является логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Аристотель – мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания. Аристотель конкретнее, эмпиричнее Платона, его по-настоящему интересует индивидуальное, жизненное данное. Он не отождествляет бытие с идеями и критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю. Наипростейшей определенностью этой первой материи являются, по Аристотелю, четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля. Эти четыре элемента – основа реальных (чувственно воспринимаемых вещей). Правда, позднее, в связи с проблемами небесных сфер, Аристотель вводит пятый элемент – эфир. Самобытное единичное бытие Аристотель называет субстанцией, т.е. такое бытие, которое существует само в себе. Мир есть совокупность субстанций, каждая из них – некоторое единичное бытие. По Аристотелю, каждая единичная вещь, единичное бытие есть сочетание, единство «материи» и «образа», «формы». Материя – это первичный материал, потенция вещей. Основным средством познания мира Аристотель считал категории сущности. Его убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание значения первых сущностей и производное вторичных, как его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического понимания действительности. Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство, наука. Научное познание, таким образом, представляется как вершина всего процесса познания. Чувственное познание Аристотель считал истинным. Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны.