Милетская школа. Гераклит. Пифагор

Античная философия зародилась в Греции в VI в. до н.э. и завершила свое существование с крушением Римской империи в V в. н.э. Она возникла и развивалась в греческих городах-государствах, главным образом в Афинах, продолжала существовать в период македонского господства и в Римской империи. Античная философия включает в себя ряд очень отличных друг от друга философских течений. Некоторые из них основывались на мистических представлениях и догме, другие отдавали предпочтение строгим доказательствам.

Греки, как и все остальные народы, имели собственные религиозные мифы о создании мира и происхождении цивилизации, но приблизительно за шесть веков до н.э. некоторые из них начали поиск более рациональных и более эмпирически обоснованных теорий о строении и происхождении мира. Некоторые из этих первых философов (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) жили в городе-государстве Милете, расположенном на побережье нынешней Турции. Они известны как "милетская школа", по имени своего родного города. Главной задачей милетцев был поиск первовещества, или первоначала, из которого образуется все разнообразие мира.

Фалес(ок. 625 – ок. 547 до н.э.) был уроженцем Милета, процветающего торгового города в Малой Азии. Время жизни Фалеса определяется тем фактом, что он предсказал солнечное затмение, случившееся (как утверждают астрономы) в 585 г. до н.э. Известно также, что Фалес предпринял поездку в Египет и привез оттуда сведения по геометрии. Но если геометрические знания египтян служили главным образом для решения эмпирических задач, то греки, опираясь на эти знания, в дальнейшем создали математику как науку. Фалес считал, что вода является первичным веществом, которое лежит в основе всей Вселенной, а все остальное образуется из нее. Положение Фалеса, что все возникло из воды, можно рассматривать как вполне научную гипотезу, так как даже в начале XX в. мнение, что все состоит из водорода, который составляет две трети воды, было общепризнанным.

Анаксимандр(ок. 610 – после 547 до н.э.), ученик Фалеса, считал, что все многообразие мира проистекает из единой первичной субстанции, но это не вода и не какое-либо другое известное нам вещество. Анаксимандр считал, что первосубстанция не может быть ни водой, пи каким-либо другим известным элементом, так как воздух – холоден, вода – влажна, огонь – горяч, и если бы один из этих элементов был основным, то он поглотил бы остальные. Следовательно, первичная субстанция должна быть нейтральной. Анаксимандр считал, что наш мир сосуществует одновременно с другими постоянно рождающимися и умирающими мирами. Они возникли не в результате творения, а в результате развития. Эволюция существует, утверждал Анаксимандр, и в мире животных. Живые существа возникли из влажной субстанции. Идея возникновения жизни из водной среды и постепенной эволюции видов была исключительно новаторской для того времени.

Анаксимен(ок. 588 – ок. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, продолжает развивать главную идею милетских натурфилософов. Но он предлагает в качестве первоначала воздушную субстанцию. Воздух – самая подвижная среда. Охлаждаясь, он становится водой, затем землей и, наконец, камнем. Эта идея интересна тем, что она все различия между разными субстанциями трактует как количественные различия, зависящие только от степени сгущения. Анаксимен обожествляет воздух. "Подобно тому, – говорит он, – как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир".

Первые досократики из Милета – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен – пытались выработать космологические концепции, дать обоснованные представления о мире, в котором мы живем.

Гераклит(ок. 544 – ок. 483 до н.э.). Если милетцы искали первооснову мира, то Гераклит указал на одну из основных черт мира (реальности) – бесконечное становление. Существенная черта всего сущего – движение, ибо ничто не остается неизменным, ничего постоянного нет. "Все течет, все изменяется", – так обобщил Гераклит рассуждения милетцев. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Кажется, река остается одной и той же, но на деле ее воды сменяются.

Отвечая на вопрос о первоначале мира, Гераклит предложил рассматривать огонь как основную субстанцию. Огонь – совершенный образ движения: пламя непрерывно меняется и в то же время сочетает в себе гармонию контрастов. Все, подобно пламени в костре, рождается благодаря чьей-либо смерти.

С именем Гераклита связана и другая доктрина, которой он придавал даже большее значение, чем идее вечного изменения – теория о слиянии противоположностей. В мире существует единство, но это единство образуется сочетанием противоположностей. В борьбе противоположности соединяются, чтобы породить движение, которое и есть гармония. Как следствие, Гераклит превозносил войну. "Война, – говорил он, – отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим – людьми; одних она сделала рабами, других – свободными", "Следует знать, что война всеобща и правда – борьба и что все происходит через борьбу и по необходимости". Эта теория содержит в себе зачатки гегелевской философии, которая также исходит из "единства и борьбы противоположностей". И так же, как Гераклит, Гегель будет считать, что война имеет величайшее значение.

Можно предположить, что высокая оценка войны как источника развития связана с презрением, которое Гераклит питал к человечеству. Он считал, что только силой можно принудить людей жить добродетельно: "Всякое животное направляется к корму бичом". Если с этим взглядом Гераклита вряд ли можно согласиться, то его высказывание: "Многознание не научает быть мудрым, мудрость – это знание оснований и причин" можно считать вполне приемлемым.

Пифагор(VI в. до н.э.). У Пифагора понятие "первоначало" теряет связь с физическими элементами. Пифагорейское начало всех вещей – число. Математика в смысле доказательного дедуктивного обоснования также начинается именно с Пифагора. У Пифагора она оказалась тесно связанной с особой формой мистицизма.

Пифагор основал мистическое учение, главные положения которого состояли в учении о переселении душ и греховности употребления в пищу бобов. Взгляды Пифагора нашли свое воплощение в особом религиозном ордене, предписания которого выглядят достаточно своеобразно, например:

1) воздерживайся от употребления в пищу бобов;

2) не поднимай то, что упало;

3) не прикасайся к белому петуху.

Все эти правила, относятся к примитивным запретам – табу. Через всю историю греческой культуры проходит противоположность между рациональным и мистическим. Таким образом, две противоположные традиции – научная и мистическая – связаны с его именем.

Пифагор верил, что душа бессмертна, она просто переселяется в другие виды животных, поэтому Пифагор, подобно католическому святому Франциску Ассизскому (XII в.), произносил проповеди перед животными. Рассказывают, что, гуляя, Пифагор увидел собаку, которую били. "Прекрати, не бей ее, – вмешался Пифагор, – в ней душа моего друга, я узнал его по голосу". Так несколько иронично описывает взгляды Пифагора на бессмертие души философ Ксенофан.

В пифагорейский союз на равных условиях принимались как мужчины, так и женщины; все члены общества владели собственностью сообща и вели одинаковый образ жизни. Наука (занятия математикой) была для пифагорейцев средством для достижения определенного жизненного идеала: созерцательного образа жизни. "Именно беспристрастная наука является... важнейшим... средством очищения; и человек, посвятивший себя науке, – настоящий философ, он наиболее полно освобождается от “круговорота рождения”".

Как известно, Пифагор говорил, что "все вещи суть числа". Число является причиной любой вещи и выражает суть взаимосвязи всего сущего. Если все есть число, порядок, то и весь космос представляется в виде численно упорядоченной гармонии, познаваемой во всех его частях. Кстати, Пифагор первым, как свидетельствуют античные источники, назвал определенный порядок всего мирского космосом. Открытие математической регулярности всего сущего изменило направление познающего разума и ход развития всей западной культуры. С воцарением числовой гармонии изменился взгляд на мир. Вместо темных непонятных сил пришло число как символ разумного порядка и истины.

Философия Аристотеля

Наши рекомендации