Вопрос 13: Сушность аналитической стратегии в современной неклассической философии

Постклассическая философия среди феноменов человеческого бытия особым образом выделяет язык. Центральной проблемой он становится для аналитической философии ХХ века. Философия в ней понимается как аналитическая деятельность, способствующая прояснению языка, а, следовательно, и мира. Центральными проблемами аналитической философии к концу XX века становятся проблемы понимания, смысла, коммуникации.

Аналитическая традиция отличается строгостью, точностью используемой терминологии, осторожным отношением к широким философским обобщениям. В рамках аналитической стратегии XX века задача критики языка видится не только в определении пределов применения языка, но и в прояснении сути языкового значения, способов его передачи в коммуникации, причин понимания или непонимания его смыслового содержания.

В развитии аналитической философии можно выделить два основных этапа. Для первого, логико-аналитического этапа характерен логицизм и ориентация на анализ научного знания (Г. Фрегге, Б. Рассел, А. Тарский). На втором, позднеаналитическом этапе, последовавшем после философского «прагматического поворота», происходит расширение проблемного поля анализа при сохранении единства стиля (поздний Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Серл, У. Куайн, К.-О. Апель).

Позитивистская ветвь аналитической философии проходит несколько этапов в своем развитии: классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (члены Венского кружка, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик), постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин, К. Поппер).

Вопрос 14: Сущность экзистенциально-феноменологической стратегии в современной неклассической философии

Феноменология возникает на рубеже 19 и 20 веков. Основоположник - немецкий философ Эдмон Гуссерль.

Феноменология обращается к проблеме сознания человека.

Интенциональность – направленность нашего сознания на предмет, который познается.

«Жизненный мир» – с помощью этого, пытается показать, что человек и мир взаимосвязаны и находятся в единстве.

На основе феноменологии развивается экзистенциализм.

Экзистенциализм возник в России в начале 20 века накануне первой мировой войны.

Представители: Лев Шестов, Николай Бердяев.

После первой мировой войны развивается в Германии.

Представители: Карл Ясперс, Мартин Ха′йдеггер.

В период второй мировой войны - во Франции: Жан Поль Сартр, Альберт Камю.

Основное понятие: – экзистенция – конкретное существование человека.

Основные проблемы экзистенциализма:

1.Проблема свободы человека

2.Проблема сущности и существования

3.Проблемы понимания и коммуникации и др.

Именно экзистенциалисты показали, что решая очень многие философских проблемы следует начинать с понимания «что такое человек» и обращаться ко внутреннему миру человека.


Вопрос 15:Особенности русской философия и кругеепроблем.

Нач.17 вв. Зарождение

Представители: Метрополит Илларион, Владимир Мономах, Кирилл Туровский

Зарождение философской проблематики

Неразделенность философии и теологии

Отсутствие целостных концепций

К.17 –нач.18вв. Русское просвещение

Представители: Татищев, Радищев, Ломоносов

Попытка построить идеальную модель гос-ва

Интерес к образованию и науке

К.18-19 вв. Расцвет русской классической философии

Историософия Чаадаева

Славянофилы и западники

Философия свободы и творчества Бердяева

Западничествокак течение русской обществ. жизни оформилось в 40-60-х гг. XIX в. Его основные идеи развивались в кружках Станкевича Н. В.(Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский) и Герцена — Огарева.

Идеи:

1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре;

2) идея социально-экономического реформирования по западному образцу

3) отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; средством социальных преобразований должно было выступить, прежде всего, просвещение и пропаганда;

Славянофильство— религиозно-фил. течение русской общест. мысли, оформилось в конце 30 - начале 60-х гг. XIX в.

Основная идея:

утверждение самобытности России, ее обществ, уклада. Своеобразие России виделось славянофилам в соборности русской жизни, проявл. в общинном земледелии. Славянофилы отвергали западный рационализм.

Наши рекомендации