Предмет философии, его историческая динамика. Функции философии. Место философии в формировании духовной культуры общества.
Философия - одна из древнейших областей человеческого знания. Впервые термин "философия" употребил Пифагор. В буквальном смысле это слово означает "любовь к мудрости". С самого своего возникновения она включала зачатки различных наук и одновременно обобщенные размышления людей о мире и о себе, о тайнах мироздания и судьбах человечества. По мере развития конкретных наук она стала специально изучать отдельные области действительности. Предмет философии периодически изменялся, но всегда оставался круг особенно интересующих ее вопросов. Коренными философскими вопросами всегда являлись вопросы мировоззрения.
Природа философии двойственна, она выступает как: 1) объективно-научное познание и 2) форма общественного сознания (идеология, мировоззрение), ориентированная на определенные социальные ценности. В первом случае она может быть до известной степени сопоставлена с отдельными конкретными науками, поскольку и ей присуще стремление к познанию законов, совершенствованию понятийного инструментария и т. д. В то же время у нее нет собственной экспериментальной базы, она не пользуется математическим аппаратом и т. п. Второй аспект анализа содержания и направленности философии предполагает ее соотнесение с формами общественною сознания (религия, искусство, правосознание, политическая идеология и пр.), рассмотрение ее места в духовной культуре.
Философии присуща определенная внутренняя дифференциация, которая не является постоянной. В настоящее время за основу членения философии берется ее взаимосвязь с различными областями культуры. В связи с этим можно выделить философию природы, философию истории, философию науки, философию техники, философию морали, философию политики, философию искусства, философию религии и т. д.
Важнейшими функциями философии в системе научного знания и культуры являются мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, т. е. она выступает в роли мировоззрения, гносеологии (теории познания) и методологии (учения о методах). Непреходящее значение для философии имеет проблема человеческого существования, развития и сохранения вечных общечеловеческих ценностей. Философия была, есть и будет формой познания предельно общих оснований бытия.
4. Основные проблемы и структура философии. Проблема основного вопроса философии.
Особое место в философии принадлежит основному вопросу философии, который впервые сформулирован Л. Фейербахом, а затем детально разработан Ф. Энгельсом. В этом вопросе схвачены основные понятия философии, раскрыты сущность и направление борьбы различных течений философской мысли. Он включает две стороны; онтологическую (от слова "онтология" - учение о бытии), или вопрос о сущности мира, и гносеологическую (от слова "гносеология" - учение о познании), или вопрос о познаваемости мира. В зависимости от ответа на вопрос - что первично, а что вторично - философы подразделяются на материалистов и идеалистов. Существуют различные исторические формы материализма и две основные разновидности идеализма - объективный и субъективный.
Ответ на вопрос о познаваемости мира может быть положительным или отрицательным. Положительное решение вопроса о познаваемости мира характерно для подавляющего большинства философов, как материалистов, так и идеалистов. Такой взгляд можно охарактеризовать как гносеологический оптимизм. Сравнительно небольшая группа философов отрицает познаваемость мира (агностики).
В настоящее время статус ОВФ нередко ставится под сомнение. Действительно, большинство современных философов не занимаются им специально. В качестве его эквивалента чаще всего выдвигается проблема человека.
Проблема метода. Диалектика и метафизика. Наряду со стержневой проблематикой важно выяснить метод философии и тем самым ее методологическую функцию. Поиски философов в этом направлении проходили в форме борьбы между диалектикой и метафизикой. В основе диалектики лежит признание принципов всеобщей связи и развития мира. Метафизика (догматизм) так или иначе, отрицает или ограничивает всеобщую связь и развитие действительности.
5. Философские школы древней Индии.
В Древней Индии с середины первого тысячелетия до н.э. формируются философские школы в рамках возникших рабовладельческих государств.
Индийская философия возникает на основе богатой культурной традиции многочисленных народностей Древней Индии.
Философская традиция Индии очень своеобразна и по многим своим особенностям значительно отличается от философии европейской. Наиболее существенными характерными её чертами являются:
- параллельное сосуществование множества различных школ и течений;
- преобладание духовной проблематики и тесная связь с религиозными учениями;
- цель жизни - достижение освобождения от страданий и материальных оков земного мира;
- пессимизм в индийской философии является не конечным, а исходным положением;
- незнание расценивается как причина зависимости и страданий живых существ;
- нехарактерно противопоставление Бога и человека;
- приверженность традиции.
Самым древним религиозно-философским учением Индии является брахманизм, в основе которого ведийская литература и поклонение многочисленным богам. Человек – творение богов. Прародителем людей считался Ману. Этому прародителю приписывались «Законы Ману» (сборник предписаний). Тело смертно. Душа вечна. Со смертью человека она не погибает, а поселяется в другое тело, растение или животное.
Другой крупной философской школой Древней Индии является джайнизм (от слова «джина» - победитель). Джайны («победители») стремятся победить самих себя и соблюдают пять обетов: невреждение (всему живому), правдивость, неворовство, отказ от плотских удовольствий, непривязанность, отрешенность. Джайнизм допускает женщин к монашеству и к изучению священных книг. Джайнизм не полностью избавился от идей брахманизма. Философская основа этого учения такова: мир состоит их неживого (аджива) и живого (джива). Джайнизм распадается на две секты. Это – шветамбары, т.е. «одетые в белое», и дигамбары, т.е. «одетые пространством» (иногда не носят никаких одежд). И те и другие – аскеты, но вторые придерживаются крайних степеней аскетизма.
Крупным антибрахманским движением в Древней Индии явился буддизм. Основателем учения стал бывший царевич из рода Гаутама по имени Сиддхартха. Основу буддизма составляют четыре «благородные истины», к которым Сиддхартха пришел, сидя под деревом:
жизнь есть страдание;
причина страданий –неудовлетворенные желания;
возможно избавление от страданий;
есть путь, ведущий к избавлению от страданий.
Этот путь восьмеричен («благой восьмеричный путь»): 1) правильные взгляды; 2) правильная решимость; 3) правильная речь; 4) правильное поведение; 5)правильный образ жизни; 6) правильное усилие; 7) правильное направление мысли; 8)правильное сосредоточение.
Буддизм как этическое учение направлен на достижение человеком нирваны, т.е. состояния невозмутимости, спокойствия, блаженства. В III веке до н.э. буддизм становится официальной идеологией Индии.
6. Древнекитайская философия, её рационально-практическая направленность.
В Древнем Китае наблюдалось относительно слабое развитие мифологии. Это в какой-то мере объясняется особенностями китайского мышления, которое отличалось повышенной практичностью. Поэтому наряду с мифологией оригинальным основанием философского мировоззрения в Китае явилась гадательная практика и сопутствующая ей предфилософия.
Философия Древнего Китая в основном сводится к социально-этическим проблемам. Но в ней содержатся и онтологические воззрения. Так, все сущее китайские мыслители сводили к пяти элементам (земля, вода, огонь, дерево и металл), выделяли также мельчайшую частицу «ци», которую нередко отождествляли с энергией. Китайской философии свойственны:
сильный традиционализм в культуре, который отразился и на философии;
преобладание чисто практической философии;
сосуществование множества различных школ;
слабое развитие логики;
малая системность как следствие слабого развития логики и недостаточной связи с наукой;
Дао – исток и центральное понятие;
преобладание идеализма над материализмом.
Важнейшими философскими учениями Древнего Китая являются конфуцианство, моизм, даосизм, легизм. Кроме того, выделяют школу «инь-ян» и школу имен. Основатель конфуцианства – Кун Фу-цзы Его учение изложено в книге «Лунь юй» («Беседа и высказывания»). В конфуцианстве можно выделить пять нравственных принципов (гуманность, справедливость, учтивость, мудрость, искренность). Конфуцианская этика опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие». Конфуций развил учение о «благородном (высоком) муже» (цзюнь-цзы) и «подлом (низком) муже» (сяо-жэнь). Первый заботится о себе и других, о справедливости и долге, второй – только о выгоде для себя. Конфуций неустанно пропагандировал сочинения предшественников. Консерватизм конфуцианства оказал стабилизирующее влияние на всю духовную жизнь Китая.
19. Философия И. Канта.
Родоначальником классической немецкой философии явился Иммануил Кант. Философское творчество Канта принято делить на два периода: до и после 1770 года. Первый из них «докритический», второй – «критический». В «докритический» период философ стоит на позициях естественнонаучного материализма. В 1755 г. он написал трактат «Всеобщая естественная история и теория неба», в котором выдвинул гипотезу о возникновении солнечной системы из газопылевой туманности, частички которой консолидируясь и завихряясь вели к образованию небесных тел. В «критический» период (с 1770 г.) Кант свои главные работы назвал так: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В них с позиций материализма он переходит на позиции субъективного идеализма. Так, пространство и время теперь трактуются Кантом не как объективные формы внешнего мира, а как априорные, т.е. доопытные, присущие сознанию формы чувственного созерцания. Всю прежнюю философию теперь Кант называет догматической, слепо верящей в способности разума, хотя эти способности (границы) разума никто не проверял. Процесс познания, по Канту, проходит три ступени: 1) чувственное познание; 2) рассудок; 3) разум. Кант сформулировал закон вечной мировой морали в виде категорического императива (безусловного повеления). Вот две формулировки этого повеления: 1) Поступай так, чтобы максима (общее правило) твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства; 2) Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице так же всякого другого как к цели или самоцели и никогда не относился бы к нему только как к средству. Большое значение имеет эстетика Канта. В ней он дал глубокий анализ ряда эстетических категорий («приязнь», «игра», «возвышенное» и др.). Общее определение прекрасного у Канта выглядит так: «Прекрасное есть то, что нравится вообще без понятий». Кант был решительным противником войн между народами. Он написал трактат «О вечном мире», в котором предложил самое широкое взаимодействие стран (в экономике, торговле, обмене людьми и идеями), при котором понятие «чужой» потеряет смысл, и люди не смогут воевать друг с другом. К сожалению, до сих пор этот идеал немецкого мыслителя до конца не реализован.