Осн. течения западно-европейской фил. мысли: герменевтика; структурализм и постструктурализм; ф-я постмодернизма.

Философская герменевтика(XX в.), Г.-Г. Гадамера выступает в кач-ве общей теории понимания различных объектов культуры (текстов, произведений искусства и др.), которые обладают определенными транслируемыми через традицию смыслами. Это делает их понимание – процессом интеграции смысловых горизонтов исторически передаваемого содержания некоторого произведения и актуального смыслового контекста самого интерпретатора. Последнее обстоятельство предполагает важность реконструкции опыта традиции, постижения смыслов культуры для подлинного понимания совр-ти и действительного самопонимания челов. личности.

Герменевтическая триада: переживание – выражение - понимание.

Проблема выражения мысли посредством слова. Герменевтический круг – для познания целого нужны части, для познания частей нужно целое. Неисчерпаемость смысла «текста-мира» а) множество языков, диалектика; б) многозначность языкового смысла; в) социокультурные различия общества; г) гендерное различие; д) возрастное различие смысла: Реконструкция опыта традиции, постижения смыслов культуры для подлинного понимания современности и самопонимания человеческой личности (индивидуальность опыта приводит к абсолютизации проблемы понимания другого).

структурализм (XX в.), К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан .Изначально сформировавшись на материале изучения примитивных обществ, структурализм постепенно превратился в теорию и практику объяснения различных общественных и культурных явлений как структурных единиц, или кодов, закладываемых в процессе развития об-ва и определяющих смысл тех или иных событий, а также тенденций общественной жизни. Структуралистский подход к анализу общества строится на выделении бинарных оппозиций (левое – правое, живое – мертвое и т.д.) в качестве структурирующих и регламентирующих поведение человека кодов, которые на современном этапе функционируют как особые идеологические и мифологические порядки, диктующие правила нормальности и легитимности сфер потребления, питания, моды, общения и т.д. Идея «смерти Автора».

Ж. Лакан формирует свою оригинальную концепцию «структурного психоанализа», претендующую дать иное прочтение темы бессознательного в пространстве языка. Трансформируя фрейдистское понимание структуры психического, Лакан предлагает собственную модель описания человеческой психики через связку понятий «реальное – воображаемое – символическое»: реальное здесь обозначает уровень несистемных, невыразимых в языке импульсов желания, лежащих до и в основании всяких структур личности; воображаемое в таком случае задает индивидуальную картину самоописаний человеческой личности, стремящейся составить на языковом уровне целостный образ себя; замыкает же структуру психического понятие символического как того, что превосходит отдельные аспекты человеческой личности и гарантирует возможность обращения к совокупности культурных смыслов на уровне языка. Структурализм эволюционирует в постструктурализм, который делает предметом своего изучения уже непосредственные предпосылки создания структуры, лежащие, по мнению М. Фуко, в порядках власти и желания, где сама по себе структурация выступает как подавление и Постмодернизм (Бодрийяра,Деррида, Демез)выступает в кач-ве попытки поставить фил диагноз современности во всех ее многообразных и изменчивых проявлениях.По словам Ж.-Ф. Лиотара, совр. ф-я является отражением состояния постмодерна в культуре как ситуации кризиса и утраты легитимности больших повествований, метанарративов (например, идей коммунизма, фашизма, либерализма и т.д.), которые ранее мобилизовали массы людей на грандиозные социальные эксперименты и исторические свершения, а также отказа от любых попыток нормировать и структурировать социальную жизнь в формах доминирующих рациональных представлений. Также проблемой является феномен «распада субъекта», что зримо воплощается в утрате современным человеком стержневых моментов собственной личности и усиливающейся «мозаичности» его сознания. Ж. Бодрийяра - тотальная симуляция реальности как замена оригинальных форм поведения и мышления их суррогатами, воссоздающими иллюзорный образ действительности в качестве картины мира современного человека.Деконструкции (Ж. Деррида) – разрушения традиционных метафизических смыслов. Реконструкции нового пространства смысловкак равноправных источников значения, имеющих вид диссипативных структур мысли.





14. Фил. мысль Бел-си: осн идеи и этапы развит (просветительство, ренессанс и реформация, просвещение, фил идеи конца XIX-нач.XX века)

Тематически становление бел. ф-и можно поделить на 6 этапов: 1) зарождение фил мысли Бел-си; 2) ф-я и общественно-политическая мысль бел Возрождения и Реформации; 3) ф-я и общественно-политическая мысль бел. Просвещения; 4) ф-я и общественно-политическая мысль бел нац. возрождения XIX – нач. XXвв; 5) диалектико-материалистическая ф-я в период существования БССР; 6) совр ф-я Бел-си. Осн. черты Бел. философской мысли: 1) прерывность, серия «разрывов» в поступательном развитии; 2) постоянное полярное напряжение между Западом и Востоком; 3) Развитие страны и нации за редкими исключениями происходило при ее включенности в более широкие целостности; 4) В рез-те почти всегда недостаточная самостоятельность собственно фил. развития. 1. Зарождение бел. социально-философской мысли: для белорусских земель времен Киевской Руси характерно мощное движение христианского просвещения; этот период белорусской истории отмечен деятельностью таких фигур, как Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Ефросинья Полоцкая. 2. Бел. философская мысль эпохи Возрождения и Реформации: происходит генезис бел. народности; мировое распространение идеи Возрождения и Реформации: 1) антропоцентризм, т.е. идея самодостаточности человеческого бытия; 2) идея абсолютной дух. свободы (+концепция гносеологического оптимизма); 3) натурализм. Бел. ф-я эпохи Ренессанса: реформационное движение; не получил полного развития принцип индивидуальной свободы; сделан акцент на идеи ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага; была характерна актуализация христианско-гуманистических ценностей; Реформация. Протестантизм и утверждение личных прав (Статуты ВкЛ). Ф-я раннего Возрождения - идея рационального переустройства об-ва. Ф-я Возрождения и Реформации (2 пол. 16 в.): попытки практического социального реформирования (Статуты) обоснование идей рационализма политического реформизма, естественного права (М. Литвин, С. Будный, А. Волан). Ф-я позднего Возрождения (кон. 16-17 вв.): защита национально-культурного своеобразия белорусов, политического самоопределения, схоластика (К. Лыщинский (Трактат о несущ.Бога), С. Полоцкий).

Ф-я в период Просвещения (17- нач. 19 вв.): Казимир Нарбут – критика схоластики, деизм, дуализм; АниолДовгирд – проблемы гносеологии, логики; Мартин Почобут, Ян Снядецкий - взаимосвязь философии и естествознания.Философия и развитие белорусского самосознания в 19-20 вв. : К.Калиновский (необх. суверенитета белор. народа); Фр. Богушевич (язык способен закреплять и транслировать мировоззрение человека); Я. Купала, Я. Колас (соотношение индивидуального и коллективного, проблема свободы); Игнат Кончевский (Абдиралович) (анализ геополитического положения Беларуси между Востоком и Западом)

Вывод: соврем Бел. ф-я концентрируется вокруг 3 проблем: 1)соотношение нации и культуры в процессе глобализации, угроза растворения национальной аутентичности; 2) идеи бел. национализма; 3) проблема нацио строит-ва в контексте билингвистической ситуации (двуязычья)

Наши рекомендации