Семинар №10. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ.
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. Сущность познания. Субъект и объект познания.
2. Структура познавательной деятельности. Чувственное и рациональное в познании: специфика, формы, взаимосвязь.
3. Природа истины и ее свойства.
4. Критерии истины.
Литература
Основная:
Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.
Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.
Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.
Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.
Дополнительная:
Введение в философию. Ч. 2. Гл. XII. - М., 1989.
Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев. Гл. 7. - Ростов-н/Д., 2001.
Горский Д.П. Вопросы абстракции и образования понятий / Д.П. Горский. - М., 1961.
Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В.В. Ильин. - М., 1993.
Практика и познание. - М., 1983.
Философия: проблемный курс. Раздел II. - М., 2002.
Философия: учебник для вузов / под ред. Л.А. Никитич. Гл. 3. - М., 2000.
Основные понятия:субъект, объект, познание, практика, чувственное, логическое, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, достоверность, истина, заблуждение, ложь, знание,
Семинар № 11. НАУЧНОЕ ПОЗНАНЕ: СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие науки. Особенности научного знания.
2. Возникновение и эволюция науки. Исторические типы науки.
3. Наука как социальный институт, как деятельность, как знание.
4. Наука и производство: особенности современного этапа развития науки.
Литература
Основная:
Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.
Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.
Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.
Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.
Дополнительная:
Билалов М.И. Многообразие форм существования истины и проблема ее интерпретации / М.И. Билалов // Философские науки. - 1991. - № 1.
Делокаров К.X. В поисках новой парадигмы: Синергетика. Философия. Научная реальность / К.X. Делокаров, Д.В. Демидов. - М., 1999.
Естествознание в гуманитарном контексте. - М., 1999.
Ильин В.В. Философия : учебник для вузов / В.В. Ильин. Ч. 1. Эпистемология. - М., 1999.
Леглер В.А. Наука, квазинаука и лженаука / В.А. Леглер // Вопросы философии. - 1993. - № 2.
Степин В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. - М., 2000.
Философия и методология науки: учеб. пособие / под ред. З.И.Купцова. - М., 1996.
Философия: проблемный курс. Раздел 1. Гл. 3. - М., 2002.
Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В.С. Швырев. - М., 1978.
Основные понятия:наука, научно-технический прогресс, научная революция, методология, метод, эмпирический, теоретический, анализ, синтез, наблюдение, сравнение, эксперимент, аналогия, модель, моделирование, абстрактное, конкретное, гуманитарное.
Семинар № 12.Методология научного познания
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. Метод и методология. Метод как единство объективного и субъективного.
2. Классификация методов.
3. Научные методы эмпирического и теоретического исследования. Общелогические методы.
4. Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.
Литература.
Основная:
Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.
Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.
Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.
Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.
Дополнительная:
1 Философия / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д, «Феникс», 2003. - Гл. IV, §§ 5-6, гл. Х, § 2-3.
2 Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Ростов н/Д, «Феникс», 1999. - Гл. IV, V, VIII.
3 Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с. – С. 4-27, 33-37, 99-120.
4 Подкорытов Г.А. О природе научного метода. - Л., 1984. - Разд. I, гл. 1-5.
5 Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 608 с. - Гл. V, § 1-2, 5-6.
6 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с. – С. 156-163.
7. Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. – Ростов н/Д, 1992.
Основные понятия:Метод, индукция, дедукция, субъективное, объективное, абстракция, синергетика.
МОДУЛЬ III. Социальная философия
Комплексная цель третьего модуля – формирование у студентов знания основных структурных компонентов и закономерностей функционирования общества и места в нем человека.