Он первым предложил систему классификации наук.
Науки | Предмет изучения |
Введение в философию - логика | Законы и формы мышления |
Теоретическая философия: Первая философия – метафизика Вторая философия - физика | Вечные сверхчувственные формы – нематериальные начала всего сущего Природа, т.е. материальные изменчивые сущности |
Практическая философия Этика Политика экономика | Человеческое поведение и его нормы Социально-политическая деятельность Экономическая деятельность |
Творческая философия Эстетика Риторика | Искусство Красноречие |
Аристотель стал первым историком философии. Анализируя любую проблему, он всегда начинал с изложения всех известных ему мнений предшествующих философов по данному вопросу. Благодаря ему мы обладаем знаниями по древнегреческой философии раннего периода
В онтологии Аристотель был дуалистом. Он признает существование двух самостоятельных первоначал - материи и формы. Все вещи состоят из них. Материя - вечна, неотразима и неуничтожима, не может возникнуть из ничего, не может увеличиться, или уменьшиться в своем количестве. Сама по себе материя пассивна. Она содержит в себе лишь возможность (потенцию) возникновения действующего многообразия вещей, как мрамор – возможность различных статуй. Мыслитель выделил также промежуточные между материей и конкретными вещами основы бытия. Это четыре элемента - воздух, вода, огонь и земля. Все вещи представляют различные комбинации этих элементов.
Чтобы придать материи вид вещи, ее нужно соединить с формой как некой активной причины, внутреннего двигателя. Форма – это некая идеальная сущность вещи, видовая или розовая, но не индивидуальная. Только при внесении формы в кусок меди, мы получаем определенный предмет: кувшин, вазу и т.д. Форма – общая сущность для множества предметов одного типа: различные кувшины (разной конфигурации и т.д.) обладают единой сущностью кувшина.
Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступает как материя. Например, глина есть оформленная материя (земля), в которую привнесена форма (сущность) глины. Земля в данном случае выступает как возможность, а глина – как действительность. Но по отношению к кирпичу, сделанному из глины, глина выступает в качестве материи, в которую привнесена форма кирпича. Таким образом, развитие мира являет собой бесконечную цепь превращений возможности (материи) в действительность (отдельные вещи) под воздействием формы (внутренней активной причины). Форма любой вещи является по отношению к ней: ее сущностью, источником движения, причиной, целью.
По мнению Аристотеля, существует также первоформа(форма всех форм). Под ней он понимает высшую неподвижную сущность всего бытия, перводвигателя, первопричины. Первоформа - это некий Мировой ум, мыслящий сам себе (Бог). Бог сообщил миру первотолчок, придав всему цель движения и развития. Аристотель критиковал Платона за то, что тот искусственно разделили мир идей и мир вещей, тем самым лишив предметы их внутреннего источник движения. Учение Платона оказалось не в состоянии объяснить факт движения и умирания вещей.
Философ обращается к вопросу о космосе. Космос, по мнению Аристотеля, является сферичным и конечным, но вне его ничего нет – кроме перводвигателя. Космос существует вечно. В центре мира – шарообразная земля, вокруг нее не вращаются Луна, солнце, планеты и звезды.
Космос делится на две части – подлунный и надлунный (границей является орбита Луны). Подлунный мир состоит из четырех элементов (стихий), способных превращаться друг в друга, надлунный мир из пятого элемента эфира, который является неизменным, это мир вечных сущностей. Для надлунного мира характерно непрерывное, равномерное и круговое движение – наиболее близкое к вечности. Этот мир состоит из сфер, к которым прикреплены соответственно все небесные тела. Движутся не солнце, Луна, а сферы. Крайнюю сферу - сферу звезд – двигает перводвигатель, от нее движение переходит к более низким сферам – вплоть до Земли, где из-за несовершенства элементов подлунного мира правильное круговое движение распадается на множество неправильных.
Аристотелевская космология стала доминирующей и просуществовала до эпохи Возрождения.
Все живое в подлунном мире самопроизвольно зародилось из неживого. Любой живой организм обладает душой, которая связана, с одной стороны, с материей, а с другой – с Богом. Различаются три вида душ:
- растительная – осуществляет функцию питания, роста и умирания
- животная – осуществляет функцию ощущения, удовлетворения, движения
- разумная – осуществляет интеллект функцию размышления и рассуждения.
Растения обладают только растительной душой, животные – растительной и животной, а человек всеми тремя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животная душа существуют только с телом, а разумная душа может существовать и отдельно от тела. Переселение душ невозможно.
Любовь к знанию – прирожденное свойство людей. Человек способен познать мир. Процесс познания состоит из четырех стадий:
1. чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств: предмет познания – конкретные единичные вещи;
2. опыт – несколько воспоминаний об одном и том же предмете, предмет познания – множество конкретных единичных вещей;
3. искусство – познание сущности множества вещей, предмет познания - то общее, что имеется у множества вещей, их причин и цели, т.е. формы;
4. философия (первая ее часть – метафизика) - постижение первопричины и цели всего сущего.
Знание, согласно Аристотелю, это знание общего (формы) и причин сущего. Но это можно постигнуть только разумом, а не чувствами.
Философ разработал учение о категориях как специальных научных понятиях, «клеточках» процесса человеческого мышления. Он выделил такие категории как «сущность», «количество» и «качество», «место» и «время» и др. Мышление человека есть не что иное, как оперирование понятиями, в том числе и философскими.
Аристотеля принято считать основателем европейской (классической) логики (науки о способах, формах и законах правильного мышления). Он выделил и сформулировал три закона правильного мышления: закон тождества - понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений; закон недопущения противоречия – не противоречь сам себе; закон исключенного третьего – «А или не – А истинно, третьего не дано». Он также разработал учение о силлогизмах, в котором рассматривается всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.
Раскрывая вопросыэтики, Аристотель рассуждает о правильных нормах человеческого поведения. Высшее благо человеческой жизни- счастье, оно достижимо при добродетельной жизни. Добродетели делятся на интеллектуальные и волевые. Волевые – это добродетели характера: честность, доброта. Интеллектуальные – мудрость, благоразумие, разумная деятельность. Природа дает возможность стать добродетельным, но эта возможность формируется через деятельность. Творя справедливое,, человек становится справедливым, действуя умеренно - он становится умеренным. Общим принципом этического учения является стремление найти среднюю линию поведения.
Таким образом, Аристотель оказал воздействие на последующую философию. Он детализировал всю философскую проблематику, подробно описал тончайшие терминологические различия, тем самым решил задачу окончательного оформления всей греческой мысли.
Его логика признавалась как единственная до ХХ в., когда появилась неклассическая логика. Космология Аристотеля доминировала до ХVI в. (до Коперника). До сир пор неотомизм использует метафизику Аристотеля.
Наряду с учениями Платона и Аристотеля примером античного классицизма могут служить взгляды античного атомиста – философа материалистического направления Демокрита (460 - 370 гг. до н.э.). Учение об атомах – это вершина античной мысли о первооснове бытия. Демокрит получил прозвище Смеющийся, т.к. постоянно смеялся над несовершенством человека.
Демократ считал первоначалом бытия атомы. Атомы - мельчайшие, неделимые частицы, чувственно не воспринимаемые по отдельности. Они неделимы в силу своей абсолютной плотности и исключительной малости. Каждый атом вечен и неизменен, не возникает и не исчезает. Количество их бесконечно. Атомы различаются величиной и формой (шарообразные, пирамидальные, крючкообразные) и положением в пространстве. Они обладают силой самодвижения и очень подвижны.
Атомы носятся в пустоте, которая является второй реальностью. Она не имеет ни верха, ни низа, ни конца, не края. Двигаясь в ней, атомы сталкиваются, сцепляются, разъединяются. Соединения атомов образует все многообразие природы. И Бог (космический разум) и душа также состоят из круглых и особо подвижных атомов. Разнообразие вещей связано с различным типом взаимодействий атомов. Рано или поздно все вещи погибают со временем, а составляющие их атомы продолжают существовать.
Демокрит был основоположником детерминизма (учение, в котором утверждается причинная обусловленность любого явления). По его мнению, ничто, происходящее в мире, не возникает беспричинно, все появляется в силу необходимости (все происходящее в мире – результат движения, столкновения атомов). Случайность придумали люди для оправдания собственного невежества.
Значительной является идея философа о происхождение жизни и человека. Демокрит считал, что живое возникает из неживого без вмешательства Богов и без какой-то цели. Из земли и влаги зародились сначала земноводные животные, а потом сухопутные. Нежизнеспособные вещества (слепые, глухие) погибали, уцелели только жизнеспособные. Среди последних были люди.
Демократ создал свою теорию познания. Он выделяет «темное» (чувственное) познание с помощью органов чувств (зрения, обоняния, слух). Человек воспринимает некие флюиды вещей, которые, попадая в наши органы чувств, порождают ощущения, восприятия, т.е. образы предметов. Чувственное познание дополняется «рациональным» познанием, т.е. работой ума, которая предполагает теоретическое обобщение фактического материала.
В заключение следует отметить, что Демократ учением об атомах ввел принцип предела делимости материи. Атом оказался философской основой физика Ньютона, и стимулировал развитие физики микромира.