Система педагогических наук. Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы.

· Философия – фундамент педагогики, в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания.

· Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

· Дошкольная и школьная педагогика – подсистема возрастной педагогики. Здесь изучают закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.

· Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих.

· Тифлопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания слепых.

· Олигофренопедагогика – занимается вопросами обучения и воспитания умственно отсталых.

Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.

· Философские науки помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым, помогая корректировать направленность воспитания.

· Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем.

· Психология изучает закономерности развития психики человека.

17. Историческое развитие научно-педагогического знания.

Первые мысли о воспитании и образовании можно найти в трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Авиценны, Конфуция). Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы...воспитание перестраивает человека и создает при­роду». Эти мысли получили оформление в работах Квинтилиана «Ора­торское искусство», Плутарха «О воспитании», Конфуция «Беседы и су­ждения».

В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в трактатах Эразма Роттер­дамского «О первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж. -Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». Особенность этих взглядов на воспитание заключалась в том, что они возникли в результате гумани­стических рассуждений философов, просветителей.

Только с XVII века педагогика строится с опорой на данные передо­вого педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571- 1635) разработал содержание понятия «образование» и соответст­вующую методологию, установил критерии педагогических исследова­ний. Одновременной. А. Коменский, чешский педагог (1592-1670), при­вел в систему и обосновал основные закономерности воспитания и обу­чения, опираясь на свой собственный опыт и передовой педагогический опыт разных стран. Результаты данной деятельности были описаны им в произведении «Великая дидактика». Каменского считают родоначаль­ником педагогической науки, поскольку созданная им система всеобщего образования, классно-урочный способ обучения до сих пор применяются во многих странах мира.

В период с XVII по XVIII век активно шло обогащение педагогиче­ской науки новыми идеями из опытно-экспериментальных школ И. Г. Песталоцци, И. Гербарта, Ф. Фребеля, А. Дистервега.

С начала XX века в развитии педагогики прослеживаются два направ­ления: традиционное и альтернативное. К традиционному направлению в тот период относили социальную педагогику, религиозную и педагогику, ориентированную на философское осмысление процесса воспитания и образования (работы В. В. Зеньковского и др.). К альтернативному на­правлению относились новые идеи и концепции: свободного воспитания (К. Н. Вентцель), экспериментальной (А. Ф. Лазурский), прагматической (П. П. Блонский) педагогики.

Современный этап в развитии педагогического знания (начиная со второй половины XX века) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей два процесса - интеграции и дифференциации. В этой связи в педагогике появляются новые отрасли знания (сравнительная педагоги­ка, социальная педагогика и др.). Активно разрабатывается методология педагогики. Научные исследования в области педа­гогики обеспечивают ее непрерывное развитие.

В содержательном плане в настоящее время происходит возрождение гуманистической традиции в педагогике. Это обеспечено ориентацией современного общества на человека и его развитие. Образование, являясь компонен­том культуры общества, становится основным средством развития лич­ности, приобретает ценностный характер для самой личности, общества и государства.

18. Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения ученого в глубину исследуемых объектов.

Основные методы.

Методы эмпирического познания:

· Метод наблюдения. Это целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

· Опросные методы.

- Беседа – диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

- Интервью – очень близко к беседе. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

- Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом.

- Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. Собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций). Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения.

Методы теоретического познания:

· Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

· Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методынеобходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.

· Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана — показатель середины; степень рассеивания — дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др.Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

19. Дидактика - наука о преподавании, учении и образовании их целях, содержании, средствах, методах, организации и результатах.

Образование – процесс и результат усвоения системы научных знаний и на этой основе формирование личности учащихся.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит образование.

Основные понятия педагогики:

Знания - отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом.

Умения - овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки- умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучения, образования) - система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Метод - путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство - предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Для поддержки учебного процесса используются разнообразные технические средства.

Результаты (продукты обучения) - то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

20. Категориально-понятийный аппарат дидактики. Основные педагогические понятия-категории.

Дидактика – область педагогической науки, исследующая закономерности процесса обучения. Предмет дидактики – процесс обучения и его закономерности.

Основные вопросы дидактики:

1. Определение научных основ содержания образования.

2. Закономерности обучения.

3. Теория познавательной деятельности.

4. Дидактика формулирует принципы (последовательность, природосообразность, систематичность) и правила обучения.

5. Рассмотрение форм организации обучения. Дидактика дает общие положения обучения и на их базе разрабатывает част. дидактики – теории обучения предметов.

Ключевые понятия дидактики:

1. образование

2. образованность

3. образовательная среда

4. образовательный процесс

Точки зрения на соотношение понятий образование и воспитание:

1. Воспитание и образование тождественны.

2. Воспитание не тождественно образованию.

Воспитание – вид педагогической деятельности, с помощью которого одно поколение передает другому нравственные нормы, убеждения и ценности.

Образование – процесс передачи определенному кругу лиц готовых результатов деятельности человечества.

Образованность – результат процесса образования, результат овладения законами человеческой культуры. Теория сред утверждает, что человек живет в мире, который можно разделить на несколько сред.

Образовательная среда – полиструктурное объединение, связанное с существующей формальной, информационной и неформальными сферами общения.

Формальное образование – процесс образования, протекающий в рамках определенных общественных институтов.

Информационное образование – неорганизованный процесс, протекающий всю жизнь человека. Это процесс приобретения знаний, умений, навыков посредством опыта и навыка контакта с другими людьми. Это образование определяет семья, СМИ, сверстники, культурные учреждения.

Неформальное образование – осуществляется на курсах, вне рамок официального учебного процесса.

Образовательный процесс

Основные категории дидактики (по Бабанскому):

1. Процесс обучения – целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащегося, в ходе которого осуществляется воспитание и развитие. ПОБ: преподавание ----------- учение

2. Принципы обучения – система важнейших дидактических требований, обеспечивающих эффективное функционирование процесса обучения.

3. Содержание обучения – система знаний, умений, навыков. Знание - совокупность идей человека, в которой выражается теоретическое овладение предметом (П. В. Корнин).

4. Умения – овладение способами применения знаний на практике.

5. Навыки – умения, доведенные до автоматизма.

6. Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика по усвоению и передаче знаний, умений, навыков.

7. Формы организации обучения – это формы, отражающие особенности объединения учащихся для организованных занятий.

Наши рекомендации