Семинар №1: «Предмет философии»
Семинарские занятия
Семинар №1: «Предмет философии»
Основные термины: философия, мировоззрение, исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия, основной вопрос философии, материализм, идеализм. аксиологический, философия, гносеологический, онтология, антропология, этика, эстетика, бытие
План
1. Предмет философии (разнообразие подходов)
2. Типы философии (по месту возникновения, по авторам, в зависимости от исторического времени, по широте распространения и доступности, по тематике, по исходным установкам, по подходу к первоосновам мира, по способу познания)
3. Основные функции философии:
· Мировоззренческая;
· Методологическая;
· Гносеологическая;
· Аксиологическая;
· Интегрирующая.
4. Структура философского знания (онтология, история философии, гносеология, эпистемология, социальная философия, философская антропология, аксиология, этика, эстетика, логика, философия права, философия политики, философия религии, философия науки)
5. Специфика философского знания
6. Основной вопрос философии:
· Традиционная трактовка основного вопроса философии
· Современная трактовка основного вопроса философии
· Структура основного вопроса философии
· Основные характеристики материализма
Вопросы для обсуждения:
1. Что означает «философия»?
2. Философия и мировоззрение: соотношение и особенности
3. Какова структура философии?
4. Раскройте основной вопрос философии
5. Каковы основные функции философии?
Литература:
- Голубинцев, В.О, Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов[Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- C.4-14.
- Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс [Текст]: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2000. – 344 с. – C.5-19.
- Назаров, В.Н. Философия в вопросах и ответах [Текст]: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.- C. 19-30, 40-42, 123-125.
- Спиркин, А.Г. Философия[Текст] : Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736c.- С.11-14.
- Философия [Текст]: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.- С.26-32.
Задания
О каких чертах, свойственных философии, идет речь в тексте?
Аристотель считал, что «есть конкретная наука, которая исследует бытие как само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, так как ни одна из них не исследует общую природу бытия как такового, а все они, выбирая себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что свойственно этой части …» (Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С.119)
2.Дайте развернутый анализ следующих определений философии:
а) «Философия есть познание, которое достигается через правильные размышления (…) и которое выясняет действия, или явления из известных нам причин, или образующих основ, и, наоборот, образующие основы – из известных нам действий» (Гоббс Т. К читателю. О теле. // Избр. Произв.: В 2 т. М., 1964. Т.1. С. 49-60.
б) «Философия – это познание внутреннего мира человека, причин природы, отношение человека к природе и его связи с ней, или поскольку еще нет реальной законченной философии, стремление к такому познанию» (Шлегель Ф. Развитие философии. В 12 кн. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т.2. С.103.
в) Философия не есть наука, не есть даже наука о сущности, а есть творческое осмысление духом смысла человеческого существования» (Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. // Мир философии. М., 1991. С.104.
О каких чертах особенностях предмета философии идет разговор в тексте?
«… для других наук определяется предмет философии как таковой не может быт ограничен, потому что он включает в себя все, что существует в мире. Именно потому, что он не может быть ограничен, его можно по существу обозначить как «искомый, бесконечно искомый» (Ортега-и-Гассет Хосе. Дегуманизация искусства. М., 1991. С.35.)
Какое из мнений вам более приемлемо? Аргументируйте свой ответ.
Философская проблематика возникает:
а) в философии как особой форме профессиональной деятельности;
б) в самой реальной жизнедеятельности людей.
Что общего между философствованием и философией?
Господин Журден, герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», с удивлением узнал (уже в достаточно зрелом возрасте), что всю жизнь говорил прозой. «Феномен Журдена» еще более применим к философии: философствуют все люди – даже те, кто никогда не слышал этого слова
Тесты
1. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного, называется...
а) дуализмом б) агностицизмом в) деизмом г) монизмом
2. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, все философы делятся на...
а) материалистов и идеалистов б) диалектиков и метафизиков
в) монистов и дуалистов г) сенсуалистов и рационалистов
3. Дуализм является философским учением, …
а) утверждающим, что сознание первично, а материя вторична
б) рассматривающим многообразие явлений мира, исходя из одного начала единой основы (субстанции)
в) исходящим из признания равноправными, несводимыми друг к другу двух начал
г) исследующим сущность сознания и самосознания
План
Задания
1. Аристотель писал: «… имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, которая исследует первоосновы и причины: и добро, и «то, для чего» есть один из видов причин. А что это не мастерство творения, объяснили уже первые философы. Потому что и теперь, и раньше удивление вынуждает людей философствовать… Но тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, потому что миф возникает на основе чудесного). Когда, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от неведения, то, очевидно, к знаниям стали стремиться для понимания, а не для какой-нибудь выгоды»
Тесты
План
- Становление философии.
- Основные направления, школы философии.
- Этапы исторического развития.
Вопросы для обсуждения:
1. Раскройте исторические условия возникновения философии в Древней Греции
2. В чем заключается проблема первоначала в учениях Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра?
3. В чем суть античного антропоцентризма?
4. Выявите особенности античной философии: космоцентризм, целостность, универсальность
5. Раскройте особенности средневековой философии
6. Объясните основные принципы средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм.
7. В чем суть патристики и схоластики?
8. Философия Возрождения: основные черты и направления (антропоцентризм, гуманизм, проблема человеческой индивидуальности, пантеизм).
9. Как повлияли идеи Просвещения на развитие общества?
10. Охарактеризуйте особенности немецкой классической философии и ее влияние на последующую философскую мысль
11. Раскройте особенности русской философии, ее религиозный характер.
12. Спор западников и славянофилов, его место и значение.
13. Дайте общую характеристику современной философии.
Семинар № 3.1
Тема 2: Античная философия
План
1. Досократики. Возникновение и эволюция идеи первоначала.
1.1 Милетская школа и ее особенности
1.2 Взгляды представителей Милетской школы (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена)
1.3Гераклит Эфесский
1.4Атомисты ( Демокрит, Левкипп)
Литература
- Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов[Текст]: .Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- С.67-71.
- Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс[Текст] : Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2000. – 344 с. – С.21-22,24-28.
- Назаров, В.Н. Философия в вопросах и ответах [Текст]: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.- С.85.
- Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 с.-с.25-27,30-31, 43-46.
- Философия [Текст]: Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.- С.56-57.
План
2.1 Человек и человеческое сознание
2.2 Гноселогические идеи
2.3 Этика
2.4 Диалектика
2.5 Методы познания
Литература
1. Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов [Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- С.72-85.
2. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс [Текст]: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2000. – 344 с. – С.28-30.
3. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 с.- С. 50-53.
4. Философия [Текст]: Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.- С.57-59.
Элеаты и бытие.
Основные понятия: бытие, апория
Представители: Парменид, Зенон, Ксенофан, Элеатская (Элейская) школа
План
3.1 Элеатская школа и ее особенности
3.2 Взгляды представителей Элеатской школы
3.4 Парменид
3.5 Апории Зенона («Ахиллес и черепаха», «Дихотомия»)
Литература
1. Спиркин, А.Г. Философия [Текст] : Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 с.-С.32-38
2. Философия [Текст]: Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с. - С.55.
План
4.1 Общая характеристика личности и творчества Платона
4.2Основные положения философии Платона
4.2.1 Учение о триаде
4.2.2 Космос
4.2.3 Учение о государстве
4.2.4 Этика
Литература
1. Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов [Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.-С.72-85.
2. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс [Текст]: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2000. – 344 с. – С.32-39.
3. Назаров, В.Н. Философия в вопросах и ответах [Текст]: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.-С.85-86.
4. Спиркин, А.Г. Философия[Текст] : Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 с. - С. 53-59.
5. Философия [Текст]: Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с. - С.57-59.
План
1. Общая характеристика личности и творчества Аристотеля
2. Основные положения философии
3. Проблема материи и формы
4. Проблема души
5. Проблема человека
6. Логика и методология
7. Общество и государство
8. Этика
Литература
- Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов [Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- С.72-85.
- Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс [Текст]: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2000. – 344 с. –С.39-44.
- Назаров, В.Н. Философия в вопросах и ответах [Текст]: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.- С.85-86.
- Спиркин, А.Г. Философия[Текст] : Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 с. - С. 59-66.
- Философия [Текст]: Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с. - С.57-59.
Тесты
Философия Аристотеля
а) делает упор на знание и мудрость;
б) рассматривает душу как функцию тела;
в) ставит своей целью познание Вселенной и царящего в ней порядка.
г) Верны все ответы.
7. Открытие двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей» – принадлежит...
а) Протагору б) Аристотелю в) Пифагору г) Платону
8. Впервые грань между присущим человеку сознанием и материальными явлениями была намечена...
а) Пифагором б) софистами и Сократом в) Гераклитом г) Аристотелем
9. Согласно легенде, первым кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т.е. философом, был ...
а) Пифагор б) Сократ в) Платон г) Аристотель
10. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ – ...
а) Ксенофан б) Платон в) Зенон Элейский г) Фалес
11. Исторически первой попыткой постижения количественной стороны мироздания является учение...
а) Аристотеля б) Гераклита в) Парменида г) Пифагора
12. Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как...
а) субъективный идеализм б) объективный идеализм в) гуманизм г) дуализм
13. Античный философ ____________ связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма.
а) Аристотель б) Платон в) Сократ г) Парменид
14. Заслуга софистов состоит в том, что они...
а) выдвинули на первый план проблему человека
б) выдвинули на первый план проблему «физиса»
в) открыли первый университет
г) выдвинули на первый план проблему материи
15. Античная философия включает в себя...
а) древневосточную философию б) только древнегреческую философию
в) древнегреческую и древнеримскую философию
г) только древнеримскую философию
16. Выдающийся мыслитель и учёный Античности, создатель «Ликея» –...
а) Платон б) Аристотель в) Демокрит г) Эпикур
17. Греческая мысль зародилась в городах Ионии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в...
а) Эретрии б) Афинах в) Спарте г) Дельфах
18. Вопрос о первоначале мира был центральным в Античной философии на этапе...
а) средней классики б) эллинизма в)ранней классики г) поздней классики
19. Основными представителями классического периода Античной философии были …
а) софисты и Сократ б) эпикурейцы, стоики, скептики
в) Платон и Аристотель г) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
20. Истина, согласно Аристотелю, является…
а) божественным откровением б) соглашением, добытым в споре
в) общим положением г) соответствием мысли действительности
21. Древнегреческие натурфилософы VI-V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с...
а) различными природными стихиями б) обществом
в) телесными вещами г) объективной реальностью
22. Философы школы киников призывали:
а) отказаться от всех удовольствий;
б) выполнять свой долг перед обществом;
в) стремиться к удовольствиям, так как именно они составляют счастье
Задания
1.Найдите ответы, поработав с литературой
а) Фалес благодарил судьбу за три вещи: за то, что родился человеком, а не зверем; за то, что родился эллином, а не варваром. А какова еще одна вещь?
б) Сократа спросили, где он родился. Что ответил философ?
в) По мнению Аристотеля, два существа, исключая человека, находят удовольствие в уединении. Кто это?
г)Аристотель считал, что у корабля должен быть рулевой, для песни нужен запевала, для государства – закон. А для мира?
Семинар №3.2
Средневековая философия
Основные понятия: аскетизм, патристика, аполагетика, схоластика, реализм, номинализм, теоцентризм, креационизм, теодиция, эсхатолология, провиденциализм, томизм, пантеизм.
Представители: Фома Аквинский ( 1225-1274), Августин(Аврелий) Блаженный(354-430)
План
I.Этапы развития средневековой философии
1.Патристика (II-VIII вв)
2.Апологетика (II-III вв)
3.Классическая патристика (IV-V)
4.Заключительный период (VI-VIII)
5. Схоластика (IX-XV вв)
II.Особенности и основные черты средневековой философии
III.Общие понятия схоластики, номинализма и реализма
IV.Философия Августина Блаженного
V.Философия Фомы Аквинского (томизм)
Литература
1. Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов[Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- С.126-142.
2. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс [Текст] : Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2000. – 344 с. – С.52-66.
3. Назаров, В.Н. Философия в вопросах и ответах[Текст] : Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.- С.87-90.
4. Спиркин, А.Г. Философия [Текст] : Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 с.- С.80-87, 92-97.
5. Философия [Текст]: Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.- С.61-62.
Задания
Философы средневековья
а) полностью отвергали доктрину Аристотеля;
б) опирались в своих исследованиях на богословов;
в) пытались защищать догматы христианской религии.
г) Все ответы неверны.
15. Одной из проблем схоластики была проблема универсалий. В рамках этого спора выделялись номиналисты и реалисты. Реалисты это:
А. Те, кто утверждали реальное существование единичного, признавая существование общего в уме человека как обобщение;
Б. Те, кто предполагали, помимо правдивости деталей правдивость воспроизведения типичных характеров в типичных обстоятельствах;
В. Те, кто считали, что общие понятия существуют реально как идеи в уме бога и предшествуют существованию единичного;
Г. Те, кто ставит перед собой достижимые цели, стремится использовать оптимальные средства, трезво учитывает условия, в которых он действует, опирается на опыт и расчет, стремится управлять ситуацией, программировать результаты своих усилий;
Д. Те, кто признавали лежащую вне сознания реальность, толкуемую как бытие идеальных объектов.
Семинар №3.3
Философия эпохи Возрождения
Основные понятия: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, секуляризация, Ренессанс, пантеизм, гелиоцентризм, геоцентризм.
Представители: Данте, Петрарка, Галилео Галилей, Дж. Бруно, Коперник, Николай Кузанский
План
1. Общее понятие и предпосылки эпохи Возрождения
2. Характерные черты
3. Основные направления
4. Гуманизм ( Данте Алигьери (1265-1321),Франческо Петрарка(1304-1374), Лоренцо Валло(1507-1557)
5. Неоплатонизм (Николай Кузанский (1401-1464), Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494)
6. Натурфилософия (Андреас Везалия (1514-1564) Николай, Коперник (1473-1543) , Джордано Бруно(1548-1600), Галилео Галилей (1564-1642)
Литература
- Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов[Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- С.143-148.
- Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс [Текст]: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2000. – 344 с. – С.67-77.
- Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 с.-С.103-104, 106-107.
- Философия [Текст]: Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.- С.57-59.
Тесты
1. Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса:
а) практический и теоретический индивидуализм;
б) движение цивилизации против дикости (средневековья);
в) время безбожия и язычества;
г) культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;
д) светский дух религии с тенденцией к язычеству;
е) движение культуры против бескультурья и варварства;
ж) освобождение от власти авторитетов; з) особенное внимание к истории;
и) чрезвычайный вкус к искусствам; к) обновление духовной жизни
2. Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является...
а) Н. Кузанский б) П. Абеляр в) Н. Макиавелли г) Т. Мор
3. Для эпохи Возрождения характерен...
а) природоцентризм б) антропоцентризм в) теоцентризм г) культуроцентризм
4. Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались...
а) Николаем Коперником б) Галилео Галилеем
в) Николо Макиавелли г) Леонардо да Винчи
5. В основе натурфилософии Возрождения лежит…
а) теизм б) пантеизм в) солипсизм г)деизм
6. Н. Макиавелли дал обоснование светского государства в…
а) утопии «Город Солнца» б) диалоге «Государство»
в) трактате «Государь» г) трактате «Левиафан»
7. Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется...
а) космизмом б) персонализмом в) утилитаризмом г) гуманизмом
8. Тезис Джордано Бруно «…природа…есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию...
а) пантеизма б) деизма в) панлогизма г) атеизма
9. Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание, называется...
а) метафизикой б) социал-дарвинизмом в) натурфилософией г) утопией
10. Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является...
а) Т.Мор б) Н.Кузанский в) П.Абеляр г) А.Кентерберийский
11. Главной целью Реформации XVI в. являлось…
а) сближение католической и православной церкви
б) преобразование католической церкви
в) распространение идеологии католической церкви
г) реформация православной церковной власти
12. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о)…
а) Англии б) Франции в)Германии г) Италии
Семинар №3.4
Философия эпохи Просвещения
Основные понятия: деизм, атеизм, материализм, скептицизм, естественное право
Представители: Франсуа Вольтер(1694-1778),Шарль Луи Монтескье(1689-1755), Жан Жак Руссо(1712-1778), Этьени Кондильяк (1715-1780) Жан Мелье (1664-1729), Жюльен Ламетри (1709-1751), Дени Дидро (1713-, Гельвеций, Гольбах, Габриель Мабли (1709-1785), Франсуа Бабеф(1760-1797), Клод Сен-Семон (1760-1825) , Франсуа Фурье (1772-1837)
План
- Характеристика эпохи Просвещения
- Основные направления
- Деизм (Франсуа Вольтер,Шарль Луи Монтескье, Жан Жак Руссо, Этьени Кондильяк
- Атеистическо-материалистическое направление (Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах)
- Социально-утопическое (коммунистическое) направление (Мабли, Бабеф, Сен-Семон, Фурье)
Литература
- Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов [Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- С.165-180.
- Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс[Текст] : Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2000. – 344 с. – С.90-92.
- Спиркин, А.Г. Философия: Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 с.-С.125-134.
- Философия: Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.- С.84-87.
Тесты
1. Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», написанной в(во) ...
а) Германии б) Англии в) Италии г) Франции
2. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:
а) Вольтер б) Руссо в) Д, Аламбер г) Дидро
Семинар №3.5
Философия Нового времени
Основные понятия: сенсуализм, рационализм, эмпиризм, монада, монадология, субстанция, индукция, дедукция
Представители: Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц, Франсис Бэкон, Джон Локк
План
1. Политические события, оказавшие большое влияние на характер философии XVII века
2. Специфика философии Нового времени
3. Рационализм как направление философии Нового времени (Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц)
4. Эмпиризм (Франсис Бэкон, Джон Локк)
5. Учение о монадах (Готфрид Лейбниц)
Литература
1. Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов[Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- С.148-165.
2. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс[Текст]: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2000. – 344 с. – С.77-89.
3. Назаров, В.Н. Философия в вопросах и ответах[Текст] : Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.- С.90-92.
4. Спиркин, А.Г. Философия[Текст] : Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 с.- С. 108-125.
5. Философия [Текст]: Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.- С.67-84.
Задания
Тесты
1.Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:
а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства;
б) формирование наук, в первую очередь, естественных;
в) становление абсолютной монархии;
г) подъем народного революционного движения.
2. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это:
а) развитие человеческого духа и знаний о мире;
б) достижение славы и власти;
в) общественная польза и улучшение жизни людей;
г) окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины.
3.По мнению большинства историков философии Ф. Бэкон является родоначальником европейского:
а) идеализма и стоицизма; б) объективизма и скептицизма;
в) материализма и эмпиризма; г) позитивизма и прагматизма.
4. По Ф. Бэкону, эмпирия – это:
а) опыт, опирающийся на эксперимент;
б) изолированное чувственное восприятие; в) форма, присущая самой вещи;
г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.
5. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:
а) анализ; б) синтез; в) дедукция; г) индукция.
6. По мысли Декарта, «материя» и «духовная субстанция»:
а) находятся в тесной взаимосвязи;
б) существуют независимо друг от друга;
в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;
г) существуют по отдельности, и существование одной исключает существование другой.
7. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ; б) эмпирическую индукцию;
в) рациональную дедукцию; г) спекулятивный анализ.
8. Для Декарта оно не нуждается «… ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Это:
а) абсолютное содержание; б) реальное существование;
в) мыслящее Я; г) очевидное явление.
9. Родоначальником либерализма в философии Нового времени является…
а) Джон Локк б) Бенедикт Спиноза в) Томас Гоббс г) Бернард Мандевиль
9. Монада» в учении Г.В. Лейбница – это:
а) единая субстанция б) простая субстанция
в) духовный модус г) объективная акциденция
10. Между монадами Г.В. Лейбница существует:
а) множество отношений; б) гармония
б) полное отсутствие отношений; в) постоянная борьба
11.Монады высшей степени развития или монады-духи в учении Г.В. Лейбница способны к:
а) рефлексии; б) перцепции в) апперцепции г) индукции
12. По теории Лейбница, в телах неживой природы содержатся монады, обладающие:
а)перцепцией б)апперцепцией в)перцепцией и апперцепцией
г) ощущениями и ясными представлениями
13. В интерпретации Лейбница главный тезис сенсуализма звучит так: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме …»
а) самих чувств б) самого разума в) случайного г) эмпирического
14. По мнению Лейбница, наукой о «всех возможных мирах является:
а) философия б) физика в) логика г) этика
15. Представителями рационализма в философии XVII века были ...
а) П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбранш
б) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах
в) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц
г) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк
16. Представителями эмпиризма в философии XVII века были ...
а) П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбранш
б) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц
в) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах
г) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк
Семинар №3.6
План
1. Понятие космизма
2. Основные направления русского космизма (философско-теологическое, естественно-научное, художественное).
3. Представители философско-теологического направления и их концепции
(«Философия общего дела» Н.Ф. Федорова)
4. Представители естественно-научного (сциентического) направления и их концепции
5. Теория ноосферы, биогеохимия, космохимия В.И. Вернадского
6. Философская система космической биологии А.Л. Чижевского
7. Идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи и теория космических эр К.Э. Циолковского
8. Представители художественного направления и их концепции
9. космическая эволюция сознания, концепция единой планетарной культуры
10. ( Н.К. Рерих)
Литература
1. Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов[Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- С.248-250.
2. Спиркин, А.Г. Философия [Текст] : Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 с.-С.214-217, 560-561.
3. Философия [Текст] : Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.- С.157-160.
Тесты
1. Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является...
а) В.И.Вернадский б) Н.А.Бердяев в) Н.Ф.Федоров г) А.И.Радищев
2. Автором философии «общего дела» является...
а)Н.Ф.Федоров б) К.Э.Циолковский в) Л.Н.Толстой г) М.В. Ломоносов
План
- Понятие «онтология».
- Монистическое и плюралистические концепции бытия.
- Самоорганизация бытия.
- Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика.
- Детерминизм и индетерминизм.
- Динамические и статистические закономерности.
- Научные, философские и религиозные картины мира.
Вопросы для обсуждения:
- Что означает онтология?
- Раскройте суть монистической и плюралистической концепций бытия?
- Какие существуют определения понятия о бытии?
- Охарактеризуйте основные формы движения, их соотношение и взаимосвязь.
- Назовите уровни организации материи.
- Охарактеризуйте пространство и время как формы бытия материи, их основные свойства.
- Раскройте сущность научной, философской и религиозной картин мира.
- Раскройте понятие диалектика и его исторические трансформации.
Семинар №4.1
Материя и ее свойства
Основные понятия: материя, объективный, субстанция, субстрат
План
I. Основные этапы формирования представлений о материи в философии:
а) наивный материализм (Фалес, Анаксимен, Гераклит);
б) метафизический материализм (И.Ньютон, французский материализм);
в) диалектический материализм (Ленин)
II. Основные этапы формирования представлений о материи в естествознании:
1. Натурфилософия (концепции созерцательного материализма (Фалес, Гераклит) и атомистического материализма (Демокрит)
2. Классическая механика (концепция дискретного строения материи И.Ньютон)
3. Электродинамика (концепция континуального (непрерывного) строения материи Д.Максвелл)
4. Квантовая механика (концепция корпускулярно-волнового дуализма М.Планк, В.Гейзенберг, Э. Шредингер, Н.Бар)
III. Подходы к понятию «материя» (материалистический, объективно-идеалистический, субъективно-идеалистический, позитивистский)
IV. Элементы структуры материи (уровни неживой природы, уровни живой природы, уровни социума)
V. Основные виды материи (поле и вещество)
Основные свойства материи
Литература
1. Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов[Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- С.304-307.
2. Назаров, В.Н. Философия в вопросах и ответах [Текст]: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.- с. 160-163.
3. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 С.26-27, 31, 240-250.
4. Философия [Текст]: Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с. - С.231-233.
Семинар №4.2
Пространство и время
Основные понятия: пространство, время, субъективный, объективный
План
- Понимание пространства и времени в истории философии
- Мифоэпическая модель мира
- Субстанциальная концепция в понимании пространства и времени (Демокрит – И. Ньютон)
- реляционная концепция в понимании пространства и времени (Аристотель – Г. Лейбниц)
- Общая характеристика пространства и времени
- Свойства пространства и времени (специфические и всеобщие)
Литература
1. Голубинцев, В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов[Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- С.20-23, 35-50, 310-312.
2. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс[Текст]: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2000. – 344 с. –С.158-162.
3. Назаров, В.Н. Философия в вопросах и ответах [Текст] : Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.- С.46-47.
4. Спиркин, А.Г. Философия[Текст] : Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 с.- С.253-262.
5. Философия [Текст]: Учебник/ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.- С.233-237.
Семинар №4.3
План
1. Понятие (метафизико-механистическое, диалектико-материалистическое)
2. Концепция о формах движения материи (Ф. Энгельс)
3. Виды движения
4. Типы движения
Литература
1. Голубинцев, В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов[Текст]: Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 640 с.- С.307-310
2. Спиркин, А.Г. Философия [Текст] : Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.- 736 с.- С. 250-253.
Задания
1. Расположите явления по степени сложности, опираясь на их принадлежность к соответствующей форме движения материи:
а) замерзание воды; б) вращение Солнечной системы вокруг галактического центра;
в) оползень; г) освободительное движение; д) физическое развитие ребенка
2. Укажите, какое из данных определений соответствует материализму:
а) Материя – это все то, что не является сознанием;
б) Материя – абстракция, не имеющая под собой реального основания;
в) Материя – это постоянная возможность ощущений;
г) Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
д) Материя – это все, что обладает массой и энергией.
3. Среди перечисленных свойств укажите те, которые являются атрибутами материи:
а) протяженность; б) длительность; в) движение; г) пространство д) время
е) теплопроводность ж) изотропность з) однородность; и) бесконечность
к) вещественность
4. Что нового во взглядах на материю у Гольбаха по отношению с античной философией? Назовите недостатки приведенного определения материи.
«По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различиях, … изменениях, производимых в нас этими веществами» (Гольбах П. Избр. Произв.: В 2 т. М., 1963. Т. 1. С 84-85.)
Тесты
1. Материя обладает атрибутами и протяженности и мышления, – считал...
а) Маркс б) Августин в) Платон г) Спиноза
2. Первоначало, первопричина и носитель