Структура и осн. характеристики познават. процесса
· В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание (в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств) и рациональное познание (активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрыт его закономер связей + отраж в языке).
· Эмпиризм направление в теории познания, которое признает чувственный опыт единственным или определяющим источником наших знаний. В рамках эмпиризма различают: идеалистический эмпиризм (Юм, Беркли) - рассматривали элементы чувственного опыта как исходную основу всех человеческих знаний; материалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк), интерпретировавший чувственные данные как отражение объектов и вещей материального мира.
· Рационализм - направление в теории познания, признающее приоритет разума по отношению к чувственному опыту (Декарт, Лейбниц, Спиноза).
· С точки зрения представителей эмпиризма, чувственное познание есть совершенно самостоятельный и автономный этап в структуре познавательной деятельности. Мышление лишь надстраивается над результатами чувственного опыта и осуществляет процедуры его обобщения. Рационалисты, наоборот, акцентировали внимание на гносеологической роли мыслительных форм деятельности сознания.
· Ощущение это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта. Восприятие это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного познания и представляющий собой синтез различных ощущений. Представление это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти. Все это выражается в языке.
· Понятие форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений. Делится на абстракцию и идеализацию.
· Суждение форма мышления, выраженная посредством высказывания, в котором фиксируется истинностная оценка определенного события или положения дел. Умозаключение форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких принятых суждений выводится новое суждение.
· Рассудок – пытается привести представления под понятия логики и языка. А разум – это более творческая инстанция духа. Рассудку свойственна сила суждения и он дает нам знание, разуму же сила умозрения, поэтому ему доступно понимание.
· Согласно Гегелю, диалектический разум преодолевает искусственные границы формальной рациональности рассудка и привносит в познание интуитивно-иррациональные компоненты, которые получают у него название спекулятивного мышления. Его возможности поистине безграничны.
· Нейрофизиология подтвердила правильность выделения рассудка и разума – т.к. мозг ассиметричен (левое и правое полушарие).
40. Место социальной философии в системе гуманитарных…
· На протяжении всей истории человечества совместное существование людей являлось предметом познания. С возникновением философии представления об обществе стали неотъемлемым компонентом философского знания.
· Размышления об обществе и человеке имели не специальный, а дополнительный статус, осуществлялись в русле проблем онтологии, гносеологии, антропологии, этики, философии истории
· это объяснялось синкретизмом традиционного образа жизни, слабой дифференциацией природного и социального миров
· Произошедшая в XIX веке институализация наук, приведшая к созданию социологии, политологии, культурологии, социальной психологии и др., способствовала кристаллизации предмета, структуры, проблемного поля и социокультурных функций социальной философии.
· для соц философии в отличие от корпуса социально-гуманитарных наук естественно и позитивно сосуществование различных, зачастую несовместимых, парадигм, исследовательских программ и теоретических моделей общества. проявляется богатство и продуктивность имеющей плюралистический характер социальной философии
· 2 пути в изучении общества: путь познания общественных событий («со-бытия» людей), явлений, их индивидуализации или генерализации, доходящей до открытия эмпирических закономерностей. Второй путь заключается в познании общественного бытия как такового и составляет предмет социальной метафизики, ориентированной на раскрытие глубинных закономерностей и ценностных параметров общественной жизни того, что скрыто под напластованиями социально-исторических событий, что стоит за видимой хаотичностью или размеренностью, ставшей привычной и будничной чередой, социальных явлений
· Следовательно, социальная философия обращается к метафизическому осмыслению общества не как к самоцели, а как к средству более глубокого и конкретного понимания общественной жизни. Последнее предполагает принципиальное единство и взаимосвязь философии и обществоведения и на теоретико-содержательном, и на методологическом уровнях.
· Поэтому вторая фундаментальная особенность социальной философии заключается в гармонизации отношений между метафизическим и «физическим» (в выше означенном смысле) знанием об обществе, представленном в фактическом материале, эмпирических обобщениях и дисциплинарных (историографических, политико-экономических и др.) социально-гуманитарных концепциях так называемых «теориях среднего уровня», через которые социально-метафизические проекты обретают конкретное содержание, коррелируя с реалиями общественно-исторической практики. От характера этих отношений, таким образом, зависит предметность и эвристичность социально-философских конструкций, а также метатеоретическая осмысленность концептуальных построений конкретных социально-гуманитарных наук
Познание как творчество
· Рациональное познание взаимосвязано не только с чувственным познанием, но и с различными психологическими и внерациональными его факторами. большую роль играют воображение, фантазия, эмоции, воля и другие познавательные способности субъекта.
· Под интуицией обычно понимают такую познавательную способность, которая позволяет непосредственно усматривать истину без предварительных логических рассуждений и доказательств. концепции и модели интуитивного познания:
o «внезапное сверхчувственное озарение» (Платон)
o «прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума» (Р. Декарт)
o чувственное созерцание (Фейербах)
· В структуре интуитивного акта выделяют ряд определенных этапов. Инкубационный период, предполагающий накопление и аккумуляцию в сознании образов, идей, абстракций. неосознаваемое перекомбинирование и систематизация накопленной информации. Более полное и точное уяснение задачи, которую необходимо решить. Неожиданное и непосредственное усмотрение искомого решения в форме интеллектуального прозрения или инсайта.
· Неявное знание. Как правило, оно существует в форме жизненно-практического опыта личности, ее умений, навыков, стереотипов мышления и поведения. Это, другими словами, периферическое знание: умение плавать и бегать. Вербальные средства даже мешают проникнуть в суть таких умений.
· Вера - духовно-психологическая особенность субъекта познания, обнаруживающая себя в чувстве уверенности в чем-либо и исключающая сомнение по поводу его существования или наличных характеристик. Гносеологическая вера как атрибут обыденного и нефилософского сознания убедительно обнаруживает себя в естественном доверии к сенсорному опыту и данным органов чувств, которые глубоко укоренены в структурах практической деятельности и повседневной жизни человека. Э. Гуссерль называл ее натуральной или естественной установкой сознания, которая должна быть обязательно преодолена, если мы претендуем на философское отношение к действительности.