ВОПРОС 17. Этические проблемы науки.
Этос науки указывает на нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспект науки.
Обширный класс этических проблем обусловлен тем, что современные условия технологизированного мира сопровождается тем, что в ряде исследований объектом воздействия становится сам человек, что в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Физики-ядерщики были первыми, кто столкнулся с подобными проблемами, сейчас эти риски затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, медицины, психологии и пр.
Особое место занимают проблемы этики ученого: проблемы авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. Этос науки направлен на защиту науки от лже- и псевдонауки. В научном обществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за фальсификацию и плагиат. Ученый может ошибаться, но не может фальсифицировать. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей.Часто ученые тяготеют к преувеличению своего личного вклада, что ведет за собой нарушение научной корректности и научной этики.
Ученый выступает в качестве поставщика специализированных знаний. Строго говоря, ученый ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной и социальной ответственностью ученого. Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования. Ситуация, связанная с созданием атомной бомбы, а также новейших смертоносных видов вооружения, ставит задачи гуманитарного контроля над наукой в качестве приоритетных и первостепенных.
Этические проблемы науки начала 21 в. Проблемы в области биоэтики, возникшие на стыке биологии и медицины, требуют неотлагательного решения и реакции общества. Они имеют выходы на практику здравоохранения и правительственные программы. К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач – пациент». В условиях возрастающей формализации обязанностей врача, пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, лишаясь индивидуальных и социальных качеств. Пришедшая на смену патерналистской модели, модель автономной ценности пациента позволяет врачу самостоятельно принимать решения за пациента и даже не информировать последнего о его состоянии и перспективах лечения.
В 70-х гг. в самостоятельную проблему выделилась биоэтика экспериментирования на животных. В настоящее время идет процесс выработки основных критериев, допускающих экспериментирование не только на человеке, но и на животных.
Особое место занимают проблемы, исходящие из увеличения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на человека. Различные методы искусственной репродукции человека, замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что возникают пограничные ситуации, когда достижения научно-технического прогресса не прогнозируемы в их последствиях. Возникает опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесности и психики, функционирование которой сложилась в ходе продолжительной эволюции. Генная инженерия дает возможность вмешиваться в генетический код человека, что чревато неконтролируемыми мутациями и непрогнозируемыми последствиями.
Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: в области врач-пациент, в области трансплантации органов, в области лекарственных препаратов и т.д.
Острой проблемой является технология клонирования. Изучение этой технологии началось в 60-е гг, но сенсация, связанная с воспроизведением млекопитающего, приходится на 90-е гг., в связи с чем возникла проблема возможности экспериментов клонирования над человеком. До тех пор, пока речь шла о клонировании для обеспечения эффективности в рыбном хозяйстве, сельском хозяйстве, растениеводстве, проблема не обретала такую остроту. В случае мы попадем в ситуацию множественности, что создает не только серьезные методологические проблемы, но прежде всего проблемы нравственные.
Этическое регулирование является важной предпосылкой будущего развития науки. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответственности за судьбу человечества.