ВОПРОС 12. Методы науки: понятие и классификация.

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и оттого, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода. Метод– в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Основная функция метода — внутренняя организация и ре­гулирование процесса познания или практического преобра­зования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он дисцип­линирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим пут­нику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на ус­пех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Философ стремился создать такой метод, который мог бы быть «органоном» (орудием) познания, обеспечить человеку господство над приро­дой. Таким методом он считал индукцию, которая требует от науки исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента с тем, чтобы на этой основе познать причины и законы.

Р. Декарт методом называл «точные и простые правила», со­блюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше не по­мышлять об отыскивании каких бы то ни было истин, чем де­лать это без всякого метода, особенно без дедуктивно-рациона­листического.

Главное предназначение любого метода — на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функ­ционирование и развитие тех или иных объектов.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифици­рованы по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего, следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности.

В современной философско-методологической литературе раз­личают несколько аспектов метода: объективно-содержательный, операциональный и праксеологический. Первый аспект выражает обусловленность (детерминированность) метода предметом познания через посредство тео­рии. Операциональный аспект фиксирует зависимость содержания метода не столько от объекта, сколько от субъекта познания, от его компетентности и способности перевести соответствующую тео­рию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод. Праксеологический аспект мето­да составляют такие его свойства, как эффективность, надежность, ясность, конструктивность и т. п.

В современной науке достаточно успешно «работает» мно­гоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения).

I. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каж­дая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя на­званными. К их числу также относятся такие методы, как ана­литический (характерный для современной аналитической фи­лософии), интуитивный, феноменологический, герменевтичес­кий (понимание) и др.

Философские методы — это не «свод» жестко фиксирован­ных регулятивов, а система «мягких» принципов, при­емов, носящих всеобщий, универсальный характер, т. е. находя­щихся на самых высших (предельных) «этажах» абстрагирования. Поэтому философские методы не поддаются формализации и мате­матизации. Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно.

Все возрастающую роль в современном научном познании иг­рает диалектико-материалистическая методология. Важ­нейшие принципы диалектического метода:

1) объективность— философский, диалектический принцип, основанный на признании действительности в ее реальных законо­мерностях и всеобщих формах.

2) всесторонность — философский, диалектический принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности.

3) конкретность (от лат. — сгущен­ный) — философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и свя­зей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпири­ческом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе).

4) историзм — философский, диалектический принцип, явля­ющийся методологическим выражением саморазвития действи­тельности в плане его направленности по оси времени в виде цело­стного непрерывного единства таких состояний (временных пери­одов) как прошлое, настоящее и будущее.

5) противоречия принцип — диалектический принцип, име­ющий основой реальные противоречия вещей. Диалектические противоречия в мышлении, отражаю­щие реальные противоречия, необходимо отличать от так назы­ваемых «логических» противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формаль­ной логики.

II. Общенаучные подходы и методы исследования, которые выступают в качестве своеобразной «промежуточной методоло­гии» между философией и фундаментальными теоретико-мето­дологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «опти­мальность», «вероятность» и др. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функ­циональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.

Особенно бурно в последнее время развивается такая об­щенаучная дисциплина как синергетика — теория самоорга­низации и развития открытых целостных систем любой природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия, как «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределенность», «нестабильность», «диссипативные структуры», «бифуркация» и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских ка­тегорий, особенно таких, как «бытие», «развитие», «становление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и др.

III. Частнонаучные методы — совокупность способов, прин­ципов познания, исследовательских приемов и процедур, приме­няемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

IV. Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундамен­тальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные мето­ды исследования.

V. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как ре­зультат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Ши­рокое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Наши рекомендации