Понятие науки и классификация науки.

Наука имеет несколько основных значений. Под наукой понимается сфера человеческой деятельности направленная на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат научной деятельности, т.е. наука – это система полученных научных знаний. Наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт, т.е. система взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, которой включает в себя систему научной информации, норм и ценностей науки.

Основные признаки науки:

1. Наука должна представлять определенный род творческой деятельности по получению новых знаний, подчиненных определенным законам и проверенных экспериментальным методом.

2. Второй признак науки состоит в ее самоценности, в стремлении к постижению истины, в разработке теорий и концепций.

3. Науке свойственен рациональный характер объяснений изучаемых явлений, привлечение необходимых средств познания правил, управляющих миром.

4. Для науки характерна ее систематичность, совокупность связанных внутренним единством знаний, выявление скрытого порядка вещей в структуре полученных данных.

Непосредственные цели науки – это получения знаний об объективном и субъективном мире, постижение объективной истины.

Задачи науки:

1. Сбор, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов.

2. Обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания.

3. Систематизация полученных знаний.

4. Объяснение сущности явлений и процессов.

5. Прогнозирование событий явлений и процессов.

6. Установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Структура науки может быть представленная по-разному, в зависимости от оснований деления составляющих ее элементов. Если науку рассматривать с точки зрения субъекта и объекта познания, то она включает следующие элементы:

1. Объект (то, что изучается, на что направлено научное познание).

2. Субъект (конкретный исследователь).

3. Научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции и методы для постижения объективной истины.

Для современной стадии развития науки характерны две определяющие тенденции:

1. По мере накопления объема знаний, расширение объектов исследования происходит все большее деление наук, возникновение новых отраслей, являвшихся ранее одним из многих направлений той или иной науки, т.е. идет процесс дифференциации знаний.

2. Проникновение человека в глубинную сущность явлений требует применения знаний из различных отраслей науки, их объединения, что ведет к возникновению новых дисциплин, т.е. идет процесс интеграции знаний.

Наибольшую известность получила классификация наук в «диалектике природы» Энгельса, исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил:

- механику;

- физику;

- химию;

- биологию;

- социальные науки.

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

- о природе (естественные);

- об обществе (гуманитарные и социальные);

- о мышлении и познании (логика, гносеология).

В основе всех рассмотренных классификаций лежат специфические особенности изучаемых различными науками объектов материального мира, поэтому на сегодняшний день существует проблема классификации наук, т.е. проблема структуры всего научного знания. Проблема эта заключена в том, что полную информацию об исследуемом объекте познания дает только совокупность различных наук, вследствие этого в настоящее время классификация часто проводится не по объекту изучения, а по так называемым формам его движения, т.е. по функциям или по отдельным сторонам изучаемого предмета.

Формой существования и развития науки является научное исследование. В ФЗ РФ 23 августа 1996г «О науке и государственной научно-технической политике» даны следующие понятия:

- научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний;

- научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а так же получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества и окружающей природной среды.

Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Поисковые исследования – это научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отысканию путей решения научных задач.

Разработка – это исследование, направленное на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

В теории познания выделяют 2 уровня исследования: теоретический и эмпирический.

Лекция 3.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме представлений о закономерных связях объективного мира.

Функции знания:

1. Обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы, общества и мышления.

2. Хранение в обобщенных представлениях всего, что может быть передано в качестве устойчивой основы практической деятельности.

Познание – процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию.

Целью познания является отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности, т.е. в процессе практической деятельности человека.

Совокупность понятий и терминов, которые используются в определенной науке, образуют ее понятийный аппарат.

Теоретический уровень исследований характеризуется преобладанием логических методов познания. Полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты анализируются, обобщаются, постигается их сущность, внутренние связи законы развития. Структурными компонентами теоретического познания являются: проблема, гипотеза, теория.

Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают две группы проблем: неразвитые и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1) возникают на базе определенной теории или концепции;

2) трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

4) пути решения проблемы не известны.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Идея – это новое интуитивное объяснение события или явления. Идея материализуется в гипотезу. Под гипотезой в широком смысле слова подразумевается любое предположение, допущение, предсказание или догадка, истинность которой остается неизвестной.

Гипотеза – это требующая проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенные следствия о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) релевантности, т.е. релевантность гипотезы характеризует отношение гипотезы к фактам, на которые она опирается, а также возможность вхождения в состав существующей теоретической системы;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента;

3) совместимости с существующим научным знанием;

4) обладание объяснительной и предсказательной силой, т.е. из гипотезы должно выводится некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий;

5) простоты, связанной с интенсивностью ее исходных посылок, позволяющей установить логические связи между фактами, которые охватываются такой гипотезой.

В научном познании обычно имеют дело не с изолированными гипотезами, а с определенной системой логически взаимосвязанных гипотез. Именно благодаря этому возникают научные теории.

Теория – это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно определяет какую-либо область действительности. Теория обладает следующими свойствами:

1) представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности;

2) целостная система достоверных знаний;

3) теория не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их;

4) все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы и доказаны.

В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории: исходные основания (понятия, аксиомы, законы, принципы и т.д.); идеализированный объект (теоретическая модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов); логика теории (совокупность определенных правил и способов доказывания); совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории; философские установки и социальные ценности.

В редких случаях в равной степени доказуемыми являются противоречивые суждения. В таких случаях говорят о возникновении парадокса. Парадокс - это утверждение, резко расходящееся с принятым, установившемся мнением, отрицание того, что представляется безусловно правильным. Если же появляются противоречия, подобную ситуацию принято определять как кризисную, при которой возникает необходимость пересмотра прежних теоретических представлений, перехода от старой парадигмы к новой.

Смену фундаментальных для науки теорий и представлений, устойчивых традиций, парадигм принято называть научными революциями.

Под парадигмой принято понимать господствующую в данное время научную теорию, являющуюся для науки как бы внутренним критерием правильности вновь получаемых знаний.

Структуру теории образуют:

1) понятия – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений;

2) определения – это раскрытие содержание понятия, которое должно отвечать двум признакам: должно указывать на ближайшее родовое понятие и должно указывать на то, чем данное понятие отличается от других;

3) аксиома (постулаты) – положение, которое является исходным, недоказываемым, из которого по установленным правилам выводятся другие положения;

4) закон – объективная существенная внутренняя необходимая и устойчивая связь между элементами, явлениями и процессами;

5) закономерность – это совокупность действия многих законов, система существенных необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон;

6) учение – совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности.

Эмпирический уровень исследования характеризуется чувственного познания, т.е. изучение внешнего мира посредством органов чувств. На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение. Взаимодействие теоретического и эмпирического уровней исследований заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляют практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий и истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется и направляется теорией.

Структура эмпирического уровня исследований формируется понятиями: факт, эмпирическое обобщение, эмпирический закон. Понятие факт употребляется в нескольких значениях:

1. Факт – это объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности), либо к сфере познания и сознания (факт сознания).

2. Знание о каком-либо событии и явлении, достоверность которого доказана.

3. Предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Эмпирическое обобщение – это система определенных научных фактов.

Эмпирический закон – отражает регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрываются существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей.

Лекция 4.

Наши рекомендации