Знак и значение. метод формализации

1. Знак и значение

2. Базовые определение.Форма,содержание,формализация

3. Функции формализации

4. Научная деятельность и игра

5. Границы формализации

Знак- материально- вещественное чувственное образование(предмет, явление, действие), которое выступает как представитель другого предмета, явления, действия.

Знак является заместителем предметов, отсылает к другому предмету, который является значением.

Тарский–принцип любого язака состоит в том, чтобы отсылать знак к внелингвистической реальности.

Знак может отсылать нас к самому себе–автономное употребление знака

«Мария» состоит из 5 букв–слово, знак «Мария» состоит из 5 букв

Симеотика–наука о знаковых системах. Разделы науки:

Семантика–отношение знака к обозначаемому

Синтаксис–отношение знака к знаку, рассматривает внутреннюю структуру

Прагматика–наука об использовании знаков

Выделяют знак и значение

Знак–это то , что обозначает, значение–обозначаемое

Нет знака без обозначения

Концепции значения:

Предметная; смысловая ; бихевиорийская(поведенческая); операциональная

1. Предметная ЗНАК- ПРЕДМЕТ

Значением выступают вещи, предметы которые знак обозначает. Проблема: как быть с абстрактными понятиями? Справедливость, счастье- нет предмета. Знак есть, а значения в предметном смысле нет.

Нулевые понятия- понятия, которые не имеют предмета в своем объеме(русалка, леший) эти изъяны преодолеваются в смысловой концепции значения.

2. произносим так, а воспринимающий воспринимает как предмет, это он делает потому что знак соотносится со значением не только путем прямого контакта, но и через смысл. Смысл- знание о предмете.(треугольник: знак, предмет(генотат), смысл(концепт, знание о предмете) )

Знак

знак и значение. метод формализации - student2.ru

Предмет(генотат) смысл

(концепт)

семантический треугольник Фрега-Чорга

смысл–это способы представления значения. Значение- это сам предмет.

«утренняя» звезда, «вечерняя» звезда- Венера(два смысла, а значение одно и тоже). Значение может быть одно, а смыслов может быть очень много.

3. исходит из того, что значением знака является совокупность действий, которые можно предпринять с предметом, когда я получаю, вижу, слышу опледеляется как знак.

4. В данной концепции: значение- некоторая совокупность операций, проведение которых возможно с определеным предметом. Умножение–определенный алгоритм действий

2. БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Существует до 30 определений формы, которые можно аргументировать в 3 раздела: внешний вид; разновидность; строение.

Как внешний вид это самое распространенное определение формы.

Разновидность: формы сознания, формы бытия.

Строение–это более соответствует внутренней сущности предмета.

Гегель акцентировал внимание на проблеме формы и содержания.

Форма- это то, что присуще данному предмету на уровне сущности.

Строение может быть представлено различным образом: совокупность, система, структура

Совокупность–неустойчивая система веще, образующая некое целое(пассажиры троллейбуса- неустойчивая целостность)

Система- более устойчивое состояние(упорядочивает элементы по какому-то соотношению)(пассажиры- отделение военных- некая целостная система, вышли из троллейбуса- система не развалится)

Структура- инвариант системы, это то, что дает устойчивость системе, это то, что может сохранять сущность целого, в мысле различного(материального и др.) состояния. Пример: мелодия- структура, может быть представлена голосом, музыкальным инструментом, оркестром, нотами. Исполнение различное, а структура одна и таже.

Информация- вывод: наиболее соответвуют определения формы через структуру.

Формализация представляет собой выявление содержания через форму, и поэтому структура для нас представляет интерес.

Традиционно привыкли противопоставлять форму и содержание, но когда мы говорим о формализации, то оказывается, что форма и содержание взаимосвязаны. Формализация–это однозначное установление последовательности мысли и последовательности знаков, выражающих эту мысль. Формализация- установление однозначного соответствия между операциями в мысли и операциями со знаками, то есть если мы знаем последовательность знаков и что этот знак обозначает, то можем восстановить ту мысль, которая была формализована.

Алгоритм формализации:

1. задать список исходных символов, то есть каждому содержательному компаненту соотнести определенный знак.

2. Задать правила образования, то есть правила сочетания знаков

3. Отобрать исходные формулы(аксиомы)

4. Задаются правила преобразования(правила вывода). На этом этапе задаются правила получения из исходных форм всех остальных разрешенных, допустимых форм.

Гильберт сравнивал метод формализации с шахматной игрой:

1. знаки- фигуры и поля. 2. Формулы- расположение фигур на доске. 3. Исходные формулы- начальная позиция шахматной комбинации 4. Правила преобразования- правила ходов.

ФУНКЦИИ ФОРМАЛИЗАЦИИ

Цель формализации: выразить мысль в таковой форме с помощью с помощью определенных, доведенных до символа знаков. Формализация всегда сопровождается символизацией, имеет смысл тогда, когда используется символика

Функции:

1. экономность. За счет формализации достигается эффект, когда объемное содержание может быть выражено лаконично, емко. «выразить мир в ореховой скорлупе», таким содержанием проще оперировать. Формализация позволяет сделать объект обозримым(необходимо и достаточно)

2. точность выражения. Значение или многозначность слова определяет наше отношение. «язык навязывает видение мира». Хомский: «наш мир ограничен решеткой языка». Важно задать прежний смысл, так как слово дает определенную установку.

3. Контрольная. Если мы выразим содержание в формализованной форме, то очень легко найти ошибки в рассуждениях. Правила логического вывода: все греки смертны, Сократ–грек, значит Сократ смертен.

4. Эвристическая функция, то есть формализация позволяет решить ту или иную проблему, или ускорить решение той или иной проблемы.

В использовании метода формализации можно разобраться, если мы сравним научную и игровую деятельность.

НАУЧНАЯ И ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Многими учеными наука определяется как игра. Игра- серьезная и глубокая характеристика описания человека. Шиллер:«Человек играет, когда он человек, и он вполне человек, когда он играет». Игра физических и интеллектуальных сил. Демин написал в 1983 году статью «Игра как внешний вид специфической деятельности». О науке как об игре говорил Флеминг: «моя наука- это игра в микробы»(он был микробиологом). Наука–есть игра. Физики говорят: «изучение атомов- детская игра, по сравнению с изучением детской игры».

Что общего у науки и игры?

1. отсутствие утилитарной цели. Утилитарность понимаем в двух значениях: а) не преследуется никакой конечный результат. Игра позволяет реализовать свои логические потенции. Постановка утилитарной цели не позволит ученому совершить открытие. б) играют и занимаются наукой не для того, чтобы получить какое-то материальное вознаграждение, человек пытается себя реализовать.

2. Условность. Игровая ситуация- это не жизненная ситуация. Ученый когда творит, создает себе определенные правила и начинает играть. Паскаль: «я боюсь, что когда-нибудь меня самого примут за теорему». Теория и театр не случайно происходят от одного корня.

3. Свобода действий в игровой ситуации, возможность освободиться от комплексов. Если ученый слишком серьезно будет относиться к своим исследованиям, то он перестанет творить.

Ряд научных открытий был сделан в связи с решением чисто игровых задач.(решение задач «головоломка»)

Направление метода формализации:

1. идут от содержания к форме. Получают формализованный язык, а потом начинают на нем играть

2. вначале изобретают форму, язык, а потом ищут интерпретацию от формы к содержанию

в первом случае находят дверь с замком, а потом пытаются подобрать ключ. Во втором случае- изготавливают связку ключей, а потом пытаются открыть все двери. Второй путь более эффективный, так как позволяет совершить глобальные открытия. Но ученые используют первый путь, так как он более надежный. Математики изобретают формулы, физики берут материал, наработанный математиками и используют его в своих формах.

Есть 2 пути, когда играя с помощью символов, можно получить конкретные результаты: от формы к содержанию.

5. Границы формализации.

1. Невозможность полной формализации

2. в процессе формализации теряются очень важные моменты объективных связей. Формализация возможна только в следствие подведения под одно основание нескольких объектов.

3. Мы должны унифицировать мир, то мы должны унифицировать и себя


№ 55 Общество как объект философского познания.

Понятие “общество”, “общественный”, “социальный”, чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказыва­ется весьма многозначным и недостаточно ясным.

Общность определяется как форма совместного бытия пли взаимодействия людей, связанных общим проис­хождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправлен­ной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общно­сти, а совместных интересов н договоре

Понятие “обществом -следует отличать от понятия “народ”, “нация” и “государство”. Народ–это форма об­щности людей, связанных, прежде всего, языком и культу­рой (отсюда древнеславянское “языцы”), а также происхождением. Нация–это форма организации жизни одного народа (или нескольких близких), связанная с государст­венностью, экономическими, политическими н духовными отношениями людей. Государство–основанное на праве и законе, форма организации жизни народов и наций.

Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Они не изолированы, а тесно связаны, постоянно взаимодействуют и общество существует как единый целостный организм, единая система. Представление о системности в обществе и природе возникло еще в античности (упорядоченность, целостность бытия), далее в 19-20 в. над этой проблемой работали Спенсер, Маркс, Вебер, Сорокин. Они определили основные положения и категории:

Элемент, часть–мельчайшая частица системы или их совокупность (социальные объекты, отношения, институты)

Отношения–связь, зависимость между субъектами общества.

Структура- форма устойчивых связей, отношений.

Субъект–носитель активности, направленной на другое явление.

Объект–явление, на которое направлена активность.

«Социальная система»-совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Ее признаки:

-множественность (элементов, подсистем, функций)

-разнокачественность (социальных элементов)

-уникальность основного элемента–человека.

Сложность и многообразие явлений общественной жизни представляют разновидности совместной деятельности людей и совокупность отдельных социальных групп и их организаций. Структура социальных сообщностей: семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.д.

Выделяют 4 типа общественной деятельности:

-материальная–создание определенных вещей для удовлетворения потребностей людей

-духовная–создание идей, образов, научных и художественных ценностей

-регулятивная (управленческая)–поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности

-гуманитарная (социальная)–деятельность по обслуживанию людей (единство и взаимосвязь)

Основные свойства общества как целого:

-самодеятельность

-самоорганизация

-самодостаточность (главное отличие общества от его составных частей)–способность своей деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия современного существования.


Культура и цивилизация

Если первоначальный смысл слова культура означал обработка, возделывание, а затем стал тождественным по смыслу словам воспитание и образование, то термин цивилизация подчеркивал первоначально собственно гражданские, государственные качества и характеристики. Очень долго оба эти термина применяли только для того, чтобы охарактеризовать человека. Еще в начале века противопоставляли человека истинно культурного, т.е. воспитанного и образованного человеку цивилизованному, считая, что цивилизованность предполагает лишь внешнюю характеристику, следование образцу и не может дать полное представление о человеке.

При этом все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации, в конечном счете, сводилось к двум основным.

В первом случае понятия цивилизации и культуры резко противопоставлялись. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы» (1918–1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер, «как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством». (Цитируется по 1, с. 9) Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа. Концом развития любой культуры Шпенглер считал стадию цивилизации, в которую, по его мнению, вступила Европа. Эта стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, упадком в области литературы и искусства, огромным ростом городов (урбанизацией). В этот период, считал Шпенглер, народ теряет «душу культуры», происходит «омассовление» всех сфер жизнедеятельности, их омертвление, т.к. ритм и подобие жизни в период цивилизации массы получают от бездушных механических, технических устройств, цивилизация побеждает пространство и отбрасывает время, она формирует стремление к мировому господству–это внутренний источник гибели культуры, погибающей в борьбе за мировое господство от войн.

Во втором случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько–нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. В отличие от Шпенглера Тойнби не считает, что цивилизация–всегда эпоха деградации и упадок. Он называет цивилизацией характеристику конкретного общества, предлагая рассматривать цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры технологического развития. Тойнби считает, что каждая цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать «ответы» на «вызов» исторической ситуации, однако, когда общество не в состоянии дать ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и происходит ее гибель.

По мнению Тойнби в современном мире существуют одновременно пять цивилизаций, географически он их делит на китайскую, индийскую, исламистскую, русскую и западную. Каждая из бывших в истории и ныне существующих цивилизаций проходит одинаковые стадии: возникновение, рост, надлом, разложение и гибель, но эти стадии в каждой из цивилизаций имеют разные временные характеристики. За все время существования человечества оно живет в условиях цивилизации не более 2% времени своего существования и в наше время необходимо задуматься над тем, как предотвратить стадии гибели и разложения современных цивилизаций, а это предполагает необходимость разработки общей для всех философской концепции смысла жизни, понимание ее самоценности и неповторимости.

Особый интерес вызывает вопрос о причинах возникновения той или иной цивилизации. Достаточно распространенной является точка зрения, объясняющая существование той или иной цивилизации мистически, с позиций религиозного сознания. Так, например, объясняется богоизбранность народа «колена израилева» или мессианская роль русского народа в борьбе за сохранение христианской культуры. Немалое количество исследователей разделяют точку зрения представителей географического детерминизма, считающих, что решающее воздействие на характер цивилизации и ее особенности оказывают географические условия существования того или иного народа.

Еще более интересными являются концепции современных русских ученых А.Л. Чижевского и Л.Н.–Гумилева, в которых источник особенностей развития народов ищется в космических процессах. Самая знаменитая работа Чижевского называется «Земное эхо солнечных бурь», в ней автор показывает воздействие физико-химических процессов, происходящих на солнце на исторические процессы, происходящие на земле, будь то войны, революции, эпидемии, переселения народов и другие массовые социальные потрясения. В работах Л.Н. Гумилева исследуются процессы становления этносов и рассматриваются временные параметры их существования. Автор считает, что начало своего исторического пути этносы получают из космоса. Могучий всплеск космической энергии, сконцентрированный в сравнительно небольшой земной области, формирует «пассионарность» этноса и способствует его высокой социальной активности примерно в течение тысячелетия, после чего идет угасание активности, гибель этноса, который может проходить как засыпание, растворение этноса в других народах, но может приносить и огромные социальные конфликты и потрясения.

Независимо от причин, лежащих в основе существования той или иной цивилизации, современные исследователи согласны с тем, что цивилизации выступают как определенная характеристика народов мира, причем чаще всего в отличие от процессов культуры цивилизационные характеристики имеют нейтральную, а зачастую и негативную оценку.

Многие исследователи считают, что цивилизация противостоит культуре подобно тому, как массовые процессы и потребление стандартных вещей и знаков культуры противостоят процессу творчества в духовном производстве, как противостоит необходимость свободе, стандарт уникальному, внешние признаки культуры ее внутреннему богатству.


№ 56 Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Издревле(начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии)проблема человека занимала умы философов. Данная про­блема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми фак­торами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Человек- особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом(приближающим его к высшим мле­копитающим), с другой стороны, духовным- способностью к глубо­кому абстрактному мышлению, членораздельной речи(что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений куль­туры, высокому уровню социальной(общественной) организации.

Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность, по-своему очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным углом зрения.

По-своему анализирует проблему личности философия. Не случайно в структуре философского знания, в системе философ­ской антропологии, обозначилась такая ветвь, как «персона­лизм»–философская концепция личности и ее универсального статуса, свободного развития.

С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других объектов, вещь среди других вещей. Ее нель­зя познать извне. Личность есть та единственная цельность, ко­торую мы и познаем, и создаем изнутри. Российский персона­лизм(Н. Бердяев) рассматривает личность как нечто неповтори­мое, уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-либо внешнего(природа, социальность, даже трансцендентное). Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы над рабством, победа над тя­жестью мира.

Большинство философов считали, что инди­вид становится личностью, не замыкаясь в себе, а вступая в сложные отношения с Другими, обнаруживаясь в ансамбле об­щественных отношений, представая как социальный индивид.

Исходя из того, что в разных теоретических построениях лич­ность «смотрится» не одинаково, можно утверждать с той или иной мерой доказательности, что каждый индивид–личность, и наоборот, что не все могут полагаться как личности. Так, для юриста новорожденный есть личность, защищенная законом и обладающая некоторой совокупностью прав(имущественных, правом на защиту достоинства и т.п.). А для педагога или психо­лога новорожденный это только потенция полноценной личнос­ти, ему еще надо «выделаться», стать личностью.

В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями, независимо от любых различий(возрас­тных, этнических, наличия или отсутствия таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже личности. Уважение к покой­ным–это неотъемлемая черта любой гуманистически ориенти­рованной культуры.

Иногда предлагают(М.С. Каган) развести три понятия, характеризующие отдельного человека, таким образом:

Индивид–это обозначение человека, взятого как «особь», единичный предста­витель вида «гомо сапиенс»;

Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие"личность"- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретен­ные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость.

Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормаль­ного развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось толь­ко одно- биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, те­ряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умствен­ном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено соци­альных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных(например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического индивида в соци­ально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занима­ясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвеча­ет склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все гра­ни своей личности.

При характеристике человеческой личности следует уделить внима­ние такому понятию, каккачества личности- врожденные или приоб­ретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через каче­ства можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и об­щества.

В философии выделяются позитивные моральные качества:• гуманизм;• человечность;• честь;• совесть;• скромность; великодушие;• справедливость;• верность;• иные качества. и общественно осуждаемые-негативные: • чванливость;• цинизм;• грубость;• тунеядство; трусость;• нигилизм;• иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: • воля;• решительность;• мудрость;• умение; установки;• убеждения;• патриотизм.

Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств; одни каче­ства развиты больше, другие- меньше.

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

Потребности- это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности могут быть:

• биологическими(естественными)- в сохранении жизни, питании раз­множении и др.;

• духовными- стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры; материальными- обеспечить достойный уровень жизни;.

• социальными- реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.

Потребности- основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей- важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей(кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы- конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы- также двигатель прогресса. Среди интересов выделяются:

• личные(индивидуальные);

• групповые;

• классовые(интересы социальных групп- рабочих, учителей, банки­ров, номенклатуры);

• общественные(всего общества, например, в безопасности, правопо­рядке);

• государственные

• интересы всего человечества(например, в недопущении ядерной вой­ны, экологической катастрофы и др.). Также интересы могут быть:

• материальными и духовными;

• нормальными и ненормальными;

• долговременными и ближайшими;

• разрешенными и неразрешенными;

• общими и антагоническими.

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоунич­тожение(человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами.

• Особым аспектом нормальной жизни человека(личности) в обществе является наличие социальных норм.

Социальные нормы- общепринятые в обществе правила, регулирую­щие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

• поддерживают порядок, равновесие в обществе;

• подавляют скрытые, в человеке биологические инстинкты, "окультури­вают" человека;

• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Видами социальных норм являются: «^ нормы морали;

• нормы группы, коллектива;

• специальные(профессиональные) нормы;

• нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны все­ми(или большинством); механизмом обеспечения выполнения требо­ваний моральных норм является сам человек(его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы- особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов(ими могут быть нормы дружеской компании, кол­лектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные(профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий(например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения диплома­тов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

• устанавливаются особыми уполномоченными госулярственными органами:

• имеют общеобязательный характер;

• формально-определенны(четко сформулированы в письменной форме);

• регулируют четко определенный круг общественных отношений(а не общественные отношения вообще);

• подкреплены принудительной силой государства(возможностью при­менения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).

Жизнь человека и общества невозможна бездеятельности- целост­ных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.

В современном развитом обществе труд- одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов тру­да теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, стано­вится бременем для человека и отрицательно влияет на личность. На­оборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека...

Труд сыграл исключительную роль в формировании и развитии челове­ческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.

Благодаря труду и его результатам человек выделился из окружающего животного мира, сумел создать высокоорганизованное общество.

Жизненная позиция- отношение человека к окружающему миру, вы­ражающееся в его мыслях и поступках.

Выделяются две основные жизненные позиции:

§ пассивная(конформистская), направленная на подчинение окружаю­щему миру, следованию обстоятельствам.

§ активная, направленная на преобразование окружающего мира, конт­роль над ситуацией;

В свою очередь,конформистская жизненная позиция бывает:

• авторитарно-конформистская(человек в своем поведении ориентиру­ется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

• групповая-конформистская(отдельный человек, как и другие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);

• общественно-конформистская(отдельный индивид подчиняется нор­мам общества и "плывет по течению"); данное поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

• активное, самостоятельное поведение по отношению к другим инди­видам, но подчинение лидеру группы;

• подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, кол­лективе;

• игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества- в банде преступников, среди хиппи, в других асоциаль­ных группах;

• непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помо­щью других изменить всю окружающую действительность(пример: революционеры- Ленин и другие).

Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимовоспита­ние личности.

Воспитание- это приобщение индивида к социальным нормам, духов­ной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты обще­ства: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом.

В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить от­дельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, коман­дир, начальник, представитель мира культуры, харизматический по­литический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современного об­щества имеют средства массовой информации, а также достижения ду­ховной и материальной культуры(книги, выставки, технические уст­ройства и т. д.).

Основные цели воспитания:

§ подготовить человека к жизни в обществе(передать ему материальную, духовную культуру, опыт);

§ развить общественно ценные качества личности;

§ стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;

§ научить человека взаимодействию с другими людьми;

§ научить человека труду.


Наши рекомендации