Проблемы и перспективы современной цивилизации

Сегодня уже вызрело представление о том, что мы нахо­димся на переломном этапе, ближних подступах к вступле­нию в новое историческое измерение. С напряженным вни­манием всматриваются христианские богословы в 2000 г. от Рождества Христова. Умножаются грозные пророчества. Апокалиптическне умонастроения выражаются на страни­цах печати. “Философия конца”, пронизывающая весь текст Откровения Святого Иоанна Богослова, завершающей главы Библии, сейчас актуализируется. Об этом говорят в проповедях и пишут в религиозных изданиях, предвещает­ся появление АнтихрИста и затем второе пришествие Хри­стово. “Глаголь вещие” уже звучат–эта нота становится все более громкой.

Трагические предсказания звучат не только в христиан­ских храмах. И в мусульманских мечетях все чаще раздают­ся тирады типа: “О, рабы Аллаха, я боюсь для вас ужасно­го наказания”. Появляются “персонажи”, объявляющие себя пророками и грозящие бедствиями. Что уже говорить о многочисленных сектах. Все их устремления замешаны на идее грядущей катастрофы.

Один за другим ставятся зловещие диагнозы, что мир находится на одной из последних ступеней духовной нище­ты и деградации, что вот-вот обрушатся на головы людей невиданные ранее жестокие войны, губительные для земли, ураганы, землетрясения, что не менее 90% землян будет ис­пепелено, уничтожено и т. д., и т.п

Грустно смотрит на происходящее и наша российская интеллигепция. Один из наиболее ярких и честных прозаиков последних десятилетий Юрий Нагибин в начале 80-х гг. пи­сал в своем дневнике, опубликованном в 1995 г. “Похоже, сейчас могучий органический и неорганический мир постиг­ло полное разочарование,–институт, именуемый “человече­ство”, будет закрыт навсегда. А Земля, отмывшись в воз­душном океане, поплывет дальше в своей изначальной чис­тоте”.

Люди рационального мышления, ученые и социологи по­лагают, что грядущий век несет в себе противоречивые воз­можности как взлета, так и упадка. Они настаивают на том, что мы вступаем в многомерный мир и возникает новая не­ведомая еще модель мировой цивилизации. Теоретики “по-стпрнгожинской” формации толкуют 9 вхождении челове­чества в зону точек бифуркации, обозначившегося разлома, поворота истории в непредсказуемом направлении. Ввиду этого представляется правомерным вновь применить введе-ное К. Ясиерсом понятие “осевого времени”, но уже не к прошлому (между 800 н 200 г. до н.э.), а к нынешним событиям, актуальным свершениям современников.

Действительно, привычный мир XX в., насыщенный бурными событиями, на наших глазах стремительно транс­формируется, преображается коренным образом. Мы смот­рим в лицо новому историческому времени.

Сейчас уже ясно, что без “раздумий” в масштабе челове­чества” нельзя продуктивно проанализировать ни одной ло­кальной задачи на ином уровне: континента, страны, регио­на, города и т. д. Любые кризисы в экономике н политике, в преуспевающих или отстающих странах, глубинные или поверхностные по сути дела, есть проявление общего кризи­са, сотрясающего человеческую цивилизацию. Политики н экономисты разных направлений все чаще приходят к выво­ду, что наступает кризис современной мировой цивилиза­ции, охвативший природу, мировую экономику, политиче­ские отношения, культуру, и особенно самого человека.

Характеризуя глобальную ситуацию конца века, следует отметить, что человечество, будучи сущностно единым, вме­сте с тем представлено неисчерпаемым многообразием динамичных социокультурных форм. Высочайшие достижения общечеловеческого прогресса выражены в высокой техноло­гии, эффективном промышленном и сельскохозяйственном производстве, разветвленной информационной сети, мире утонченного искусства. В то же время в ряде регионов зем­ного шара сохраняются реликтовые, архаические образования, сотни и сотни миллионов людей не имеют возможности пользоваться благами цивилизации, влачат существование аутсайдеров

Первая угроза термоядерного пожара. Призрак “судного дня”, “омницида”, глобального уничтожения всех и вся все еще бродит по планете. Возможности возникно­вения “всесжигающего пламени” и последующей “ядерной зимы” отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты. Еще 38-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила подготов­ку и развязывание ядерной войны величайшим преступлени­ем перед человечеством. В Декларации ООН 1981 г. о пред­отвращении ядерной катастрофы было заявлено, что с закона­ми человеческой морали и-высокими идеалами Устава ООН несовместимы любые действия, подталкивающие мир к ядер­ной катастрофе. Тем не менее ядерные вооружения не пре­кратились. Мораторий на подземные ядерные испытания на­рушается то Китаем, то Францией, то другими членами “ядерного клуба”. Люди Земли еще не перестали быть за­ложниками атомной мифологии и ядерных маньяков. Далеко не все еще осознали, почувствовали, что ядерная мощь не столько мускулы, сколько раковая опухоль.

Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого воен­ного столкновения ядерных свехдержав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности -“чернобыльского варианта”. Кстати, до сих пор не установлены причины катастрофы на Припяти. Есть немало версий, но версии еще не истина. Любая техника, как свидетельствует история, когда-либо ломается. И абсо­лютной гармонии от повторения Чернобыля никто не дает. Нельзя забывать, что на планете сейчас работает более 430 атомных электростанций, их количество увеличивается. Ар­мения восстановила свою АЭС, Китай намерен построить 15 новых атомных станций.

К тому же идет расползание атомной технологии-Уже го­товы к производству ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность попадания ядерного оружия в руки безответственных полити­ческих авантюристов и даже криминальных элементов.

Вторая угроза–надвигающаяся близость экологической катастрофы. Колыбель наша и обитель в опасности. Исто­рия распорядилась так, что земная природа, наша экологи­ческая ниша испытывает состояние нарастающей нестабиль­ности. Отношение “человек–природа” по своей значимо­сти начинает перекрывать наши экономические заботы, политические хлопоты и теоретические словопрения.

В чем же суть экологической угрозы? В том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к полному разрыву естественных циклов воспро­изводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это порождает “коллапс”–резкое и стре­мительное ухудшение экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты. О грядущих деструктивных процессах говорят уже достаточно давно. Приводилось и приводится множество зловещих фактов, цифр, оценок. Не говорят, а уже кричат об умень­шении количества кислорода в атмосфере, нарастании “пар­никового эффекта”, расползании озоновых дыр, безостано­вочном загрязнении природных вод. Подсчитано, что не ме­нее 1 миллиарда 200 миллионов человек живут, испытывая острую нехватку питьевой воды. Биологи фиксируют, что ежедневно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений. Станислав Лем указал еще на одно печальное обстоятельство: в XXI в. вымрут практи­чески все дикие животные. Интенсивное сельское хозяйство истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут естест­венно восстановиться.

Третья угроза–опасность, нависшая над человеческой телесностью. Под дамокловым мечом находится не только “внешняя” природа, та экологическая ниша, в которой мы живём, но и наша “внутренняя” природа: наш организм, • плоть, человеческая телесность. Как только не оценивали его в долгой человеческой истории от древнекитайских фи­лософов–Даосов “данный нам природой чехол” и до оте­чественного поэта Осипа Мандельштама: “Дано мне тело. Что мне делать с ним, таким единым, и таким моим?” Да, мы духовны. У нас есть разум. И как уверяют теологи–дух II душа. И духовность возвышает человечество над все­ми иными природными феноменами. Но все (или почти все, размышляющие о человеке) повторяют, что личность чело­веческая есть телесно-духовное единство. Тело–вещь не шутейная. Мы с ним приходим в этот мир и оставляем наши бренные телесные остатки, покидая его. Тело доставляет ог­ромные радости II жестоко терзает нас хворями и недугами.

Телесное здоровье всегда на одном нз первых мест в системе человеческих ценностей.

И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опас­ностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. Расшатывание генофонда, лихие шаги генной инженерии, открывающей не только новые горизонты, но и зловещие возможности: порождение “призрака Франкенштейиа”, выход из-под контроля “мутанных генов”, могущих ис­казить эволюционные приспособления человека, массовое по­рождение искусственных ублюдков-мутантов. Не исключена возможность ломки основного генетического кода в результа­те непродуманных вмешательств в его структуру. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций. Повсе­местно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека, под воздействием ксенобнотиков и многочисленных социальных и личных стрессов.

Есть зримые последствия этого явления. Леденящее сло­во “СПИД” все чаще вторгается в человеческую жизнь. Та­кая беда, постигшая человечество, есть первая в истории глобальная пандемия, сеющая смерть. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь,' а некоторый этап в би­ологическом существовании рода людей, который связан с необузданным массовым вторжением людей в природные основы их собственного бытия. СПИД сегодня–уже не ме­дицинская, а подлинно общечеловеческая проблема.

Наконец, четвертая, не менее страшная угроза–кризис человеческой духовности. Практически все светские и рели­гиозные, глобальные и региональные, древние и новые иде­ологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа.

Таковы угрозы. Они реальны. Их нельзя не видеть. Од­нако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пес­симизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть уг­розы, но есть и надежды. Пусть робкие, но все же надежды. Конечно, оптимизм не должен быть блаженным и беспоч­венным. Нельзя уподобляться тем “оптимистам”, которые во время крупного землетрясения утешают: “Граждане, не волнуйтесь, все утрясется”. Нобелевский лауреат, француз Альберт Камю стал известен как автор, писавший об абсур­де и ужасе бытия, о том, что все' мы подобны невольникам .на галере, пропахшей селедкой, где слишком много над­смотрщиков и, возможно, мы гребем не в ту сторону. И все же не следует бросать весла. Главное не отчаиваться. Не стоит прислушиваться К тем, кто кричит о конце света. Да, конечно, мы живем в трагическую эпоху. Но слишком мно­гие путают трагическое с безнадежным

Можно уверенно указать на определенные надежды, пред­посылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенской угрозы от человечества.

Первая предпосылка–развертывание информационной (компьютерной), биотехнологической революции как тех­нико-технической основы возможного выхода из ситуации “выживания”, преодоление преград к объединению челове­чества. Создание на ее основе некой Новой цивилизации пока еще только выявляется и контуры такой цивилизации еще плохо различимы. Но налицо реальные тенденции к развертыванию более гуманизированного и благополучного мирового сообщества в обозримом будущем.

Вторая предпосылка–утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармо­низации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью

Третья предпосылка–становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней полити­ке, в групповых И межличностных отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутниками истории. Войны, перевороты, кровь сопровождают все значи­мые события. Ф. Ницше, высокомерно именуя человека “су­першимпанзе”, полагал, что насилие–это органичный для людей способ взаимного общения. Зигмунд Фрейд считал аг­рессивность неустранимым моментом человеческого поведе­ния. Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц прямо ут­верждал, что есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит чело­вечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития

Четвертая предпосылка-объединительные (ойкуменические) процессы духовной жизни как в религиозном, так н в светском варианте. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный мен­талитет и восточный этикет. Попытки поддержать эти про­цессы не редки. Ватикан уже предложил иерархам Право­славия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры стре­мятся к нахождению точек соприкосновения с коммунистами и консерваторами.

Пятая предпосылка–это идущая неуклонно межэтниче­ская и межкультурная интеграция при сохранении автоном­ности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жнзни на фоне сохранения самобытности всех участников дан­ного процесса. Резко расширяются международные эконо­мические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о «непроницаемости» и полной замкнутости самодостаточных народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние давлеют над заскоруз­лой замкнутостью.

Шестая предпосылка (последнее по счету, но не по зна­чимости) -намечающиеся прорывы в области интеллекту­ального поиска. Иногда говорят даже, что мы в преддверии интеллектуальной революции. Крупнейшие ученые совре­менности говорят о том, что мы находимся перед лицом Но­вой Вселенной, новой Природы и сейчас человеческий ин­теллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления.

Завершая обозрение зримых надежд, скажем о необходимости конструирования глобальной этики, универсаль­ных нравственных принципов, укрепляющих всечеловече­скую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолиней­ных истин сухо-рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость, может при­вести к всеобщей погибели. Без этики человеческой соли­дарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться. Таковы основания для выхода из гло­бального кризиса, в который мы погружены.

Наши рекомендации