Ii. обязанности преподавателей
1. Преподаватели ежегодно конкретизируют и утверждают тематику контрольных работ по философии.
2. При осуществлении руководства студенческими научными работами (контрольная работа, реферат, доклад) преподаватель преследует следующие цели:
–осуществить самоконтроль студента;
–привить навыки организации самостоятельной работы по философии;
–развить умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно, аргументировано их излагать;
–способствовать глубокому усвоению учебного материала;
–подготовить студента к зачету и экзамену по философии;
–выработать умения, необходимые для написания курсовых и дипломных работ по другим дисциплинам.
3. Критериями оценки контрольной работы и реферата являются:
–глубина изученного материала;
–качество подбора и использования источников;
–степень самостоятельности выводов;
–обоснованность выводов;
–самостоятельность выполнения работы;
–стиль и оформление работы;
–общая культура изложения.
4. Преподаватель осуществляет общее руководство написанием контрольной работы или реферата, консультирует по возникающим в процессе работы вопросам и проблемам.
III. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ, СТРУКТУРА И ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И РЕФЕРАТА
Выполнение контрольной работы и написание реферата осуществляется по следующим этапам:
1. Определение темы контрольной работы или реферата. Порядок определения тем контрольной работы и рефератов указан в разделах III и V настоящих Методических указаний.
2. Разработка плана работы. Как правило, план контрольной работы или реферата разрабатывается студентом самостоятельно. При возникновении затруднений при составлении плана целесообразно проконсультироваться с преподавателем, сформулировать основные направления исследования и названия глав или разделов.
3. Изучение литературы, первоисточников, периодических изданий и интернет-ресурсов. Знакомство с литературой лучше начинать с изучения соответствующих теме разделов учебников или учебных пособий для вузов, что позволит сформировать первоначальное представление о значимости и актуальности темы, получить фундаментальные сведения по проблеме. Затем приступить к изучению первоисточников, трудов философов и специальной научной литературы, статей в научных журналах. В процессе работы литературой следует делать выписки в виде конспектов и точные данные источника информации.
4. Написание контрольной работы и реферата согласно требованиям к их оформлению и структуре. При написании работы необходимо придерживаться принятого плана. Последовательное изложение каждой главы или раздела должно быть всесторонне обосновано. Если изучаемые проблемы представляют предмет дискуссий в философии, следует изложить различные точки зрения по спорному вопросу и высказать собственное аргументированное мнение о предмете спора. Контрольная работа и реферат должны содержать ссылки на источники и изученную литературу. Не следует перегружать текст ссылками, а приводить их исключительно для обоснования принципиально важных положений работы.
5. Представление контрольной работы или реферата в установленном для каждого вида научно-исследовательской работы порядке (на кафедру или лично преподавателю).
6. Защита контрольной работы или реферата. Во время защиты работы студент должен показать глубину и всесторонность знания по теме своей работы, продемонстрировать знание ключевых теоретических положений, обосновать полученные выводы. Защита работы проводится в устной форме или в форме собеседования, студент может подготовить автореферат и пользоваться им в процессе защиты. Важным показателем, влияющим на оценку работы, являются ответы на вопросы преподавателя или аудитории.
Структура научно-исследовательской работы включает:
1. Титульный лист. На титульном листе контрольной работы или реферата указывается дисциплина, тема, фамилия, имя, отчество студента, факультет, номер группы (Приложение).
2. План – это логическая основа самостоятельной работы студента. Правильно составленный план является свидетельством понимания студентом рассматриваемого вопроса. Так, в плане перечисляются все структурные элементы контрольной работы или реферата с указанием страниц.
Например, план контрольной работы по теме «Специфика философии как особой отрасли научного знания. Круг ее проблем и роль в обществе» может выглядеть примерно так: введение, раздел 1. Место философии в системе научного знания, раздел 2. Специфика предмета философии, раздел 3. Функции философии и ее роль в обществе», заключение, список литературы.
3. Во введении следует дать краткую характеристику рассматриваемой проблемы, определить место и значение вопроса в конкретный исторический период развития философии, а также в разделе философии, раскрыть актуальность вопроса в современном обществе и философской науке, определить цель и задачи исследования. Цель работы созвучна с темой работы и формулируется, используя глаголы «изучить», «проанализировать» и т.п. Задачи работы одновременно выступают основанием для подразделения материалов контрольной работы или реферата по главам или разделам, поскольку они соответствуют главным направлениям раскрытия содержания темы. Во введении необходимо объяснить логику последовательности раскрываемых вопросов и указать на основные источники работы.
Например, цель контрольной работы по теме «Специфика философии как особой отрасли научного знания. Круг ее проблем и роль в обществе» будет звучать так: проанализировать специфику философии как науки. Задачи формулируются согласно названиям разделов или глав: 1. Определить место философии в системе научного знания. 2. Выявить специфику предмета философии. 3. Изучить функции философии и ее роль в обществе.
4. Основная часть контрольной работы или реферат по философии отличается своей теоретичностью, что обусловлено спецификой науки. Поэтому практическая или экспериментальная часть отсутствует. Как правило, работа должна содержать 2-3 раздела или главы, которые соответствуют задачам, поставленным во введении. Если тема того требует, то главы могут быть разбиты на параграфы, а разделы на пункты. Важно уделить внимание раскрытию вопроса именно с философской позиции, опираться на философский категориальный аппарат, продемонстрировать владение знаниями по философской проблематике. Перед студентом не стоит задача открыть какие-нибудь новые положения в области философии. Он должен в процессе изложения вопросов темы показать способность осмысленно пользоваться литературой, понимать методологию изложения материала, уметь анализировать, делать выводы и обобщения, по возможности связать теорию с практикой современной реальности. Не допускается дословное изложение текста литературных источников, так как это противоречит смыслу написания контрольной работы и реферата, не создает условий для получения знаний, развития навыков аналитической деятельности, выработке самостоятельности суждений. Самостоятельность в изложении полученных знаний позволит студенту понять, насколько он усвоил тему, и осуществить самоконтроль знаний.
Например, в разделе 1. «Место философии в системе научного знания» следует раскрыть специфические особенности философии как науки, дать определение философии, выявить взаимоотношения философии и других наук. Раздел 2. «Специфика предмета философии» нацелен на раскрытие особенностей предмета философии, на выявление главных философских вопросов, разделов, категорий. В разделе 3. «Функции философии и ее роль в обществе» следует перечислить функции философии, такие как мировоззренческая, методологическая, критическая, прогностическая и другие, и через их реализацию проанализировать роль философии в обществе.
5. В заключении подводятся итоги рассмотрения темы в соответствии с поставленными целью и задачами, приводятся основные выводы.
Например, выводы по теме «Специфика философии как особой отрасли научного знания. Круг ее проблем и роль в обществе» будут построены в соответствии с задачами и сформулированы в виде резюме. В кратком виде раскрывается месть философии в системе научного знания, специфика предмета философии и ее роль в обществе.
6. Список использованной литературы и источников должен включать не менее 6 наименований источников, изданных за последние пять лет. Следование этому условию обеспечит соответствие содержания работы актуальным проблемам современной философской науки. Список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».Располагать литературные источники необходимо в алфавитном порядке. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, учебных пособиях, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), заглавие, данные о последующих изданиях, место издания, издательство, год издания и объем в страницах. Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только нескольких названий Москва – М., Санкт-Петербург – СПб.
Например: Грядовой, Д.И. Философия: структурированный учебник / Д.И. Грядовой. – 2-е изд., перераб., доп.- М. : ЮНИТИ, 2004. – 384 с.
В сведения о статье из периодической печати включают: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.
Например: Семенов, В.С. О перспективах человека в ХХI столетии / В.С. Семенов. // Вопросы философии. – 2005. – № 9. – с. 29-37.
Обязательными требованиями, предъявляемыми к контрольным работам и рефератам по философии, являются:
– логическая последовательность изложения материала;
– самостоятельное выполнение работы на основе собранных и обработанных студентом материалов;
– присутствие в работе элементов научного исследования: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.п.;
– написание вывода, логично вытекающего из глав или разделов;
– использование при написании работы не менее 6-8 источников, в том числе: учебных пособий, хрестоматий, материалов периодической печати.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
Контрольная работа – вид письменной работы учебно-научного характера. Контрольная работа по философии предусмотрена для студентов заочной формы обучения, представляет собой вид самостоятельной работы. Основная задача выполнения контрольной работы состоит в получении, расширении, углублении и совершенствовании знаний студентов по философской тематике и проблематике, а также в развитии навыков самостоятельной работы с литературой. Важной задачей, реализующейся в процессе выполнения контрольной работы, является развитие и совершенствовании исследовательских навыков, умений систематизировать и анализировать информацию по изучаемому вопросу.
Контрольные работы по философии выполняются в ученических тетрадях объемом не менее 18 листов. Соотношение объема структурных элементов контрольной работы может быть следующим: введение – примерно 1-2 стр., основная часть – 12-14 стр., заключение – примерно 1-2 стр. Каждый новый раздел начинается с новой страницы. Страницы должны иметь поля, которые служат для пометок преподавателя. Нумеруются страницы арабскими цифрами в центре нижней части листа. Текст должен быть разборчивым, не содержать стилистических и грамматических ошибок. Темы для контрольных работ, требования по философии содержатся в данных методических указаниях.
Контрольная работа представляется на кафедру за месяц до начала зачетно-экзаменационной сессии или в установленном преподавателем порядке. Контрольные работы выполняются строго по варианту, соответствующему начальной букве фамилии студента. Работы, выполненные не по своему варианту, не зачитываются и возвращаются студенту. Руководитель не несет ответственность за своевременную проверку работы в случае, если работа не сдана в указанные сроки. Допущенная к защите контрольная работа защищается перед преподавателем, который ее проверял. В процессе защиты студент должен продемонстрировать глубокое и всестороннее знание содержания своей темы, умение излагать мысли и отвечать на поставленные вопросы. По итогам проверки и защиты контрольной работы преподавателем принимается решение о «зачете» или «незачете». Студент к экзамену по философии не допускается в случае, если не проведена процедура защиты контрольной работы и не получен «зачет».
V. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»
(для студентов заочной формы обучения)
Фамилия | Тема работы |
А | Развитие диалектических идей в учениях представителей античной философии Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В античной философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и борьба противоположностей (Гераклит, Зенон и др.). Первым термин «диалектика» в философию ввел Сократ. Для достижения истины он разработал искусство спора или диалог. |
Б | Онтология Аристотеля Аристотель выступил с критикой философии Платона по проблеме бытия. Он считал, что его учитель отделил «мир идей» от реального «мира вещей» и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью. Разработал теорию о сущностях, рассматривал причины бытия всякой вещи. Философ предложил материалистическую трактовку происхождения мира и человека. |
В | Логика и метафизика Аристотеля Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины – науке о законах мышления; сумел выделить эти законы в четкой постановке: 1. закон исключенного противоречия; 2. закон исключения третьего; 3. закон тождества. В логике он дал понятие дедуктивного метода. Учение о категориях (сущность, отношение, время, качество, количество) стоит на границе между логикой и метафизикой. |
Г | Теория идей и теория бессмертия Платона Платон является основоположником идеалистического направления в философии. Все материальное изменчиво и со временем прекращает свое существование, окружающий мир временен и изменчив и в действительности как самостоятельная субстанция не существует, реально существующими являются лишь чистые идеи, они вечны и постоянны, все вещественное является лишь материальным отражением первоначальной идеи. |
Д | Развитие идей идеального государства в учениях Платона и Аристотеля В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Платон считал, что наиболее удачным вариантом государства является аристократическая республика, в которой правят философы («Утопия»). По Аристотелю государство реалистично. Государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом управлять людьми. |
Е, Ж | Логика исторического развития в философии Г. Гегеля В сфере социально-философских концепций Г. Гегель высказал ряд ценных идей: о смысле истории, о понимании исторической закономерности, о роли личности в истории. Наибольшее влияние Г. Гегель оказал на области философии государства и философии истории. Общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы». |
З, И | Проблема человека у софистов и Сократа В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Человек является центром культуры, ее творцом (софисты); Призвание человека – познавать и творить добро, а высшая добродетель – знание (Сократ). Сократ разрабатывает метод «майевтики», который поможет приобрести людям знание. |
К | Софистика как философский метод Мнение софистов, что человек только в самом себе может найти истину, четко сформулировал софист Протагор: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, ибо человек изменчив. О каждом явлении можно высказать несколько несовместимых и даже противоположных друг другу суждения. |
Л | Метафизика и этика Б. Спинозы Спиноза критиковал декартовский дуализм и разработал монистическое учение о мире как единой субстанции. Центральная идея философии Б. Спинозы – тождество Бога и природы, то есть он определил субстанцию как причину самой себя. Представление о слиянии бога и природы, которое лежит в основе учения Б. Спинозы, называется пантеизмом. В «Этике» он настаивает на безраздельном господстве необходимости. Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. |
М | Соотношение науки и теологии в работах христианских философов Средневековья В этот период философия развивалась преимущественно в рамках теологии. Она – служанка богословия. Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление. В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана: «Верю, ибо абсурдно». Напротив, Ф. Аквинский полагал, что вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств. Ему принадлежит «теория гармонии веры и разума». |
Н | Специфические особенности этики А. Шопенгауэра и Ф. Ницше Жизнь по А. Шопенгауэру – это борьба между состраданием и преобладающими над ним силами эгоизма и злобы. Общественный прогресс не в состоянии решить это противоречие. Поэтому А. Шопенгауэр отрицает какую-либо моральную ценность общества. Необходимо умертвить волю к жизни. Основой жизни, по Ф. Ницше, является воля к власти или тяга всего живого к самоутверждению. «Человеку массы» противостоит сверхчеловек, находящийся вне всяких моральных норм. |
О | Специфика философии как особой отрасли научного знания. Круг ее проблем и роль в обществе Философия, рассматривая мир в его единстве и целостности, строя картину мира, в отличие от специальных наук исключает детали и подробности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи. Философия является системой общих знаний о природе, обществе и человеке. Она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками; пытается выработать всеобщие понятия – категории. |
П | Политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка Т. Гоббс в «Левиафане» разработал теорию общественного договора, согласно которой государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых своих свобод в обмен на права. Дж. Локк в «Двух трактатах о государственном правлении» дополнил эту теорию идеей существования естественных прав человека (право на жизнь, свободу, собственность). Дж. Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей. |
Р | Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности в философии эпохи Возрождения Гуманизм эпохи Возрождения выступал как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. Гуманизм – это воззрение, основывающееся на ценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Родоначальником идеологии гуманизма считается поэт Ф. Петрарка. В философии ренессанса гуманизм проявился, в антропоцентризме. |
С | Основы философского анализа общества. Теоретические модели общества Общество – это форма разумно организованной культурной жизни и деятельности людей, объединенных общими потребностями, интересами и целями. Согласно концепции исторического материализма, структура общества включает общественное бытие и общественное сознание. Согласно другому подходу социальная структура состоит из основных сфер общества: духовной, политической, экономической, социальной. Теоретические модели общества: циклическая, линейная, спиральная. |
Т, У | Сенсуализм Дж. Локка Дж. Локк являлся последователем сенсуализма (эмпиризма), основы которого были заложены Ф. Бэконом. Дж. Локк отрицал теорию «врожденных идей Р. Декарта. Утверждал, что «Голова младенца – это чистый лист бумаги, на котором опыт пишет свои письмена». Идеи и понятия не являются врожденными, они тоже приходят с опытом. Дж. Локк выделял 2 вида опыта: внешний (возникает благодаря воздействиям окружающего мира на органы чувств) и внутренний (основан на деятельности разума). В процессе дальнейшей практики эти 2 вида опыта совершенствуются. |
Ф, Х | Философия всеединства В. Соловьева В. Соловьевым утверждается, что каждая из множества существующих в мире вещей, есть частичное проявление всего мира в целом. Все элементы способны существовать и возникать только в системе целого. Всеединство понимается как единство трех видов знания: науки, философии и религии. Рассматривается всеединство государства, общества, церкви на основе слияния всех христианских церквей. Природа состоит из трех начал: природного, человеческого, божественного. Всеединство В. Соловьева тесно связано с пониманием Космоса, который выступает в его философии как христианский космос. |
Ц, Ч | Проблема субъекта и объекта в немецкой классической философии Основными элементами, составляющими познание, являются субъект и объект познания, а также процесс гносеологического взаимодействия между объектом и субъектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности. И. Кант впервые в философии поставил вопрос о возможностях познавательных способностей субъектов. До И. Канта европейские философы, занимаясь проблемами гносеологии, изучали объект познания. И. Кант же объектом гносеологического исследования сделал самого познающего субъекта и его возможности в познании. |
Ш, Щ | Философия свободы Н. Бердяева Н. Бердяев работе «Философия свободы» утверждал, что свобода существует изначально, даже Бог не властен над этой свободой и не несет ответственности за выбор в пользу зла или добра. Исходным пунктом его философии является главенство свободы над бытием. Свобода не может быть ограничена бытием, она не определяется даже Богом, а имеет самодовлеющий характер. Свобода – сущность человека, связанная с его духом, его внутренняя, творческая энергия. В одном ряду с ней находятся творчество, личность, дух, Бог. |
Э, Ю | Природа как объект философского осмысления в работах русских космистов Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной мудрости, созданием свободного от насилия, гармоничного мира. Космизм с самого начала разделился на 2 направления: мистическо-теологическое (Н. Федоров. В. Соловьев, П. Флоренский) и естественно-научное (К. Циолковский., В. Вернадский). Для первого направления космос представляется христианским, человек способен, по Н. Федорову, влиять на природу и регулировать природные процессы. В. Вернадский разработал концепцию биосферы и ввел понятие «ноосферы», сферы разума, преобразующего планету. |
Я | Философское понимание мира (философская картина мира) Философская картина мира отличается от религиозно- мифологической тем, что представляет мир в системе понятий, что свойственно абстрактному, понятийно-логическому мышлению. Главное отличие философской картины мира от мифологической и религиозной – это попытка рационального объяснения мира. Особенно это было характерно для античной философии, которая до сих пор рассматривается как начало философского знания. Единой философской картины мира не существует. Монизм и дуализм, материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм предлагают совершенно разные подходы к пониманию мира. |
VI. ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТАМ
Реферат представляет собой письменную работу учебно-научного характера. Рефераты выполняются студентами очного отделения с целью более глубокого рассмотрения какого-либо теоретического вопроса, а также могут быть предложены по усмотрению преподавателя студентам заочного отделения. Учебная функция реферата состоит в расширении и углублении знаний по избранной теме, развитии навыков и умений самостоятельной работы с литературой, закреплении навыков грамотной письменной речи. Научная функция реферата выражается в формировании и совершенствовании исследовательских навыков, развитии умений по изучению, критическому анализу, систематизации и обобщению, а также оформлению изученных источников и литературы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским работам.
Студент выбирает тему реферата, ориентируясь на рекомендации преподавателя. По согласованию с преподавателем он может изменить или конкретизировать предложенную тему. Тематика рефератов по философии для студентов очного отделения содержится в данных методических указаниях.
Внимание!Студенты всех специальностей, обучающиеся по сокращенной программе, выполняют реферат по темам, указанным в данных методических указаниях в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским работам.
Реферат выполняется рукописным способом или набирается на компьютере. Требования к оформлению текста реферата: формат А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал – 1,5. Поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, право – 1 см. Объем реферата не должен быть менее 20 и более 25 страниц. Каждый структурный элемент начинается с новой страницы. Страницы нумеруются, начиная со второй.
Как правило, реферат предварительно сдается преподавателю на проверку. Процедура защиты основных положений, изложенных в реферате, проводится на семинаре, тема которого соответствует теме реферата, что позволяет раскрыть более глубоко отдельные философские вопросы, не включенные в план семинара. Также защита реферата может проводиться в виде собеседования с преподавателем. В процессе защиты студент должен продемонстрировать глубокое и всестороннее знание содержания своей темы, умение излагать мысли и отвечать на поставленные вопросы. По итогам проверки преподавателем и защиты реферативной работы студентом принимается решение об оценке или, в случае использования балльно-рейтинговой системы, количестве баллов за работу.