Философская стратегия будущего. Перспективы современной цивилизации.
Всемирная история состоит из вечно зарождающихся и обрывающихся жизней отдельных индивидов и непрерывной цепи того, что создано их усилиями. Путь человечества от первобытного стада до современных социальных систем, от каменного рубила до электроники и информатики, от стойбища вокруг костра до современных мегаполисов, от примитивных знаний до изощренных теорий.
Большинство футурологов (ученых, занимающихся проблемами будущего) обеспокоено тем, что в наиболее развитых цивилизациях 20 века, особенно в странах Запада, лидирующие позиции заняла технико-экономическая составляющая, отодвинув на задний план культурно-этическую составляющую. В связи с этим ставится задача перехода от техногенной и информационной цивилизации к антропогенной, где основной ценностью был бы человек, а не техника.
Не случайно поэтому, что в современной философии имеет место сдвиг в сторону духовной проблематики, появляется масса работ этического и эстетического содержания. Должна формироваться новая гуманистическая культура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного развития.
К сожалению, наша цивилизация во многом живет за счет будущего, исчерпывая невосполнимые ресурсы, загрязняя воду, воздух и почву отходами несовершенных технологий, сея семена ненависти, которые еще столетия будут давать новые всходы и плоды.
Испанский философ Ортега-и-Гассет назвал такое явление «восстанием масс»: современное общество стало унифицированным, количественно большим, но качественно ущербным. Падение ценности человека привело к настроению неукоренненности, нестабильности, порождает тоталитаризм, исключает нормальные пути решения глобальных проблем.
Мировая цивилизация нуждается в выработке стратегии ее дальнейшего развития. Ряд футурологов разрабатывает катастрофические сценарии будущего («климатическая катастрофа», «конфликт цивилизаций», «религиозные войны») – с этих позиций главный враг человека – сам человек, его агрессивная природа со слепыми инстинктами самоуничтожения и разрушения собственной среды обитания.
За шесть тысяч лет истории человечества было более 20 000 войн, было всего 292 мирных года за 3600 лет.
Другая группа футурологов полагает, что не следует терять оптимизма, что наука, ценности либеральной демократии, прорыв в Космос, накопленная духовная мудрость и добрая воля миллионов людей способны обеспечить устойчивое развитие мировой цивилизации.
Третья группа полагает, что человечество ждут большие потрясения, но оно сумеет ценою огромных жертв найти верный путь.
В любом случае большое значение имеют культура взаимопонимания людей разных духовных ориентаций, поиск компромиссов в общественно-политической жизни, устранение насилия как способа решения общественных проблем.
Конечно, у человечества нет и не может быть никаких гарантий, среди людей всегда будут более и менее нравственные, идущие в стаде и идущие своим особым путем, речь не может идти о выведении особой породы «нового человека», который преодолеет все несовершенства мира.
Вопрос о судьбе человечества связан с идеей прогресса. Большая часть человечества и философов верует в прогресс, т.е. поступательное движение человечества к от простого к более высокоорганизованному, сложному. Восходящее развитие означает повышение уровня организации и соответственно сложности системы, что влечет за собой усиление роли внутренних факторов в составе целого по сравнению с внешними, рост активности системы, возможности ее самосохранения и самостоятельности.
Возникают вопросы: становится ли человечество духовно и физически более здоровым и счастливым или нет? Развивается ли тонкость ума и чувства людей по сравнению с жившими в древних цивилизациях? По-разному дело обстоит в науке и искусстве. В искусстве нельзя назвать произведение более высоким по силе гениальности и художественности в зависимости от времени создания. В науке иначе – современные ученые своими открытиями, теориями резко ограничивают значимость предшественника или даже опровергают как ошибочную. Но Пушкин ничего не отвергает в Шекспире, а Айвазовский в Леонардо да Винчи.
Биологически, интеллектуально и нравственно становится ли человек лучше, все более изощренные орудия убийств, продолжаются войны, увеличивается число раковых. Нервно-психических заболеваний, увеличивается число умственно отсталых, уродств новорожденных, следует учесть и заболевания СПИДом, наркоманией, алкоголизмом.
Наш подарок своим детям и внукам – нарушенное экологическое равновесие, накопленные термоядерные, химические и биологические средства массового уничтожения. Человечество как никогда сегодня находится в состоянии балансирования на острие, Человек чувствует себя обреченным в мире, незащищенным, лишенным перспектив, отсюда депрессии, суицид, пессимизм.
Еще Жан –Жак Руссо выдвинул тезис, что прогресс науки и искусств принес людям огромный неизмеримый вред.
Современная критика беспредельного технологического прогресса способствовала осознанию границ роста человеческой цивилизации, как сказал Солженицын, черви, грызущие одно яблоко должны понимать, что яблоко не бесконечно, а также необходимости перехода в качественно новую эпоху, осуществлению стратегии, связанную с переменой ценностей и отказом от потребительской гонки на пути вверх (Солженицын).
О культуре
В истоках европейской культуры лежат два исторических начала: античное и христианское. Если античность оставила в наследство Европе веру в завоевания человеческого ума, то христианство внесло в западное сознание идею нравственного восхождения человека. Эти два начала определяют своеобразие европейской культуры: ее динамизм, гибкую систему интеллектуальных и духовных ценностей и понятий, способность к регулированию социальных процессов.