Философия, ее предмет и роль в жизни общества
Ф И Л О С О Ф И Я
Методические рекомендации для студентов
Всех специальностей
Белгород
УДК 1(075)
ББК 87я7
Ф 56
Составители: канд. филос. наук, доц., В.М. Котельникова,
ст. преп., Л.Л. Ломако.
Рецензент д-р филос. наук, проф. Н.И. Шевченко
Философия. Методические рекомендации для студентов
всех специальностей / сост.: В.М. Котельникова, Л.Л. Ломако.-
Ф 56 Белгород: Изд-во БГТУ, 2006. – 76 с.
В данном издании содержатся программа курса философии, методические рекомендации по его изучению, а также тематика контрольных работ, рефератов, словарь и список рекомендуемой литературы, предусмотрены различные формы самоконтроля: вопросы, тесты. Методические рекомендации предусмотрены для студентов всех специальностей.
УДК 1(075)
ББК 87я7
© Белгородский государственный
технологический университет
(БГТУ) им. В.Г.Шухова, 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение………………………………………………………………4
2. Структура курса………………………………………………………5
3. Темы контрольных работ…………………………………………….8
4. Методические рекомендации по изучению тем курса «Фило-софия»………………………………………………………………...15
5. Темы рефератов……………………………………………………...24
6. Словарь основных понятий…………………………………………28
7. Контрольные вопросы……………………………………………….47
8. Перечень контрольных (экзаменационных) вопросов…………….69
9. Библиографический список…………………………………………71
ВВЕДЕНИЕ
Философское знание – одно из древнейших в мировой культуре. Сам термин философия (греч. pfileo + sofia)предполагает не только основу человеческой мудрости, накопленную на протяжении почти трех тысячелетий, определяющую созидательный процесс человеческого общества, его поступательный характер. В понятии любовь к мудрости сосредоточено и представление о познавательных и творческих возможностях человека, уверенность в его способности проникнуть в суть вещей, проникнуться их смыслом. По выражению Платона, философия есть «искусство разумения и справедливости». Если продолжить эту мысль применительно к сегодняшнему дню, то можно успокоить начинающего философа: ему не следует заучивать столь объемный материал. Главное, что от него требуется, – здравый смысл и логика. Но и этому нужно учиться. Поэтому программа курса составлена так, чтобы философия предстала в качестве систематического обзора философских учений, как в хронологической последовательности, так и в теоретическом аспекте.
Программа курса состоит из двух разделов. Первый раздел – история философии. Он содержит описание важнейших этапов развития мировой философской мысли, краткое содержание идей выдающихся мыслителей, а также основные направления современной философии.
Второй раздел – общефилософский. Он рассчитан на понимание философии как теоретического мировоззрения, формирующего представление человека о мире, самом себе, своем месте в мире. В него включены такие темы, как «Бытие и сознание», «Познание», «Проблема человека» и др.
Программа ориентирует студента-заочника на самостоятельное освоение философского курса, поэтому в ней содержатся тематика контрольных работ, список рекомендованной литературы, методические рекомендации по темам курса, а также краткий словарь терминов, необходимых для понимания сути изучаемой темы.
Итак, целью данного курса является овладение основами философского знания в качестве теоретической базы формирования мировоззренческой позиции личности.
Основные задачи, служащие достижению этой цели, представляют собой:
– изучение связи и преемственности мировоззренческой мысли в истории философии;
– развитие познавательной деятельности, умения логически мыслить, понимания истины как процесса, а не окончательного результата;
– формирование умения спроецировать философскую идею в повседневную жизнь, «присвоить» ее;
– и, наконец, фокусирование интересов студента на нравственно-этической стороне его жизнедеятельности.
СТРУКТУРА КУРСА
Введение
Философия и мировоззрение
1. Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения.
2. Структура философского знания: предмет философии, основные объекты и разделы философии.
3. Основной вопрос философии, две его стороны.
4. Функции философии.
Раздел I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 1.Философия древнего Востока
1. Философия древней Индии.
2. Философия древнего Китая.
Тема 2. Античная философия
1. Досократовский период: основные идеи, тенденции, школы и учения.
2. Антропологический поворот в античной философии: софисты и Сократ.
3. Система объективного идеализма Платона.
4. Система философии Аристотеля.
5. Философские школы эллинистического и римского этапов античной культуры.
Тема 3. Философия средних веков
1. Теоцентризм средневековой философии.
2. Философия периода патристики: цели, задачи, основные учения.
3. Философия периода схоластики: цели, задачи, основные учения.
Тема 4. Философия Ренессанса
1. Основные тенденции духовной культуры эпохи Возрождения.
2. Гуманизм Ренессанса.
3. Натурфилософия Ренессанса.
4. Социальные теории Ренессанса.
Тема 5. Философия Нового времени
1. Научная революция и начало формирования философской
традиции Нового времени. Учение Ф. Бэкона.
2. Эволюция эмпиризма: Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм.
3. Эволюция рационализма: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц.
4. Философия французского Просвещения.
Тема 6. Классическая (немецкая) философия Нового времени
1. Два периода философии И. Канта.
2. Философская система И.Г. Фихте.
3. Философия Ф.В. Шеллинга.
4. Система и метод Г.В.Ф. Гегеля.
Тема 7. Постклассическая западная философия IX-XX вв
1. Преодоление гегельянства: Л. Фейербах, К. Маркс.
2. Эволюция позитивизма.
3. Иррационализм: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.
4. Сциентистская парадигма: прагматизм и герменевтика.
5. Философия экзистенциализма.
6. Философские аспекты психоанализа.
Тема 8. Русская философская мысль
1. Периодизация русской философии.
2. Древнерусская философия XI-XVI вв.
3. Философия русского просвещения XII-XIII вв.
4. Оформление самобытной русской философии в XIX в.
5. Русская философия ХХ в.
Раздел П. Теория философии и философские
Проблемы
Тема 9. Онтологическая проблематика в философии
1. Категория бытия, ее смысл и значение. Монистические и плюралистические концепции бытия. Уровни и виды бытия.
2. Проблема субстанции. Понятия материального и идеального. Пространство и время. Движение как способ существования материи.
3. Философские концепции развития и самоорганизации бытия.
Тема 10. Антропологическая проблематика в философии
1. Объективистский и субъективистский подходы к пониманию человека в истории философии.
2. Биологическая и социальная стороны человеческой сущности.
3. Основные аспекты человеческого бытия.
4. Личность и общество.
Тема 11. Социально-философская проблематика
1. Специфика философского познания общественной жизни.
2. Общественное бытие: структурно-компонентный анализ.
3. Общественное сознание: структурно-компонентный анализ.
4. Философские теории социального развития.
5. Культура и цивилизация.
Тема 12. Аксиологическая проблематика в философии
1. Ценности: сущность и типология.
2. Морально-нравственные ценности.
3. Эстетические ценности.
4. Религиозные ценности.
Тема 13. Сознание как объект философского исследования
1. Различные подходы к пониманию сознания в истории философии, религии и науки.
2. Основные феномены человеческой психики.
3. Самосознание и его структура.
4. Индивидуальное и массовое сознание.
Тема 14. Гносеологическая проблематика в философии
1. Субъектно-объектные отношения, их диалектика.
2. Чувственное познание, его специфика и формы.
3. Рациональное познание, его специфика и формы.
4. Проблема истины и ее критериев.
Тема 15. Наука как объект философского исследования
1. Наука как особый вид человеческой деятельности.
2. Формы и методы научного познания.
3. Научное прогнозирование.
4. Соотношение науки и техники.
Тема 16. Перспективы человечества
1. Техногенная цивилизация и информационное общество.
2. Проблема глобализации.
3. Глобальные проблемы человечества.
4. Сценарии будущего.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Основной вопрос философии
1. Смысложизненная направленность основного вопроса философии.
2. Структура основного вопроса философии
3. Принципы классификации философских направлений.
Методы философии
1. Понятие метода в философии.
2. Основные методы и их характеристика
3. Методологическая функция философии.
Древнеиндийская философия
1. Зарождение философской мысли в Древней Индии, ее особенности и основные направления.
2. Проблемы онтологии и гносеологии в древнеиндийской философии.
3. Учение о душе.
Древнекитайская философия
1. Основные философские школы Древнего Китая и их характеристика.
2. Философия даосизма, ее онтологический характер.
3. Этические проблемы древнекитайской философии (конфуцианство, легизм).
Древнегреческая философия
1. Общее понятие и периодизация древнегреческой философии.
2. Характеристика школ древнегреческой философии.
3. Основные черты античной философии.
Философия Аристотеля
1. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
2. Онтология Аристотеля (критика эйдосов Платона, проблема материи).
3. Гносеология (классификация философии, учение о категориях).
4. Учение о человеке и государстве.
Философия эллинизма
1. Основные черты и направления эллинистической философии.
2. Эпикуреизм.
3. Стоицизм.
4. Скептицизм.
Философия Возрождения
1. Общая характеристика и основные направления философии Возрождения.
2. Гуманистические идеи Ренессанса.
3. Пантеистическая традиция натурфилософии Возрождения.
4. Социально-политические идеи Возрождения.
Философия Нового времени
1. Понятие философии Нового времени, общая характеристика.
2. Основные направления и их представители:
а) эмпиризм – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк;
б) рационализм – Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
3. Значение философии Нового времени.
Рационализм Декарта
1. Учение Декарта о субстанции. Дуализм Декарта.
2. Доказательство первичности разума (Я мыслю, следовательно, я существую).
3. Индуктивный метод Декарта.
4. Учение о «врожденных идеях».
Пантеизм Спинозы
1. Учение Спинозы о единой субстанции.
2. Гносеология Спинозы.
3. Этические принципы Спинозы.
19. Фрэнсис Бэкон– основоположник эмпиризма
1. Философское кредо Бэкона (знание – сила) – суть эмпиризма.
2. Индуктивный метод познания и его пути.
3. Учение об «идолах» («призраках») познания.
4. Классификация наук.
Сенсуализм Джона Локка
1. Критика декартовского рационализма. Концепция «чистой доски».
2. Основные положения гносеологии Локка: учение об опыте, теория первичных и вторичных качеств, о ступенях достоверности знания.
3. Значение философии Локка.
Философия Готфрида Лейбница
1. Лейбниц – завершитель рационалистической традиции Нового времени.
2. Монадология Лейбница.
3. Гносеология Лейбница.
4. Лейбниц – предшественник немецкой классической философии.
Философия Гегеля
1. Учение о бытии (онтология) Гегеля. Пантеизм философской системы Гегеля.
2. Диалектика – основополагающее философское открытие Гегеля.
3. Философия природы, философия духа и философия истории Гегеля.
4. Социально-политические взгляды Гегеля.
Философия марксизма
1. Предпосылки и источники марксистской философии.
2. Диалектический и исторический материализм – основные направления марксистской философии.
3. Материалистическое понимание истории.
4. Проблема теории и практики в марксизме (теория истины).
5. Историческое значение марксистской философии.
Философия позитивизма
1. Огюст Конт – основатель позитивизма.
2. Основные этапы развития позитивизма и их представители.
3. Проблемы научной рациональности в российской философии.
Философия экзистенциализма
1. Экзистенциализм – философия человеческого бытия. Основные направления и представители.
2. Основные проблемы экзистенциализма и пути их решения.
3. Роль экзистенциализма в политической и духовной жизни общества.
Бытие
1. Бытие как исходная категория философии.
2. Способ существования и формы проявления бытия.
3. Принципы и законы развития бытия.
Сознание
1. Проблема сознания в философии. Основные походы к пониманию сущности сознания и его происхождению.
2. Теория отражения – научно-материалистическое объяснение феномена сознания.
3. Общественная природа сознания.
4. Структура сознания.
5. Сознание. Язык. Общение.
Познание
1. Сознание и познание. Возможности и границы познания.
2. Эмпирическое и теоретическое познание, их взаимосвязь.
3. Понятие истины, ее абсолютный и относительный характер. Проблема критериев истины в познании.
4. Формы и методы научного познания.
5. Творчество: сущность, структура, виды творческой деятельности.
Общество
1. Общество как саморазвивающаяся система.
2. Основные сферы жизни общества. Их взаимосвязь.
3. Социальная структура общества.
4. Понятие общественно-исторической закономерности. Объективное и субъективное в социально-историческом процессе.
Духовная жизнь общества
1. Общественное сознание: сущность, структура, роль в жизни человека и общества.
2. Относительная самостоятельность общественного сознания.
3. Формы общественного сознания, их взаимосвязь.
4. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь.
Философия истории
1. Понятие исторического процесса в истории философского знания.
2. Формационный подход Маркса, Энгельса и Ленина.
3. Цивилизационный подход Тойнби.
4. Культурологический подход Шпенглера.
Философия культуры
1. Понятие культуры. Культура и цивилизация.
2. Духовная и материальная культура, их соотношение.
3. Культура как мера развития человека, понятие интеллигентности.
4. Массовая культура и антикультура.
Общество и природа
1. Понятие природы и географической среды.
2. Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема.
3. Социальная экология и проблема народонаселения.
Научное познание и знание
1. Научное и вненаучное знание.
2. Структура научного познания, его уровни и формы.
3. Рост научного знания, научные революции.
4. Роль философии в научном знании.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ
КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»
Введение. Мировоззрение и философия
Эта тема является вводной. В ней студенту предстоит разобраться в специфике философского знания, понять мировоззренческую направленность философии как поиск ответов на главные вопросы бытия, а также понять пути и методы решения этих вопросов. Последние в значительной мере определяются решением основного вопроса философии.Следует обратить внимание на связь философии с наукой, религией, искусством. Определить функции философии.
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.
Основные аспекты философского знания. Изменение предмета философии в ходе истории. Функции философии.
Основные понятия: философия, мировоззрение, материализм, идеализм, онтология, гносеология, метод.
Раздел I.ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 1. Древневосточная философия
Особенности мифологии на Востоке и возникновение прафилософии, их взаимосвязь и взаимозависимость. Переход от прафилософии к философии. Недифференцированность философии на Востоке. Ведиче-
ские тексты (Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады).
Основополагающие идеи древнеиндийской философии: Брахман, Атман, сансара, карма, мокша. Ее основные школы и направления – ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санкхья, миманса) и неортодоксальные (локаята, джайнизм, буддизм). Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Основные школы Китая: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.
Основные понятия: ян, инь, дао, дэ, сансара, карма, мокша, ахимса, буддизм.
Тема 2. Античная философия
Переход от мифа к логосу в греческой культуре. Досократовский период: идеи Космоса, Архэ, Фюзиса; космоцентризм, натурализм, гилозоизм; милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники). Всесторонность и универсальность античной философии. Ее место в историко-культурном развитии человечества.
Основные понятия: космоцентризм, архэ, апейрон, апории, гилозоизм, логос, метемпсихоз, эйдосы.
Тема 3.Средневековая философия
Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья.
Основные идеи средневековой философии: креационизм, Откровение, дуализм души и тела, провиденциализм. Период патристики: разработка целостного миропонимания на основе христианского вероучения. Соотношение веры и разума (Тертуллиан и Александрийская богословская школа); христологический вопрос (Арий и Афанасий), капподокийцы, Августин Аврелий. Схоластика: рациональное обоснование христианской веры. Спор об универсалиях (реализм и номинализм). Доказательства бытия Бога (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский).
Основные понятия: теоцентризм, монотеизм, Бог, патристика, апологетика, схоластика, креационизм, теодицея.
Тема 4. Философия эпохи Возрождения
Процесс секуляризации духа. Антропоцентризм философии Ренессанса. Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума. Идеи пантеизма и двойственной истины. Гуманистические теории (Данте, Петрарка, Валла, Эразм Роттердамский, Монтень). Гелиоцентризм (Коперник, Кеплер, Галилей). Пантеизм (Кузанский, Бруно).
Социальная мысль эпохи: концепция «открытости» истории (Н.Ма-киавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Основные понятия: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, гармония.
Тема 5. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)
Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Национальные школы в философии. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика (И. Ньютон. Г.В. Лейбниц). Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время. Пантеи-
стический монизм Б. Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество. Философия эпохи Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия «гражданское общество», развитие культа разума и взглядов о господстве человека над природой. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.
Основные понятия: метод, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, врожденные идеи, модус, монада.
Тема 6. Классический тип философии Нового времени
Максима философского сознания XIX в. – принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Философское учение И. Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания, автономия нравственной области человеческой деятельности. Наукоучение Фихте. Трансцендентальный идеализм Шеллинга. Панлогизм и диалектика Гегеля. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении.
Основные понятия: трансцендентальный идеализм, вещь в себе, вещь для нас, абсолютная идея, априори, категорический императив, разум, рассудок, отрицание.
Тема 7. Постклассическая западная философия.
Кризис традиционной формы философского знания в середине
XIX в. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Формирование новых типов философствования: антропологический натурализм Л. Фейербаха, материалистическая диалектика К. Маркса, сциентизм и иррационализм. Позитивизм: проблема метода в «первом» позитивизме (O. Koнт, Г. Спепсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм, философия науки (К. Поппер), постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос). Прагматизм и проблема понимания истины (Ч. Пирс, Д. Дьюи). Герменевтика и ее взгляд на познание
(В. Дильтей, Г.Х. Гадамер). «Философия жизни» с ее противопоставлением «наук о духе» и «наук о природе» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон). Феноменология (Э. Гуссерль). Существование, человека и его свобода в экзистенциализме (С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр). Психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм). Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П. Тейяр де Шарден, П. Тиллих, В. Гейзенберг, А. Швейцер). Эпистемология М. Фуко.
Основные понятия: антропологический материализм, производительные силы, производственные отношения, способ производства, отчуждение, человек, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, коммунизм, иррационализм, позитивизм, прагматизм, верификация, интуитивизм, философия жизни, воля к власти, либидо, эрос, танатос, экзистенциализм, сублимация, пограничная ситуация.
Тема 8. Русская философия.
Христианизация Руси и становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Древнерусская философия (Илларион, исихазм, нестяжательство, иосифлянство, Филофей). Русское просвещение («ученая дружина» Петра I, М. Ломоносов, А. Радищев). Учение П. Чаадаева: постановка проблемы «русской идеи». Славянофильство и западничество. Философская система В. Соловьева. Русская религиозная философия и ее основные направления (С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев, Л. Шестов, Н. Лосский). Русская философия после 1917 года: творчество советских философов, философия русского зарубежья.
Основные понятия: западники, славянофилы, русская идея, соборность, всеединство, София, космизм, ноосфера, любовь.
Раздел П. Теория философии и философские проблемы
Тема 9. Учение о бытии (онтология)
Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Бытие, небытие. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие
вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Пространство и время: сущности или свойства. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в XX столетии.
Основные понятия: атрибут, бытие, картина мира, материя, движение, пространство, время, закон, детерминизм.
Тема 10. Учение о человеке (философская антропология)
Проблема человека в историко-философском контексте. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.). Сущностная природа человека. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Проблема антропосоциогенеза. Специфика человеческой деятельности. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Понятие свободы и его эволюция. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и произвол: свобода и анархия; свобода и необходимость: свобода и ответственность; свобода выбора. Человек, индивид, личность. Личность и массы. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Обезличенность культуры. Личность в эпохи социальных катастроф.
Основные понятия: душа, индивид, индивидуальность, личность, сущностные силы человека, творчество, человек.
Тема 11. Учение об обществе (социальная философия)
Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Общество как саморазвивающаяся система. Структура общества. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация: их соотношение. Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение,
тупиковые варианты). Специфика необходимости в историческом процессе. Проблема типологии исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс. А. Тойнби, М. Вебер). Человек и историческом процессе. Насилие и ненасилие. Космопланетарные факторы социального развития.
Основные понятия: общество, государство, гражданское общество, история, культура, материальное производство, общественное сознание, цивилизация.
Тема 12. Ценность как способ освоения мира человеком
(аксиология)
Представления о совершенном человеке в различных культурах. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.
Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей. Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.
Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентации. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей.
Основные понятия: аксиология, культура, массовая культура, нормы, нравственность, ценность.
Тема 13. Проблема сознания
Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Попытки определения сознания в истории философии. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема «искусственного интеллекта». Активность сознания и особенность ее проявления. Самосоз-
нание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.
Основные понятия: сознание, знание, отражение, интенция, рефлексия, самосознание, бессознательное, душа, дух, язык.
Тема 14. Познание: гносеология – философское
Учение о познании
Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и предрассудок. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, практика, верификация, когеренция. корреспонденция, фальсификация и др. Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Понятие, суждение, умозаключение. Законы формальной логики. Аналогии. Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия. Ненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.
Основные понятия: агностицизм, субъект и объект познания, познание, вера, знание, истина, интуитивизм, верификация, практика.
Тема 15. Философия науки
Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Парадигма (Т. Кун), исследовательская программа (И. Лакатос). Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Значение эвристических методов исследования. Формы научного по-
знания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение. Специфика социального познания. Модели исторического объяснения. Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки). Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; социальных последствий внедрения научных открытий; ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты.
Основные понятия: наука, метод, методология, методы всеобщие, методы общенаучные, методы частнонаучные, индукция, дедукция., гипотеза, проблема, теория, факт.
Тема 16. Будущее человечества (философские аспекты)
Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ним. Особенности разрешения глобальных проблем.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.
Основные понятия: проблемы глобальные, предвидение, научное прогнозирование, типы научного прогнозирования, линейные и нелинейные модели, экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарий будущего, экспертные оценки.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Раннегреческая философия (Общая характеристика, основные проблемы, понятия, решения).
2. Учение Платона об идеях-эйдосах, душе и познании.
3. Учение Аристотеля о материи, форме и причинах.
4. Античный неоплатонизм.
5. Своеобразие средневековой философии.
6. Общее понятие о патристике. Учение А.Августина.
7. Основные темы и течения в схоластической философии.
8. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.
9. Полемика рациональной метафизики и эмпиризма в новоевропейской философии: основные темы и результаты.
10. Принцип философии Декарта. Правила метода.
11. Бог, природа, субстанция в философии Спинозы.
12. Монадология Лейбница. Концепция «возможных» миров и оптимизм.
13. Эволюция английского эмпиризма (от Локка к Юму).
14. Критическая философия Канта.
15. Категорический императив Канта.
16. Система и метод в философии Гегеля.
17. Гегель о тождестве мышления и бытия, о субстанции-субъекте.
18. Сущность материалистического понимания истории К.Маркса.
19. Позитивизм XIX века (общая характеристика и эволюция).
20. Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и представление.
21. Неокантианство XIX века. (Проблематика, школы, представители).
22. Программа "переоценки веет ценностей" и "имморализм" Ф.Ницше.
23. Основные черты русской средневековой философии. Иосифлянство и нестяжательство.
24. Русская метафизика XVIII века (антропология А.Н. Радищева).
25. Идейно-философские течения XIX века. Консерватизм, радикализм, либерализм.
26. Ф.М.Достоевский. Легенда о Великом Инквизиторе («Братья Карамазовы»).
27. Л.Н.Толстой «В чем моя вера?».
28. Вл..Соловьев Учение о Богочеловечестве.
29. Основные направления «русского духовного Ренессанса».
30. Философия русского космизма. (В.И.Вернадский. Научная мысль как планетное явление).
31. Философия диалогизма М.М. Бахтина.
32. Философские парадигмы на исходе XX века: проблемы и противоречия.
33. Классическая и современная философия: общее и особенное.
34. Эволюция аналитической философии: основные проблемы.
35. Философия психоанализа: эволюция принципа бессознательного.
36. Феноменология: сущность мето