Вопрос №36.Информационное общество. Глобальные проблемы современности.
Современное общ-во называют информационным, т.к. информация образует важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс перехода к информационному общ-ву, коснулась всех сфер человеческой жизни. Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии науки и жизни научного общ-ва в целом. Электронная почта, компьютерные конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это реализация комплекса мер, направленных не обеспечение полного и своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований. Информатизация образования является ключевым условием подготовки специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой деятельности претерпевают смысловой наполнение базовые задачи образования. Информация образования - процесс, в котором политические, социально-экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи. Цель информатизации - глобальная рационализация интеллектуальной деятельности, обеспечивающей автоформализацию предметных областей и автономию процесса познания каждого индивида за счет свободного доступа ко всем видам, формам и уровням учебных знаний. Сущность информатизации образования составляют структурирование профессиональных знаний в заданных предметных областях и обеспечение свободного доступа обучаемых к базам данных. Составная часть общей культуры общ-ва и чел, совокупность всех видов информационно- коммуникативной деят и рез деят наз информационной культурой. Информационной общ-во опирается на массовое привлечение к наиболее современным ср-вам инф-ии, коммуникации, к новым информационным технологиям. Основой инф-го общ-ва явл-ся знание об окр мире, з-ны ее функционирования и развития, а главное- умение ориентироваться в бесконечности современного мира инф-ии. Информационная культура закрепляется в материальных и духовных ценностях, знаковых системах, новейших информац-х технологиях. Информационное общ-во - это прежде всего система инф-го образования и воспитания как специфический способ наследования общественных достижений человечества с целью социализации чел, его всестороннего гармонического развития, проф подготовки. Основой функционирования инф-го общ-ва явл развитое информационное произв-во, совершенная система коммуникации в общ-ве. Такая система общ-ва приводит к глобальной информатизации и компьютеризации общественной жизни людей, вызывает необходимость создания информационно-технологич систем. Индустрия инф-ии и информац-х технологий станет основой произв-ва. Это обуславливает создание, принятие и реализацию национальных программ переквалификации и подготовки раб силы, общего образования, реформирования гос органов власти, экономич и соц- политический структур. Глобальные проблемы современности (ГПС)- это совокупность противоречивых процессов, которые составляют содержание современного кризиса мировой цивилизации. ГПС создают угрозу нормальному развитию и даже самому существованию всех стран мира. Источники ГПС можно условно разделить на 2 группы: углубление разногласий м/ж чел и природой (экологические, продовольственные, энергетические); отн-ия м/ж людьми (проблемы войны и мира, защиты и развития духовной среды, демографии, борьбы с преступностью). Глобальные проблемы - это проблемы, от решения которых зависит дальнейший соц прогресс, судьба цивилизации. Гос-во должно принимать меры для решения глобальных проблем. Нужно искать совместный поиск для решения глобальных проблем. Глобальные проблемы современности - новая область философских размышлений. В середине 19 в Энгельс писал: «не стоит слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит». Энгельс тем самым предугадал проблему расплаты чел-ва за производственный прогресс. Во второй половине 20 в глобальными проблемами стали: экология, ядерная опасность, нехватка сырья. Эти проблемы обсуждаются на разных уровнях, создаются общественные организации и движения, разрабатывающие стратегию действий. Перед человечеством ставятся задачи: 1) регулирование использования ресурсов; 2) лучшая реализация физических и психич возможностей чел; 3) сохранение культурного наследия; 4) образование мировой общности, снижения напряжения по национальному фактору; 5 обеспечение среды обитания чел, создание эффективной экономич системы.