Тема № 2. Философия Древнего мира
Становление философии. Протофилософия Древнего Вавилона и Египта. Основные черты индийской философии. Философия Древней Индии: Веды, Упанишады, Буддизм, индуизм, чарвака-локаята. Основные черты китайской философии, ее этическая направленность. Конфуцианство, даосизм.
Античная философия. Ее основные исторические периоды. Общая характеристика натурфилософии. Понятия космоцентризма, космологии, пантеизма, космогонии. Основные школы натурфилософского периода. Милетская школа: понятие стихийного материализма, монизм. Объективный идеализм пифагорейцев. Гераклит: стихийная диалектика. Школа элеатов. Учение Парменида о бытие. Апории Зенона. Атомистическое учение Демокрита.
Античная классическая философия. Антропологический поворот и изменение философской проблематики. Софисты и Сократ. Онтология Платона. Метафизика Аристотеля.
Философия поздней античности. Понятие философского эпигонства. Эллинистический период поздней античности. Школы поздней античности: академическая, перипатетиков, неоплатоников, эпикурейская, стоиков, скептиков, киников, гностиков. Римский период поздней античности. Римский стоицизм, неоплатонизм, философия Тита Лукреция Кара.
Тема № 3. Средневековая философия
Средневековая философия. Специфика теоцентрического мировоззрения. Изменение роли философии в духовной культуре: «философия – служанка богословия». Понятия Священного Писания, экзегетики, теологии, фатализма, креационизма, провиденциализма.
Средневековая апологетика и патристика. Специфика западной и восточной патристики. Учение Тертуллиана: Credo, quia absurdum. Путь жизненных и философских исканий Августина Аврелия (Блаженного). Учение Августина о свободе воли. Философская средневековая схоластика. Основные проблемы схоластики и этапы ее развития. Спор об универсалиях. Номинализм и реализм. Учение Уильяма Оккама, «правило бритвы» Оккама. Философия Фомы Аквинского. Учение о гармонии разума и веры. Проблема души и тела в европейской средневековой философии.
Проблема свободной воли в европейской средневековой философии.
Тема № 4. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Роль научного знания в изменении философской проблематики. Механицизм и метафизика. Специфика возрожденческого пантеизма. Пантеизм Николая Кузанского и Джордано Бруно. Деизм. Учение Кузанского о «знающем незнании».
Гуманисты Ренессанса. Социальные утопии Ренессанса. Томас Мор о наилучшем государственном устройстве. «Город Солнца» Томаса Кампанеллы.
Личность и учение Эразма Роттердамского. Ж. Кальвин и учение о предопределении жизни человека.
Тема № 5. Философия Нового времени
Изменение характера общественного развития в Новое время и его отражение в философской мысли. Связь революций в науке и философии. Специфика решения основных философских проблем.
Истина как достоверность. Критерии необходимости, общезначимости и воспроизводимости истины. Проблема метода в философии Нового времени. Практически-инструментальный характер новоевропейской трактовки знания. Практика как методологическое применение знания. Философия и новая наука.
Полемика рационалистической и эмпирической тенденций в философии Нового времени. Дедуктивная и индуктивная методология.
Начало философии Нового времени. Ф. Бэкон. Проект прагматического преобразования науки. Тождество истины и пользы, знания и могущества. Критика предрассудков как идолов в познании. Учение Бэкона о методе. Разработка индуктивной методологии познания.
Декарт. Принцип философии Декарта. Картезианское сомнение. Критика предрассудков и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Доказательства существования бога. Бог как гарант существования мира и истинного знания. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерии истины. Свобода воли и проблема источника заблуждения. Проблема и правила метода. Материя и движение в философии Декарта.
Рационалистическая метафизика в 17 веке. Б. Спиноза. Пантеизм Спинозы. Бог, природа, субстанция. Метод построения системы. Понятия «природы порождающей» и «природы порожденной». Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм Спинозы, понятие «свободной необходимости». Свобода как осознанная необходимость.
Г. Ф. Лейбниц. Простая субстанция как монада. Основные характеристики монады. Понятие предустановленной гармонии. Учение о возможных мирах. Метафизические истины и принцип противоречия. Действительность и закон достаточного основания.
Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Критика концепции врожденных идей. Сенсуалистическая трактовка опыта и «чистый разум» у Локка. Внутренний и внешний опыт. Простые и сложные идеи. Локковская теория абстракции. Учение о первичных и вторичных качествах. Философское обоснование либерализма Локком: свобода и плюрализм.
Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства. Радикальный гносеологический скептицизм Юма.
Тема № 6. Философия эпохи Просвещения
Французское Просвещение – наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания.
Просвещение и Великая Французская революция. Материалистическая тенденция во французском Просвещении (Д. Дидро, ж. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций).
Философия истории и просветительские версии общественного прогресса. Ж-Ж Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Радикальная демократическая программа правого порядка в «Общественном договоре» Руссо.
Философия немецкого Просвещения (Г. Э. Лессинг, И. В. Гете).
Тема № 7. Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской классики. Социально-историческая и философская ситуация. Главные проблемы и задачи немецкой классической философии.
Критическая философия И. Канта. Предмет и задачи критической философии. Критика Кантом догматизма и скептицизма в философии. «Вещь в себе» и явление в философии Канта. Понятие трансцендентального субъекта. Априоризм Канта. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Идеи чистого разума. Паралогизмы, антиномии и идеалы чистого разума. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума. Моральная философия Канта. Категорический императив как закон практического разума. Формализм моральной философии Канта. Свобода и долг. Проблема Бога и бессмертия души в моральной философии Канта.
Эстетическая и телеологическая способность суждения в «Критике способности суждения». Понятие эстетического. Моменты суждения вкуса о прекрасном. Казуальное объяснение и телеологическое рассмотрение природы. Кант о культуре как 2последней цели» природы. Философия истории Канта.
Философия И. Г. Фихте. Фихте о принципах и системе философии. Тождество субъекта и объекта в философии Фихте. Основоположения «наукоучения» и диалектика Фихте.
Философия Ф. В. Й. Шеллинга. Трансцендентальная философия и натурфилософия. Шеллинг о диалектике природы. Учение о полярностях. Понятие «абсолютного тождества». «Позитивная философия» позднего Шеллинга и критика «негативной философии».
Философия Г. В. Ф. Гегеля. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Гегель о субстанции – субъекте.
«Энциклопедия философских наук», ее структура. Философия как логика. Учение о бытии. Учение о сущности. Учение о понятии. Категории и принципы диалектического мышления. Учение Гегеля об истине. Философия природы. Философия духа.
Гегель о «разумной действительности». Гражданское общество и государство. Философия истории Гегеля. История как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Историческое и логическое в философии Гегеля. Гегеля об «абсолютном духе» и его ступенях. Полемика «старогегельянцев» и «младогегельянцев».
Л. Фейербах. Материализм Фейербаха. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.