Общая характеристика философии Др. Востока.

Характеризуя древневосточную ф., следует заметить следующее.1 она сформировалась в условиях деспотичных гос-в, где человеч. личность была поглощена внешней средой. Нер-во, жесткое кастовое деление во многом определили социально-политическую и морально-этическую проблематику философии.2 большое влияние мифологии, культ предков, тотемизм сказались на недостаточной рационализированности и системности восточной философии.3 в отличие от европейской ф. восточная ф. автохтонна (первоначальная, исконная, коренная).

Написанные в стихотворной форме Веды содержат вопросы и ответы на них о происхожд. мира, космическом порядке, естеств-х природных процессах, наличии у чел. души. Индийская ф-я традиция сформировала ряд основных понятий, к. позволяют составить общее представление о др.-инд. ф-х учениях. Прежде всего, это понятие кармы — закона, определяющего судьбу человека. Карма тесно связана с учением о сансаре (цепи перерождений существ в мире). Освобождением или выходом из сансары является мокша. Именно пути выхода из мокши и отличают взгляды разных философских школ (это могли быть жертвоприношения, практика йогов и др.) Стремящийся к освобождению должен следовать установленным нормам и драхме (определенному образу жизни, жизненному пути).

Онтология инд. ф. опира­ется на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Кос­мос-Брахма живет 100 космических лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических лет - до нового рож­дения Брахмы.

Гл. особенностью древнеинд.. гносеологии явл. не изучение внешних признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предме­тов и явлений.

Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности) и "путем аскетизма" (умерщвления плоти, страданий). "Средний путь" - путь знания, мудрости, разумного просветления, самосовершенствования, конечной целью к. является Нирвана.

Будда вывел четыре благородные истины:

• земная жизнь полна страданий;

• страдания имеют свои причины - жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;

• от страданий можно избавиться; существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от земных же­ланий, просветление, Нирвана.

Др-кит. ф. сформировалась одновременно с возникновением инд. ф. С момента своего возникновения она отличалась от инд. и зап. ф., т. к. опиралась только на китайские духовные традиции.

Две тенденции в ф. мысли Китая: мистическую и материалистическую. Осн. ф. направлениями явились: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, инь и ян, школа имен, ицзинистика.

Одним из первых крупных китайских философов считается Лао-Цзы, основатель учения даосизма. Его учение о видимых явлениях природы, в основе к. находятся материальные частицы – ци, подчиненные, как и все вещи в природе, естественной закономерности дао, имело большое значение для наивно-материалистического обоснования мира.

Наиболее авторитетным древнекитайским философом был Конфуций (551-479 гг до н.э.). В центре внимания конфуцианства – проблемы этики, политики, воспитания человека. Небо – высшая сила и гарант справедливости. Воля неба – это судьба. Человеку следует выполнить волю Неба и стремиться познать ее. Принципом нравственного совершенства конфуцианство объявляет идею гуманности, уважения к себе, почитание старших, разумный порядок. Главный императив морали Конфуция – «не делай другим того, чего не желаешь себе».

Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно:

• восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;

• понимание отдельных событий, истории в целом как циклического про­цесса;

• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен; невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против при­родной стихии; приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда;

• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государ­ства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства - объединяющей силой общества, обо­жествление должности и личности императора, его власти;

• понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально про­должить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физи­ческих упражнений, правильного образа жизни);

• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").

Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская фи­лософия выделяет два вида сексуальной энергии: ян - мужская сексуальная энергия; инь - женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское.

Античная философия.

Античная философия сформировалась в Др. Греции и Др. Риме. Античная философия прошла несколько этапов.

1 — зарождение и формирование.

2— зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой философии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.

3— закат гр. ф. в эпоху эллинизма и латинской ф. периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой ф.

По содержанию философской мысли также выделяют:

Раннюю классику (натуралисты, досократики) Главные проблемы — «Космос», его строение.

Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема - сущность человека.

Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов и др.

Эллинизм (Эпикур, стоики, Сенека, и др.) Главные проблемы – мораль и свобода человека, познание и т.п.

Античная философия характеризуется обобщенностью зачатков научного знания, наблюдений за явлениями природы, а также достижений научной мысли и культуры народов древнего Востока. Для данного конкретно-исторического типа философского мировоззрения характерен космоцентризм. Макрокосмос - это природа и основные природные стихии. Человек - своеобразное повторение окружающего мира – микрокосмос. Поиск первоначала мира - характерная черта античной, в особенности ранней античной ф. Проблемы бытия, небытия, материи и ее форм, ее главных элементов, стихий космоса, структурности бытия, его текучести и противоречивости волновали представителей милетской школы. Их называют натурфилософами. Так, Фалеспервоначалом всего, первовеществом считал воду, как некую стихию, дающую жизнь всему существующему.

Стихийный материализм и диалектика получили развитие в творчестве мыслителей эфесской школы, ярким представителем которой являлся Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н.э.), вошел как «отец диалектики». Согласно его философии, мир един, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Природа и мир представляют собой вечный процесс движения и изменения огня.

Гераклитовская философия резко критиковалась представителями школы элеатов - мыслителями из города Элеи. Основателем школы считают Ксенофана (ок.570-480 гг. до н.э.). В последующем главой школы стал Парменид (ок.540 – 480 до н.э.), а его легендарным учеником Зенон Элейский (ок.490-430 до н.э.).

Второй этап развития античной ф. (средняя классика) связан с философским учением софистов. (Софизм – философское направление, основывающееся на признании двусмысленности понятий, умышленно ложном построении умозаключений, формально кажущихся правильными, выхватывании отдельных сторон явления). Софистов называли мудрецами, а сами себя они называли учителями. Их целью было – дать знания (причем, как правило, это делалось за деньги) во всех возможных областях и выработать в учениках способность к различного рода деятельности. Их размышления о практическом значении философии представляли практический интерес для последующих поколений мыслителей. Софистами были Протагор, Горгий, Продик, Гиппий. К софистам греческие мыслители относились отрицательно.

Высокая классика античной философии связана с величайшими мыслителями Древней Греции Платоном (427–347 гг.до н.э.) и Аристотелем (384-322 гг.до н.э.). Платон выражал свои мысли в творениях. Аристотель тяготел к энциклопедизму. Ядром учения Платона стала теория идей. Объективная, безотносительная, независимая от времени и пространства, бестелесная, вечная, недоступная чувственным восприятиям идея постигается только разумом. Идеи составляют особое царство идеальных сущностей, где наивысшей идеей является – Благо.

Платон развил теорию познания. Он считал, что истинное познание – это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различались чувственное и интеллектуальное знание. Платоном рассмотрены многие другие философские проблемы, среди которых заслуживают внимания учение «об идеальном государстве», теория космоса, этическое учение.

Аристотель основал свою философскую школу. Во-первых, Аристотель значительно шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом. Его интересовали вопросы естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, культуры, и т.д. Во-вторых, он сформулировал понятие философии. В качестве «первой философии» он рассматривает «метафизику» и «второй философии» - физику. «Метафизика» – наиболее возвышенная из наук, потому что не преследует эмпирические или практические цели. В учении о материи и форме Аристотель рассматривает два начала каждой вещи (вещь = материя + форма). Впервые он вводит понятие материи. Каждая вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу).

Эллинизм. Основными течениями эллинистической философии являлись стоицизм и эпикуреизм.

Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Ксенофан. Позднее в качестве стоиков прославились Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Все они были последователями школы Стои (Афины), их жизненный идеал – невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Стоицизм как учение вобрал в себя многое из предшествующей греческой философии. Можно выделить несколько разделов этой философии: физику, логику и эстетику.

Значительное место в творчестве стоиков занимали проблемы логики. Они делили ее на риторику и диалектику, понимая под последней искусство достижения истины с помощью спора. Но все же вершиной стоической философии является ее эстетическое учение. В нем получили обоснование основные категории этики стоиков: автаркия - самоудовлетворение, независимость, обособление; атараксия - невозмутимость, полное спокойствие, безмятежность; квиетизм - безучастное, пассивное отношение к жизни; аффект; вожделение; страсть; апатия - бесстрастие.

Наши рекомендации