I.1.Организационно-методический раздел
I.1.1. Цель курса
Учебная программа по философии предназначена для студентов всех специальностей и всех форм обучения ГПА, и составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», на основе типовой министерской программы по философии.
Цель курса - развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.
I.1.2. Требования к студентам: исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент до изучения данной дисциплины.
Для успешного овладения курсом философии студент должен обладать необходимым уровнем знаний по основополагающим школьным естественным и общественным дисциплинам, формирующим общее знание о мире и научное мировоззрение личности.
I.1.3. Краткая характеристика дисциплины:
Философия органически увязана с другими учебными дисциплинами кафедры: она опирается на такие дисциплины кафедры, как история отечества, культурология, логика, а с другой стороны, она является их общей теоретической основой.
Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения.
Освоение курса философии должно содействовать:
- выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ:
- формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов:
- развитию умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем:
- овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
а) Место и роль дисциплины как составной части ступени высшего профессионального образования.
Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы, бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.
б) Учебная задача дисциплины (в результате изучения дисциплины студент должен знать, уметь, иметь представление, обладать навыками):
- в результате изучения философии студент должен знать основные понятия и принципы философии, ее место в культуре человечества и ее значение в жизни человека;
- иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического начал в человеке, отношения человека к природе в современных противоречий существования человека в ней;
- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры: понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
- иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
- понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.
в) Воспитательная задача курса философии:
Преподавание философии направлено на формирование у будущих специалистов высших духовных качеств, гражданственности, трудолюбия, уважения к личности человека любви к «большой» и «малой» Родине, коллективного сознания и личной ответственности за все происходящее в собственном Отечестве.
I.1.4. Элементы профессиональной направленности программного материала, отражающие практическую деятельность специалиста.
Философия включена в учебный процесс ГПА как организующая теоретическая основа общей профессиональной подготовки студентов ГПА.
Изучение философии направлено на формирование способности специалиста мыслить самостоятельно, творчески применять философские знания в своей профессиональной деятельности, оно вырабатывает у человека способность к самообразованию и саморазвитию, адекватно адаптироваться к современным процессам глобализации.
I.1.5. Элементы, отражающие специфику вуза:
Реализация курса философии осуществляется с учетом специфики личности студентов Государственной полярной академии, этнических особенностей их сознания и их будущей профессиональной деятельности в районах Севера.
В соответствии с этим особое внимание обращено на применение форм и методов обучения, формирующих научное мировоззрение, способность диалектически мыслить, понимать свою ответственность за судьбы своих народов в условиях нарастания глобалистических процессов в современном мире.
I.1.6. Программа предусматривает:
- проведение семинарских занятий;
- написание реферата в первом семестре;
- контрольную работу во втором семестре.
I.1.7. Программа предусматривает самостоятельную работу студентов, которая включает в себя:
- освоение теоретического курса философии;
- подготовка к семинарским занятиям;
- работа над первоисточниками;
- написание реферата и контрольной работы;
- подготовка к зачету и экзамену.
I.1.8. Формы контроля включают в себя:
- устный опрос;
- семинар;
- реферат;
- контрольную работу;
- промежуточную аттестацию;
- промежуточные и итоговые тестирования;
- зачет;
- экзамен.
Балльно-рейтинговая система, используется для контроля и оценки знания студентов по философии, включает в себя:
1. Итоговую оценку успеваемости по предмету, которая определяет по 100-бальной шкале. Из них 60-баллов отводится на оценку работы студента в течении учебного процесса и 40-баллов отводится на оценку знаний на экзамене.
2.С этой целью весь курс философии разбивается на 19 тематических разделов, знания по которым оценивается в следующим порядке:
а) Посещение лекции-10 баллов
б) Посещение семинара-10 баллов
в) Работа на семинарах-20 баллов
г) Написание реферата-20 баллов
д) Экзамен-40 баллов
3. Итоговая экзаменационная оценка рассчитывается следующим образом:
а) 0-39 баллов - неудовлетворительно
б) 40-59 баллов - удовлетворительно
в) 60-79 баллов - хорошо
г) 80-100 баллов - отлично
4. К итоговой аттестации допускаются студенты, набравшие не менее 40 баллов.