Сравнить текст Энгельса и текст про дух животворит (это из Библии)
Билет 1.(12)
1. Учение, которое строится на одинаковых парадигмах, нормальная наука…
1) Представитель Томас Кун (+Рассел)
2) Направление – неопозитивизм. Неопозитивизм – учение, которое включает в себя идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм. Утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого.
3) Основные понятия: парадигмы, нормальная наука, стандарты научной деятельности
4) Кто выдвинул концепцию научно-исследовательских программ? Локатос был тоже представителем неопозитивизма, но у него были свои взгляды на закономерности развития науки
5) Отличия научной парадигмы Куна от Локатоса. Кун строил науку на парадигмах, которые подтверждались путем верификации и фальсификации, а Локатос все строил на методологических программах, которые нельзя подвергать фальсификации.
Сравнить текст Энгельса и текст про дух животворит (это из Библии)
1) материализм
2) Текст Энгельса – материализм, Дух животворит – объективно-идеалистич. понимание мира.
3) Отличия. Материализм — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Идеализм — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
4) как соотносится с данными современной науки и медициной. (про клиническую смерть)
Происходит исчезновение сознания. Ответ на главный вопрос философии так и не дан (проблема бытия) ни с той, ни с другой точки зрения.
5)Дать свое определение жизни.
Это духовное состояние, которое движет, оживляет организм
Это форма взаимообмена потока материи и информации.
Билет 2.
Сравнить 2 утверждения.
Раньше считатолось- что если вещи исчезли – остались время и пространство.
По теории же относительности если вещи исчезли – исчезли время и пространство.(Энгельс)
1) первое высказывание – субстанциональная концепция
второе - материалитическая
2)чем отличие? Материалистическая концепция отрицает сущ-е времени как самостоят. явления и трактует его как специфическое проявление свойств самих физич. тел и происходящих с ними изменений. Субстанц. концепция предполагает, что вемя есть самостоят. явление природы, существующее наряду с пространством, веществои м физ. полями.
3)Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны.(высказывание одного философа.правда это или нет?
4)Взгляды канта на пространство и времяпо Канту время и пространство – априорные формы. Это чистые формы чувственного созерцания. Они представляются как бесконечные величины.
5) признает ли наука? Нет,это объективные формы, она заобъективно-субъективные формы существования материи.
Рубаи. Омар Хайям
Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно, —
Вот последний секрет из постигнутых мной.
Представители – 1)Сократ, 2)Кант
1) В какое время жил автор?Арабская культура (Средние века)
2) Онтологические взгляды автора?Учение о бытие (мир существует вне нас, суть – внутри), о сущности бытия
3) Оба говорят о сущности,о ноуменах и феноменах
4) Гносеологическая точка зрения автора?вопрос познаваемости мира – агностики (не познаваем совсем) или скептики (может и познаваем,а может и нет)– мир непознаваем
5) Раньше считали, что мир познаваем, теперь – непознаваем. Сущность непонятна, непостижима (Есть ли Бог, конечна ли частица… нет теории, которая могла бы все объяснить
Билет 3.
Хаос и Земля
1)Текст относится к древней мифологии (Античность), возможно это басни Гесиод (теология)
2) В мифологии сотворение мира объясняется понятиями день-ночь, т.е. согласно Гесиоду сначала зародился хаос…
В философия вопрос мироздания решается в понятиях бытие-небытие.
3) Сходство этих теорий.
Мир возник из ничего, из пустоты и хаоса. существует точка сингулярности –
4) Хаос и вакуум равны, т.к. вакуум тоже неупорядочен, там тоже хаос.
5) Эфир.
Был введен еще в Древней Греции Аристотелем как особое вещество.
В науке понятие ввел Декарт (17 в.), он считал, что в эфире есть все радиоволны. Сейчас ему придают больше философское значение.
ЭФИР (греч. aither - слой воздуха над облаками) - понятие древнегреческой философии (Анаксагор, пифагорейцы, стоики и др.), обозначающее тончайшее первовещество, "квинтэссенцию" ("пятый элемент", наряду с огнем, воздухом, землей и водой), заполняющую пространство неба за пределами лунной орбиты. У представителей философской классики Нового времени, Э. - "первоматерия", порождающая посредством уплотнений различной степени отдельные вещества нашего мира (Кант), а также гипотетическое место пребывания Божества (Гердер). Отвергнутое развитием естествознания 20 в. понимание Э. как вещества - беспредельного и ничем не ограниченного наполнителя мирового пространства и всех материальных тел - начинает на рубеже 21 в. приобретать новое звучание в контексте некоторых новейших гипотетических космологических моделей.
Текст по теории Дарвина
1) Автор текста, очевидно, сторонник дарвинизма. (К.Поппер)
Описывается принцип фальсификации.
2) Всё можно доказать опытным путем, экспериментально (верификация и фальсификация)
Карл Поппер утверждал, что позитивистский критерий верификации является слишком строгим критерием для науки, и он должен быть заменен критерием фальсификации. Поппер считал, что фальсификация является лучшим критерием для науки, поскольку в данном случае не приходится прибегать к философским проблемам, связанным с проверкой индукцией, и это оправдывает научность теорий, которые не вписываются в рамки верификации. Например, истина не фальсифицируется.
3) Основные черты теории Дарвина - Человек создан природой, значит, по Дарвину,возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного
отбора.
4) Антидарвинистские теории.
Л.С. Берг
Номогенез— эволюционная теория, одним из основных положений которой было признание закономерного характера изменчивости организмов, лежащей в основе эволюционного процесса.
5) ваша т.з.
Билет 4.
Билет.
текст о том, как плохо сострадание…типа что христианство плохо потому что агитирует помогать людям..
1. Ницше.(критика христианства)
С дарвинизмом? Да.
Часть.
Фраза – Библия
Фраза – материализм
Креациони́зм — теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
Антропосоциогенез - процесс перехода от животного мира к человеческому состоянию
Билет 6.
Чье мнение? Ф.Бекона.
2. эмпирическая наука. Первым ф. , сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион. метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рац. метода. Главный труд - “Новый Органон”. В этом произвед Б. сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на кот. основан “Органон” Аристотеля.
Почему нельзя солипсизмом?
т.к. он преппологает что мир существует потому что его видят…если закрыть глаза он не исчезнет (мир – это только совокупность моих ощущений)…это противоречит мнению декарта…
Билет 7. 3 высказывания. 1 религиозное. 2 идеализм (философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.) . 3 марксизм(материалист.).
Согласно максизму, религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложеа система ценостей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религ представлений.
Религия есть опиум для народа? (свое мнение). нет, так как религия это не только страх, но и вера. Все доброе в обществе – от религии
Антропный принцип
2 часть. «если что то влияет….философ и верующий»
Теория 2х истин.В период упадка средневековой схоластики возникает так называемаятеория «двухистин», согласно которой вера и разум оказываются двумя независимыми областями, различия между которыми столь радикальны, что никогда не могут быть преодолены. Для сторонников этой теории разграничение веры и разума является фактически требованием эмансипации философии, освобождения ее из-под контроля религии. В XI-XII вв. большинство схоластов были «реалистами» - Иоанн Скотт Эриугена,Ансельм Кенггерберийский, Фома Аквинский. Будучи неоднородным, данное направление проявлялось в ряде концепций. Так,крайние реалисты придерживались платоновского учения об идеях, суть которого сводилась к тому, что есть общее (т. е. Идеи), существующее до единичных вещей и вне их. Например, сначала появляется и существует идея стола, а потом уже создаются конкретные столы; сначала идея добра, а потом уже - конкретные добрые дела, и т. п. К тому же до сотворения мира эти общие идеи, или«универсалии», как их называли средневековые авторы, находятся в Божественном Разуме. Природа же, по их мнению, представляет собой последовательность ступеней проявления Бога, который по «универсалиям», как по образцам, творит мир. В конечном счете, первоначальным, подлинным бытием, с точки зрения крайних реалистов, обладает не реальный (физический) мир, а мир общих понятий, идей.
Античность, Эмпедокл.
Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей, так называемое архе. Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Прочие Боги также были производными этих 4 «корней». Наиболее равномерно эти 4 «корня» вещей распределены в крови человека. «Корни» вещей являются «пассивными» началами.
Эмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти вещей. Последние образуются посредством смешения и соединения стихий в определенных пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырёх частей огня.
Концепция Эмпедокла сводится к следующей схеме. В мире существует единство и множество, но не одновременно, а последовательно. В природе происходит циклический процесс, в котором сначала господствует Любовь, соединяющая все элементы — «корни всех вещей», а затем господствует Вражда, разъединяющая эти элементы. Когда господствует Любовь, тогда в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает. Когда же господствует Вражда, появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество. Господство Любви и господство Вражды разделяется переходными периодами.
Мировой процесс и состоит из этих повторяющихся циклов. В процессе всех происходящих изменений сами элементы не возникают и не уничтожаются, они вечны.
2. Сущ какой ф? Абиогенез, материализм. Абиогенез –это процесс превращение неживой природы в живую. (самовозраждение, Холдейн)
Предшественник? дарвинизм
4. Отличие от витализма?Витализм (от лат. vita — жизнь) — это, собственно, и есть философия жизни, где центральное понятие «жизнь» достаточно многозначно и неопределенно. Жизнь есть прежде всего непосредственное переживание человека, в котором слиты воедино переживающий субъект (мое Я) и переживаемое содержание (предметно-вещественная сторона). И так как жизнь всегда открыта для живущего, то она постигается им непосредственно, интуитивно, то есть «понимается», в отличие от внешних предметов, волений, процессов, которые подлежат «объяснению» с помощью научных понятий. Это принципиальное разграничение понимания и объяснения (и соответственно знания гуманитарного и естественно-научного) составило один из краеугольных камней философии жизни. (представитель – Дриш Г.)
Естественный отбор главный.
Билет 9
I. Основополагающий первообраз, с которого берут все пример.
1. Платон
2. объективный идеализм
Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей.Первичным "истинно существующим" Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей - идей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. По его учению, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая делает вещь именно этой вещью. Например, деревья существуют потому, что есть идея дерева, стол - потому, что существует идея стола. Предметы искусства создаются потому, что имеется идея прекрасного. Идеи, с точки зрения Платона, можно рассматривать как цели вещей.
Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи. Чувственный мир, каким его представляет Платон, не есть ни область идей, ни область материи. Он есть нечто среднее между обеими сферами. Впрочем, срединное положение чувственных вещей между миром бытия и небытия не следует понимать так, будто, по Платону, над миром чувственных вещей непосредственно возвышается мир идей. Между областью идей и областью вещей у Платона посредствует еще душа мира, или мировая душа. Чувственный мир не непосредственное, но все же порождение мира идей и мира материи. При этом мир идей есть мужское, или активное, начало, мир материи - начало женское, или пассивное, а мир чувственно воспринимаемых вещей - детище обоих.
Так как мир чувственных вещей занимает, по Платону, серединное положение между областью бытия и небытия, будучи порождением обеих этих областей, то он в какой-то мере соединяет в себе противоположности, он - единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единству и множественного.
3. мир идей, материя, наш мир
4. о материи
5. как взгляды автора соотносятся с современной наукой? Подтверждает ли современная наука мир идей? С одной стороны современная наука отрицает его существование, основываясь на материализме, а с другой стороны существует информация идеального. (ДНК, мысли человека, разум и т.д)
II. а) свобода-отсутствие сопротивления
б) свобода – это есть бытие человека
в) свобода - самовыражение личности
г) свобода – осознанная необходимость
1. какая из точек зрения отражает материалистическое мировоззрение? 4
2. объективно-идеалистическое-3
3. субъективно-идеалистическое-2
4. Что такое нигилизм? Можно ли считать нигилистов свободными людьми? Нигилизм-мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
5. свобода — это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события
Билет 10
Билет 12
I. половое влечение
1. фрейд
2. психоанализ - психологическая теория, разработанная в конце 19 — начале 20 века австрийским неврологом З. Фрейдом.
основные положения психоанализа:
1. человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
2. эти влечения преимущественно бессознательны;
3. попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
4. помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
5. конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;
6. освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание
Бессознательное — психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.
Структурная модель психики
Позднее Фрейд предложил такую структуру психики:
Эго («Я»)
Суперэго («Сверх-Я»)
Ид («Оно»)
3. инстинкт бессознательного
4. эго, супер эго, оно
5. подавление инстинктов
II. получение наслаждения
1.Эпикур
2. гедонизм
этическое учение, согласно которому удовольствие является главнойдобродетелью, высшим благом и целью жизни
3. какую роль чувства меры отводит автор?
Чувство меры играет важную роль в получении наслаждения( выпил вина –хорошо, выпил много вина-плохо; встретил друга на полчаса –хорошо, приехал друг на неделю-плохо)
4. Разновидности гедонизма – эвдемонизм, стоицизм, киники…
5. современная молодежь – прагматики - это человек, который выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов.
Билет
1. 1) Сенсуализм (эмпиризм) – направление философии, представители которого считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.
Рационализм – течение философии, сторонники которого полагали, что истинное знание может быть выведено только из разума и не заввисит от чувственного опыта.
2) представители – сенсуализм (Ф.Бэкон), рационализм (Декарт)
3) Какие направления гносеологии еще существуют?
· Иррационализм – (Ницше, Шопенгауэр) - особое направление, сторонники которого считали, что мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно никогда не будет познан разумом.
· Гностицизм (материалисты) – философское течение, сторонники которого считают, что мир познаваем и возможности познания не ограничены.
· Агностицизм – (Кант и др.) – направление, представители которого считают, что мир непознаваем, а возможности познания ограничены познавательными способностями человеческого разума.
4) Вопросы познавательной деятельности рассматриваются Марксом и Энгельсом в неразрывной связи с предметно-практической деятельностью людей. Она, по мнению Маркса, является подлинной сущностью общественного человека. Исходя из формулы "бытие определяет сознание" Маркс уверен, что субъект познания есть производное от субъекта практики, что познание не исходное и не единственное отношение человека к миру. Марксистская теория познания исходит из того, что знание есть не какой-то самостоятельный предмет, вклинивающийся между субъектом и объектом, а форма кристаллизации осуществившейся познавательной деятельности и форма возможного ее будущего протекания.
5) что преобладает во врачебной деятельности чувства, разум или интуиция?
2. Атомы движутся в пустоте бесконечное время. Атомы это субстанции, рассеянные в пустоте они умудряются наскакивать друг на друга и потом происходит ….. водою, огнем… человеком.
1) Что это такое? Атомистический материализм.
2) Представитель стихийного материализма Демокрит.
3) Основные понятия в его концепции – пустота, атомы, пространство, время.
4) в какой период времени теория атома была господствующей? Теория атома была господствующей до конца 19 века, вплоть до того, как удалось доказать, что атом делится.
5) чем отличаются современные представления об атомах от взглядов Демокрита?
Демокрит считал, что атом – мельчайшая, неделимая частица. В конце 19 века доказали, что атом делится. Хотя слово атом в первоначальном значении обозначало частицу, которая не делится на меньшие части, согласно научным представлениям он состоит из более мелких частиц, называемых субатомными частицами. Атом состоит из электронов, протонов, нейтронов.
Билет.
1. Абсолютный дух, который является высшей субстанцией всякого бытия. Это дух, опускающийся, чтобы принять образ непосредственного контакта с природой, познается как решающий (Гегель)
1) направление – объективный идеализм
2) Выписать термины (абсолютный дух, свободно отчуждающий себя, инволюция, возвращение к первичному состоянию)
3) Что собой представляет природа, т.е. непосредственно бытие, по мнению этого автора?
Природа выступает Абсолютным духом, который Бог создал для того, чтобы из нее возникли человек и человеческий дух.
4)Что собой представляет концепция развития автора?
у Г. Гегеля Триада (Т) становится основным диалектическим принципом развития. По Гегелю, у которого Т. выступает также и как способ построения философской системы, всякий процесс развития проходит три ступени: тезис, антитезис, синтез. Антитезис отрицает тезис, синтез, в свою очередь, отрицает антитезис, соединяя, однако, в себе особенности предыдущих ступеней развития.
2. а) почитай отца и мать, не прелюбодействуй, не укради….. (Библия)
Б) «Что хорошо? – Всё, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что есть счастье? – Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия. Слабые и неудачники должны погибнуть… и им должно ещё помочь в этом. Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым – Христианство». (Фридрих Ницше «Антихрист. Проклятие христианству»)
1)Кто сказал? А) Библия Б) Фридрих Ницше
2) какой …. Выражает …(там вроде про Ницше). Центральная проблема Ницше – воля. Н. видел средство спасения жизни в воле к власти. Воля к власти – основа права сильного. Ее подрывают доминирование интеллекта; мораль, проповедующая любовь к ближнему; социализм, декларирующий равенство между людьми. Н. стремился создать основы новой морали «сверхчеловека» взамен христианской. Относительно христианской религии Н.говорил, что она исчерпала себя и не способна решить кардинальные проблемы жизни.
3) в чем их противоречие?
Библия преподает человеколюбие, альтруизм, гуманизм. Нигилизм же все сводит к биологическим законам. «Выживает сильнейший», слабый должен умереть, тем самым общество станет сильнее.
4) в каких движениях 20 века отразилось второе высказывание? (Гитлер, Сталин – уничтожение христианства)
5) правильно ли автор оценивает социальную роль христианства? (это свое мнение)
Билет.
1.«человек от животного мира», «преступность поведения лиц», «про муравейник»
1) биологическое и социальное в человеке (психофизиологические особенности).
2)концепции существования человека? Марксистская(Материализм — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя)
, религиозная(объективный идеализм — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух))
3)современная наука о происхождении человека? Пока еще придерживается теории дарвина или принцип антропогенеза - Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид,человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
4)концепция антропосоциогенеза. проблемы отчуждения.
Концепция антропосоциогенеза состоит в том, что происхождение человека заключается в появлении человека от природы (т.е. от обезьян), а потом произошло отчуждение от природы и человек стал существом биосоциальным..
5)этология – о сходстве поведения человека и животного
Преобразование соц связей в мире животных
2.«все состоит в природе тела и пространства»
1)Лукреций Карп, во времена античности (так же считали Эпикур, Маркс, Демокрит)
2)античный материализм
3)Основные понятия - тело, пространство, атомы, природа, первоначало
4) Как менялись взгляды на природу. Поначалу Аристотель создал биологию как науку, придерживался взглядов самопроизвольного происхождения, в Античности природу ставили на первое место, потом в средние века уже начали все изучать с научной точки зрения…
5)современные теории происхождения человека - т.супер струн, т.большого взрыва, т.реликтового излучения
Билет 16.
1 часть, наука - раковая клетка на теле человека.
1. Антисциентизм — философско-мировоззренческая идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и её роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру. Концепции, учения и деятельность радикальной антисциентистской направленности носят обобщённое наименование «антинаука».
2. сциентизм — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества.
3. Свое мнение. При всей противоположности позиции сциентизма и антисциентизма заключают в себе и нечто общее. Сциентизму свойственно слепое преклонение перед наукой; враждебность антисциентизма по отношению к науке также замешена на слепом, безотчетном страхе перед ней. Чего не хватает обеим этим позициям и что так необходимо сегодня не только ученому, но и каждому человеку, со всех сторон окруженному порождениями научно-технического прогресса, — это прежде всего рационального отношения к науке и научному мышлению.
4. Наука – этосфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.
5. НТР влияние.
Бурный, беспрецедентный по своим темпам и размаху научно-технический прогресс является одной из наиболее очевидных реальностей нашего времени. Наука колоссально повышает производительность общественного труда, расширяет масштабы производства. Она добилась ни с чем не сравнимых результатов в овладении силами природы. Именно на науку опирается сложный механизм современного развития, так что страна, которая не в состоянии обеспечить достаточно высокие темпы научно-технического прогресса и использования его результатов в самых разных сферах общественной жизни, обрекает себя на состояние отсталости и зависимое, подчиненное положение в мире.
Вместе с тем наука выдвигает перед человечеством немало новых проблем и альтернатив. Еще в недавнем прошлом было принято безудержно восхвалять научно-технический прогресс как чуть ли не единственную опору общего прогресса человечества.
Научно-технический прогресс, как таковой, подобно любому историческому развитию, необратим, и всякие заклинания по этому поводу не в состоянии его остановить. Единственное, что они могут породить, — это накопление и закрепление отсталости, слаборазвитости в обществе, где такие заклинания приобретают вес. Но это никоим образом не значит, что людям остается лишь безропотно подчиняться развитию науки и техники, по возможности приспосабливаясь к его негативным последствиям. Конкретные направления научно-технического прогресса, научно-технические проекты и решения, затрагивающие интересы и ныне живущих, и будущих поколений, — вот что требует широкого, гласного, демократического и вместе с тем компетентного обсуждения, вот что люди могут принимать либо отвергать своим волеизъявлением.
Павел Флоренский
Основные концепции истины.
Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не объекта познания.
Билет 17.
1.Текст про западные цивилизации. Западные цивилизации как аномалия. С эпохи ренессанса как регрессия. Рене Гено.(про него ничего не нашлось,видимо по-другому пишется)
1)какое отношение к идее прогресса? (плохое)
2)разн. Восточные и европейские цивилизации (ответ уже)
3)эпоха возрождения? (не смогла найти ничего)
4)Синтизм или антисинтизм? (ответ подчеткнут) Основа синто(в синтоизме=синтизме) состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность
5)В тексте интеллектуальная или духовная регрессия?
2. Качество порождает пространство идей – первичное качество
1) Гоббс, материалист
2)вторичное качество – Первичные и вторичные качества - термины, употребляемые для различения качеств (свойств) вещей по признаку объективности. Локк к первичным, или объективным, качествам относил движение, непроницаемость, плотность, сцепление частиц, фигуру, объем и др.; к вторичным, или субъективным, качествам - цвет, запах, вкус, звук. Все свойства, к-рые не поддавались объяснению с т. зр. механики, объявлялись Локком вторичными, определяемыми лишь организацией и состояниями субъекта. (Термины введены Локком, хотя такое различие проводили до него Демокрит, Галилей, Декарт, Гоббс)
3) рационализм или эмпиризм? (ответ подчеркнут)
4) объективизм или субъективизм? (ответ подчеркнут)
5) зависимость между первым и вторым качествами? (вроде так) Судя по Локку, вторичные качества позволяют осуществлять первичные.
Билет 18.
1.Существование человека,не есть абстракция
1)маркс,материализм
2)Кто еще совместно с марксом были? энгельс,ленин
3)смысл концепции социализации
4)отчуждение-?формы отчуждения-?это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут. Для Маркса отчуждение — это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма.
5)существовние человека
2. «человек знает, что в основе теория (вроде это слово) лежит предназначение, гипотезы»
«объект и объективная реальность (то ли в объект. реальности) – не одно и то же»
1)отличие гипотезы от теории? Главное отличие теории от гипотезы - достоверность, доказанность. Теория в строго научном смысле - это система уже подтвержденного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и теорий.
ТЕОРИЯ - научно доказанное научное положение, имеющее как теоретические, так и экспериментальные подтверждения, это Закон природы. ГИПОТЕЗА - это научное предположение, пока не имеющее ни теоретических, ни экспериментальных доказательств. Если ГИПОТЕЗА доказана, она становится ТЕОРИЕЙ, и либо становится частью другой, более крупной ТЕОРИИ, или опровергает старую ТЕОРИЮ, занимая её место.
2) все ли предположения - гипотеза? Ответ - нет.Гипотеза - выраженное в форме суждения (или суждений) предположение или предугадывание чего-либо: например, «предугадывание природы» в формулировке естественнонаучных законов.
3) требования гипотезы? Основана на фактах, должна быть проверяемой, не должна быть логически противоречивой, должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой.
4)отличие эмпирической от научной теорий?
5) классическое (из одного факта вытекает одна теория) и постклассичекое (на основе плюрализма,т.е. из оного факта может быть несколько теорий) понимание факта.
Билет 19.
1.Высказывание про бессмертие души.
1) Платон.
2)Понятия основные - душа бессмертна, добродетель, припоминание
3)Объективный идеализм
4)По Сократу - душа не материальна, она не может погибнуть.
5)Есть ли близость с Декартом?(близость есть) Р.Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность.
2. Отказ науки от абсолютной истины, замена ее технич.истиной
1)Почему отказалась наука от абсолютной истины? Технич.изобретения, базирующиеся на устарелых теориях, свидетельствуют о том, что эти теории все-таки содержали в себе какую-то практическую истину. Наука, таким образом, отказывается от поиска абсолютной истины и заменяет ее «технической» принадлежащей любой теории, которая успешно используется в предсказаниях или в изобретениях. Техническая истина относительна:теория, которая предполагает более удачные изобретения и лучше предсказвыает, обладает большей истинностью.
2)Класическое определение научной истины – объект, относительность, проверка на практике
3)основные концепции истины: прагматическая (истина состоит в полезности знания, его эффективности), по Аристотелю (истина - это соответствие знания объекту, действительности.), по Сократу. По Платону (и Гегелю - истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира), конвенциональная концепция (считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения.)
4)почему победила прогматика? Люди выбирают такие ценности, чтобы можно было пощупать,потрогать
5) истина -? Продукт ума (п.флоренский) Истина - это цель, к которой устремлено познание, справедливо писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно.
Билет 1.(12)
1. Учение, которое строится на одинаковых парадигмах, нормальная наука…
1) Представитель Томас Кун (+Рассел)
2) Направление – неопозитивизм. Неопозитивизм – учение, которое включает в себя идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм. Утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого.
3) Основные понятия: парадигмы, нормальная наука, стандарты научной деятельности
4) Кто выдвинул концепцию научно-исследовательских программ? Локатос был тоже представителем неопозитивизма, но у него были свои взгляды на закономерности развития науки
5) Отличия научной парадигмы Куна от Локатоса. Кун строил науку на парадигмах, которые подтверждались путем верификации и фальсификации, а Локатос все строил на методологических программах, которые нельзя подвергать фальсификации.
Сравнить текст Энгельса и текст про дух животворит (это из Библии)
1) материализм
2) Текст Энгельса – материализм, Дух животворит – объективно-идеалистич. понимание мира.
3) Отличия. Материализм — направ