Билет 19.2. Соц подсистема об-ва.
Соц подсистема. Термин социальный часто воспринимают также, как об-венный. Соц подсистему делили на разные категории, но самый распространенный – это деление на нации (в узком смысле) и семьи (в широком смысле). Также есть деление на соц слои. Согласно теории соц стратификации и соц мобильности всё об-во делится на слои или страты. Разные социологи делят об-во на разное кол-во слоев всё об-во. Но самое распространенное – низшие, ср, высшие слои об-ва. Соц мобильность – это передвижение человека по горизонтали или вертикали. По горизонтали – переход на такую же должность с такой же зп. По вертикали – переход в др слой об-ва. Выделяют 6 лифтов – брак, церковь, экономика (сфера бизнеса), военная служба, политика, наука.Исходя из этого можно представить об-во как дом с системой лифтов. Также широко применяются теории элиты и элитарных отношений, согласно которым всё об-во делится на элиту и неэлиту. Неэлита подчиняется элите для того, чтобы элита руководила выполняла высшие функции. Эта идея высказывалась еще Платоном и Ницше. В н/в данная теория очень пропагандируется.
Билет 20.1. Система и метод философии Г. В. Гегеля. Значение его идей для философии права.1770 – 1831 гг. Его творчество – вершина немецкой классической философии. Первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Открыл и обосновал основный законы и категории диалектики. Противопоставил диалектику как метод познания метафизике. Противник кантовского агностицизма и априоризма. Явление, по Гегелю, не менее объективно, чем сущность. Сущность обнаруживается в явлении, а явление выступает носителем сущности. Признает возможность адекватного познания мира на базе тождества мышления и бытия. Философия Гегеля – максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе сего сущего лежат законы логики. Философская система делится Гегелем на 3 части – логика, философия природы, философия духа. Логика– система чистого разума, совпадающего с божественным разумом. Мысли Бога – наиболее общие законы развития природы, об-ва и мышления. Исходный пункт философии Гегеля – тождество мышления (сознания) и бытия. Тождество и различие – единство противоположностей. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам. Объективное абсолютное мышление выступает как абсолютная идея. Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному – общий принцип развития. Высшая ступень развития – абсолютный дух.Особенности его философской системы – 1. пантеизм (божественная мысль пронизывает весь мир). 2. Панлогизм (объективное божественное мышление строго логично). 3. Диалектика.Новаторство Гегеля – логика прорывает узкий горизонт формальной логики.Все действительное разумно, все разумное действительно.Отрицание для Гегеля не одноактный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из 3 элементов: тезис, антитезис, синтез.Логика делится также на 3 части – определенность (кач-во), величина (кол-во), мера. Кач-во состоит из 3 частей – бытие, наличное бытие, для - себя – бытие. Бытие – триада: чистое бытие – ничто – становление. Гегель подчеркивает, что понятия, суждения и умозаключения – диалектическое единство таких категорий, как всеобщее, особенное и единичное. Но это единство присуще реальным вещам, объективному миру, а затем уже в силу этого – логическим формам.Философия природы.Природа – порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него сущ-вования. Природа интересует Гегеля как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявления в природе – механика, физика, органика. Предвзятая философская система не позволила Гегелю понять как следует диалектику природы. Он не смог преодолеть метафизического, механистического понимания природы. Он остался на позиции старой натурфилософии, суть которой – философ, как представитель науки наук и обладатель абсолютного знания, может не считаться с мнением специалистов в конкретных областях естествознания. Он выступал против атомистики, не признавал волновую и корпускулярную теории света. Отсюда странные формулы: свет – самая простая мысль, сущ-вующая под формой природы, звук – жалоба идеального и т.д. Философия духа.Третья ступень гегелевской системы. Это синтез первых двух. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находится свое выражение в абсолютном духе. Человек – часть природы. Человеческий дух – продукт абсолютного духа.Саморазвитие духа идет по 3 ступеням:1. Субъективный дух – индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на 3 вида – антропологию, феноменологию, психологию. 2. Объективный дух – человеческое об-во и 3 его гл формы: право, нравственность, гос-во. 3. Абсолютный дух – включает ис-во, религию, философию. Метод по словам Гегеля – движение самой сути дела. Он у Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Система – избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. Фейербах, Герцен, Энгельс и др мыслители обратили внимание на противоречие между методом и системой философии Гегеля. Сам дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе. Это противоречие доктрины, которое запрещается формальной и диалектической логикой.