Билет 20.2. Об-во как система: характеристика основных подсистем.

В ходе исторического развития вырабатывалось наиболее широкое философское понятие об-ва как совокупной деятельности людей, направленной на произ-во, поддержание и воспроиз-во их жизни. Философское понятие об-ва включает в себя 2 гл признака: 1) об-во есть обособившаяся часть природы; 2) будучи связанной с целым, эта часть развивается посвоим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание. Об-во представляет собой открытую динамическую систему, которая осущ-вляетнепрерывные обмен вещ-вом и энергией с окружающей средой. Оно непрестанно изменяет свое состояние, развивается во времени, причем это развитие носит вероятностный (стохастический) характер. Об-во включает в себя материальные и духовные компоненты, находящиеся в сложном взаимопроникновении и взаимодействии. Общепринятым является выделение в об-ве как целостной системе сл подсистем: экономической, соц, политической и духовной. Экономическая подсистема – экономика, которую в широком смысле определяют как способ произ-ва материальной жизни, включая совокупность произ-венных отношений, присущих данному об-венному строю; в узком – как народное хоз-во какой-то страны или отдельной его отрасли – экономику промышленности, экономику с/х и т.п. Ядро экономики – материальное произ-во. Первые попытки – монетаристская и меркантилистская теории (товарное обращение, деньги, усматривая в них источник прибыли). Сл стадия развития – мануфактурная (ком) теория (источник богатства переносится в ком и мануфактурный труд). Физиократические теории (Тюрго, Кене) полагали, что создает богатства опр вид труда, а именно – земледельческий. Вершина развития буржуазной политической экономии – системы Адама Смита и Давида Риккардо (источник богатства – труд вообще). Маркс и Энгельс пришли к выводу, что способ произ-ва представляет собой диалектическое единство производительных сил и произ-венных отношений. Каждой ступени развития производительных сил соответствует опр тип произ-венных отношений. Соц подсистема. Термин социальный часто воспринимают также, как об-венный. Соц подсистему делили на разные категории, но самый распространенный – это деление на нации (в узком смысле) и семьи (в широком смысле). Также есть деление на соц слои. Согласно теории соц стратификации и соц мобильности всё об-во делится на слои или страты. Разные социологи делят об-во на разное кол-во слоев всё об-во. Но самое распространенное – низшие, ср, высшие слои об-ва. Соц мобильность – это передвижение человека по горизонтали или вертикали. По горизонтали – переход на такую же должность с такой же зп. По вертикали – переход в др слой об-ва. Выделяют 6 лифтов – брак, церковь, экономика (сфера бизнеса), военная служба, политика, наука.Исходя из этого можно представить об-во как дом с системой лифтов. Также широко применяются теории элиты и элитарных отношений, согласно которым всё об-во делится на элиту и неэлиту. Неэлита подчиняется элите для того, чтобы элита руководила выполняла высшие функции. Эта идея высказывалась еще Платоном и Ницше. В н/в данная теория очень пропагандируется. Политическая подсистема. Политика – сознательно проводимая линия поведения соц субъекта по отношению к др субъектам или объектам. Политические отношения в совокупности – политическая подсистема об-ва. Политика невозможна без политической идеологии и политического сознания в целом, включая политические эмоции и переживания, которые проявляются особенно остро в переломные и критические моменты истории той или иной страны. Гос-во – механизм политического управления всем об-вом. Духовная подсистема.Духовная подсистема включает в себя органически связанные между собой элементы, направленные на удовлетворение об-венных и личных духовных потребностей, важнейшими из которых выступают познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также потребности в общении. Центральное звено духовной подсистемы - сознание об-ва. Важнейшие элементы сознания об-ва- индивидуальное и об-венное сознание. Индивидуальное сознание-это образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие и зачастую представляет собой никому не ведомый поток сознания. Об-венное сознание является идеальным образом мира, формирующимся соц общностями и группами под воздействием надличностных факторов - материальных условий жизни об-ва и его духовной культуры.Структура об-венного сознания-обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и связанными с ними повседневными условиями жизни и отношениями людей. Оно отличается нерасчлененностью, бедностью содержания, подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.Виды об-венного сознания, научное, религиозное, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, философское.





Наши рекомендации