Билет 5.2. Религиозная картина мира.
РКМ – иррациональное, основанное на религиозной вере, постижение божественного порядка, отличающегося иерархичностью взаимоотношений 2 целостностей – Бога и человека.. Бог в этой картине мира всегда понимается как личность (разум + воля). Он трансцендентен (находится за пределами мира). Представитель дано картины – Фома Аквинский (1225 - 1274). Он излагает христианское вероучение в формах здравого смысла. Его философская система (томизм) в 1879 г. Была официально объявлена единственно верной философией католицизма. Основной принцип философии Аквинского – принцип гармонии веры и разума. По его мнению, разум способен рационально доказать бытие бога, хотя в жизни любовь к Богу важнее, чем его познание. Он полагал, что Бог не только создал мир, но и постоянно вмешивается в его дела. Он приводит 5 док-в бытия Бога: 1. Исходит из понятия движения предмета (каждый предмет должен двигаться другим, значит, существует перводвигатель). 2. Рассматривает Бога как первопричину (каждое явление имеет причину, значит должна быть причина всех причин). 3. Основывается на существовании случайности и необходимости (в мире сущ-вует множество случайностей, значит должна быть скрепляющая их необходимость). 4. Связано с разными степенями совершенства в мире и необходимость их мерила. 5. Основывается на целесообразности мира.
В этических воззрениях Фома Аквинский придерживался принципа свободной воли, которая возлагает на человека ответственность за его поступки. Со второй половины 1 в. Учение Фомы становится основой неотомизма (официальная доктрина католической церкви). Каждая из ныне существующих РКМ являет собой совокупность представлений о возникновении и строении мира, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей.
Билет 6.1. Философия античности досократовского периода: характеристика основных школ.Периоды развития философии: 1. Натуралистический, VI-V вв. до н. э. Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики. 2.Гуманистический: софисты, Сократ. 3. Классический. Платон и Аристотель. 4. Эллинистические школы: киники, эпикурейцы, стоики, скептики. 5. Религиозный. Неоплатонисты: от языческих до представления о едином благе. 6. Период христианской, мысли. Филон Александрийский, догмы зарождающейся религии. Характерные черты: Синкретичность – нерасчлененность важнейших проблем. Космоцентричность – охват всего Космоса и мира человека. Пантеистичность – Космос – чувственное и умопостигаемое абсолютное божество. Достижения на уровне понятий: идеи Платона; эйдос (форма) Аристотеля, лектон (смысл слова) стоиков. Логика общих имен (не законов), этика добродетелей (не долга и ценностей), функциональность – отвечала на вопросы бытия, помогая жить. Основные школыМилетская школа VII-V вв. до н. э. – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Демифологизация античного мировоззрения. Переход от родовых реалий к явлениям и событиям. Все находит начало в первичной субстанции. Она то, что для объяснения не нуждается в чем-то другом: вода (Фалес), воздух (Анаксимен). Апейрон – вечное и беспредельное начало (Анаксимандр). Пифагореизм, VI-V вв. до н. э. Пифагор: все есть число, в числах – основа сущего, числовые соотношения – источник гармонии Космоса, приближение к законам науки.Элейская (элеаты), VI-V вв. до н. э. – Парменид, Зенон, Мелисс, Ксенофан. Разрабатывали теоретическое учение о бытии, заложив фундамент классической греческой онтологии.. Гл роль в познании принадлежит мышлению, не чув-ву; Гераклит Эфеса. Первоначало сущего, душа и разум-логос – мировой огонь. Все течет. Борьба противоположностей. В Космосе – скрытая гармония. Просвещенная монархия. Атомизм, Vв. до н. э. Демокрит, Левкипп. Все – из сочетаний атомов, неделимых однородных частиц. Все – согласно необходимости. Случайностей нет. Философия V-IV вв. до н..э. Сократ (470- 399 гг. до ц. э.), Платон, Ксенофонт. Диалектика – метод поиска истины через наводящие вопросы; здесь философия представляется как самопознание, путь к постижению истинного блага; добродетель – знание, мудрость. Софисты – Протагор, Георгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. От поисков абсолютной истины – к прагматическим рецептам поведения человека в об-ве. Платонизм, 428-348 гг. до н. э. Философия объективного идеализма. Идеи – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего изменчивого бытия; вещи – подобие и отражение идей. Познание – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до соединения с телом. Любовь к идее– побуждение к духовному восхождению. Структура мира: Божественный разум (демиург – мастер), мировые душа и тело. Идеальное гос-во – иерархия 3 сословий: правители-мудрецы; воины и чиновники; крестьяне и ремесленники (как 3 части души: разумная, аффективная и вожделеющая).
Билет 6.2. Об-во и природа: этапы их взаимодействия.В 20в. в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, с ростом населения, появлением новых видов оружия, стала актуальной проблема отношений об-ва и природы.Понятие "природа" имеет 2 основных значения. В широком смысле —весь окружающий мир (в том числе и человек, об-во) т.е. Вселенная. В узком — та среда, в которой проходит жизнь человека и об-ва (т.е. поверхность Земли с ее всевозможными кач-венными харак-ками, климат, полезные ископаемые и т. д.).Об-во - совокупность форм организации жизни и деят-ти людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).Взаимоотношения об-ва с природой - отношения между об-вом — целостной системой человеческого общежития - и природой, т.е. средой обитания человеческой цивилизации. Первоначально отношения человека и природы - это взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без применения сложных технич. ср-в) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (напр., различных стихий), сильно зависел от нее.По мере становления об-ва, гос-ва, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось. В 20 в., когда планомерный научно-технич. прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-технич. революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.
Билет 7.1. Философское учение о связях детерминации: принцип детерминизма.Все в мире находится в движении, во взаимодействии, взаимосвязи (носит динамический характер). Все чем-то обусловлено – в этом суть принципа детерминации. Этот принцип имеет большое значение в духовной, материальной, живой, неживой природе, в об-ве. Принципом детерминизма долгое время занимался саратовский философ Яков Фомич Аскин. Виды детерминационных связей: 1) материальная детерминация связана с взаимодействием, в котором передается вещ-во, поле, информация (живая природа). 2) критерий тут – временные отношения. Настоящее м/б детерминировано прошлым, будущим и настоящим. а) прошлое → настоящее (причина и следствие); б) настоящее → настоящее (содержание и форма); в) будущее → настоящее (возможность и действительность, цель). 3) детерминационные отношения м/б однозначными (необходимость) и многозначными (случайность). Категории причины и следствия. С помощью данных категорий мы обусловливаем, детерминируем настоящее прошлым. Причина есть условие, которое предшествует во времени обусловливаемому, является действующим фактором и порождает следствие (обусловливаемое). Если ночь предшествует дню – это не значит, что ночь обусловливает день. Причинная цепь длинная, но порождает лишь последняя из причин (П2 → П1 → Сл). Причина – фактор действующий. Нельзя что-то детерминировать, не действуя при этом. Действующий фактор – причина, недействующий фактор – условие.Спиноза утверждал, что природа есть причина самой себя. Причина не должна совпадать со следствием в данном случае; что-то одно должно порождать что-то другое. Покой не может рассматриваться как причина движения. Но есть скачкообразные явления, которые происходят вдруг, вне времени. Причинно-следственная связь (ПСС) – это нечто, которое возникает из другого нечто (а не из ничего). ПСС образует цепочку причин и следствий, которая уходит в бесконечность. Древние греки понимали под первопричиной различные субстанции, Аристотель – перводвигатель. Если признавать цепь замкнутой (Платон), то получается, что следствие является первопричиной цепи, которая является причиной следствия. Если причина и следствие одновременны, то отрицается время. Причина – это условие, изменяющееся во времени. Причина начинает действовать и постепенно угасает (полностью – в момент формирования следствия). Следствие влияет на причину (не порождает, а является условием, в котором действует причина). Диалектическая философия утверждает, что истинная причина всех следствий – противоречия.Принцип детерминизма конкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований. “Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто”, - так выражает смысл идеи детерминизма известная аксиома материализма. Итак, принцип детерминизма исходит из наличия всеобщей взаимной связи и обусловленности явлений мира, из генетической причинной производительности, лежащей в основе отношений детерминации.
Билет 7.2. Софисты и Сократ.4 век до н.э. был переломным в истории гр философии. Произошел переход от проблем уст-ва мироздания (натурфилософии) на проблемы познания об-ва и человека. Переход к новому видению человека и об-ва подготовили софисты – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и др. «Софистэс» – знаток, мастер, мудрец. Софисты - мудрецы особого рода, не занимались поисками истины ради нее самой. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в об-ве и стали платными учителями мудрости. Учили беспринципности в ораторском ис-ве, в достижении любых целей оратора. Софисты обучали не конкретным знаниям, а лишь тем, которые нужны в об-венной деят-ти, где требовалось умение аргументировать свою позицию. Поэтому нужны были знания не о природе, а о самом человеке и его сознании. Протагор первым сказал, что о всякой вещи есть 2 противоположных мнения. Среди софистов выделяются группы: • старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; • младших софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деят-ти. Для софистов характерно: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; стремление доказать условность гос-ва и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность сущ-вует только в мыслях человека. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.Поисками абсолютного позже занялся Сократ. Сократ излагал свои мысли устно и они дошли до нас через записки его учеников – Ксенофонта и Платона. Гл предметом его речей была этика. Нравственными ценностями для него были бескорыстие, следование долгу, служение добру. Сократ принял смерть с полным сознанием своей правоты, основанном на убеждении, что сущ-вуют объективные нравственные ценности, отступать от которых нельзя. Для Сократа различие между добром и злом носило абсолютный характер. Именно знание того, что есть добро и зло и делает человека добродетельным. Поэтому Сократ стремился найти и точно определить основные понятия нравственности. Если нет точного понятия о предмете, нет и знания о нем.
Сократ разработал специфич. концепцию диалектики. Суть: сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с его позицией, а затем начинался совместный поиск истины. Истина не находится в готовом виде, а является результатом спора. Это майевтика («поливальное ис-во»). Сократ вел термин «диалектика» – ведение спора через сталкивание противоположных сторон и поиск основания их единства (родоначальником диалектики остается Гераклит с его вечно живым огнем). Сократические школы — философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками.
Билет 8.1. Философия античного атомизма.Атомизм — натурфилософская и физ. теория, согласно которой чув-венно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Ср веков и Нового времени.Термин атомизм употребляется в 2 смыслах. В широком смысле атомизмом называется любое учение об атомах, в узком — древнегреческая школа V-IV веков до н. э., учение которой является самой ранней исторической формой атомизма.Термин атомистический материализм является более узким, т.к. некоторые сторонники учения об атомах считали атомы идеальными.Школа атомистов.Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, кач-венно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, т.к. пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Они являются первоначалом всего сущего, всех чув-венных вещей, св-ва которых определяются формой составляющих их атомов. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.
Сторонником атомизма был Платон, который считал, что атомы имеют форму идеальных Платоновских тел (правильных многогранников). Эпикур воспринял от атомистов учение об атомах.В поэме Лукреция «О природе вещей» атомы характеризуются как телесные («тельца» — корпускулы) и состоящие из материи.Возрождение и раннее Новое время. Сторонники атомизма: Галилей, Гассенди и др.В 1808 г. Дальтон, Джон возродил атомизм и писал:"Атомы – химич. элементы нельзя создать заново, разделить на более мелкие частицы, уничтожить путем каких-либо химических превращений. Любая химическая реакция просто изменяет порядок группировки атомов". Под неделимыми атомами Дальтон понимал химические элементы19—20 в.В 19 стало известно, что химич. атомы разлагаются на более мелкие элементарные частицы и таким образом «атомами» в Демокритовском смысле не являются. Тем не менее, термин используется и теперь в современной химии и физике, несмотря на несоответствие его этимологии современным представлениям о строении атома.В современной физике вопрос об атомизме является открытым. Некоторые теоретики придерживаются атомизма, но под атомами подразумевают фундаментальные частицы, которые далее неделимы.
Билет 8.2. Проблема единства мира и ее решение в философии: плюрализм, дуализм, монизм.Проблемы единства мира: На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира. Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том, что единство мира - в его материальности. Последовательность в признании единого начала - материи или духа - называется философским монизмом. Монизм — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону уст-ва мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих сущ-вование 2 и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью Виды монизма: 1.Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждает, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога). 2.Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии. 3. Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному. Противоположность монизма - дуализм. Дуалисты считали, что сущ-вуют 2 равноправных начала, д2 независимые друг от друга субстанции: материя и дух. Виднейший представитель дуализма - Декарт. По Чернышевскому, природа представляет собой не что иное, как разнородную материю с многообразными кач-вами. Он утверждал, что органические и неорганические "комбинации элементов" образуют единство и что органические элементы возникают из неорганических. Проблему единства мира с материалистических позиций решали Маркс и Энгельс, опиравшиеся на достижения естественных и об-венных наук. Они отвергли метафизическое представление о непроходимой пропасти между живой и неживой материей, обосновав положение о возникновении жизни из неорганической материи, дав определение жизни как способа сущ-вования белковых тел, являющихся ее материальными носителями. Марксизм при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени. Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность. Исторические разновидности: Картезианство. Окказионализм. В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание и материя представляют собой 2 взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположники- Аристотель и Декарт. Др форма дуализма не признающего существование особой духовной субстанции — дуализм св-в(кач-в). Согласно дуализму св-в — не сущ-вует духовной субстанции, но мозг как материальное образование обладает уникальными, особыми св-вами (кач-вами) — которые порождают психические феномены.Дуализм порождает проблемы отношений материального и духовного, физического и психического. Психические явления — это то, каким образом человек чувствует обуславливающие его поведение события нейронных взаимодействий, — и сами по себе причиной не являются. Плюрализм — философская позиция, согласно которой сущ-вует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму. Термин «плюрализм» был введён в начале18 в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма. Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в кач-ве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. В конце 19—20 в. плюрализм получил распространение и развитие в андроцентрических философских концепциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта , и эпистемологии. Эпистемологический плюрализм критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.
Билет 9.1. Объективный идеализм Платона.Идеализм— направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание. В идеализме выделяются 2 направления: • объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); • субъективный идеализм (Беркли, Юм). Основатель объективного идеализма - Платон. Основные философские принципыплатонизма:1. Идея вещи есть смысл вещи.2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое кач-во.3. Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи.4. Идея вещи невещ-венна.5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде сущ-вует только на небе или выше неба.Субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:• все сущ-вует только в сознании познающего субъекта; • идеи сущ-вуют в разуме человека; • образы материальных вещей также сущ-вуют только в разуме человека через чув-венные ощущения; • вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа не сущ-вует. Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, ср века, в н/в широко распространен в США, Германии, др странах Западной Европы.Объективный идеализм философии Платона. Система объективного идеализма Платона.Разработаны все основные части: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, космология, психология. Идеальное начало - идея порождает все многообразие вещей. Вещи являются лишь бледным отражением идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира приходящи, возникают, гибнут и изменяются. Только идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти св-ва Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Идеи образуют иерархию. Выше всего стоит идея красоты и добра. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Объективный идеализм - идеи существуют вне и независимо от человека. Идеи сущ-вуют вспец пространстве. Если у Демокpита атомы, то у Платона - мир идей (нет какой-то гл идеи). Учение Гераклита о борьбе противоположностей - все течет, все меняется. С точки зрения Платона мир идей обладает таким же статусом. Идеи вечны, неразрушимы. В основе вещей лежат числовые отношения. Он не относил числа и пропорции к вещам. Миp идей - вещи, их отношение, но убедить в этом никого нельзя. Таким образом, и знание можно понимать отличным от Платона образом. Реальным знанием является познание идей. Пpи восприятии - установка на разум. Знание априорно (доопытное знание). Человек - это прежде всего условное начало. Душа (появляющаяся при рождении) есть отражение идеи души.
Билет 9.2. Сущность и предназначение человека. Смысл человеческой жизни.Рассматривая проблему смысла человеческого бытия, необходимо вспомнить определение, данное немецким философом конца XIX – начала XX в. Э. Кассирером – человек, прежде всего животное символическое, живущее в новой, созданной им самим реальности – символическом универсуме, состоящем из бесчисленного множества символических нитей, на которые опирается каждый из составляющих эти нити символов. Символ многозначен, бесконечен и бездонен, не столько концентрат знания, сколько указание, обозначение опр направленности, «план, проект или программа жизнедеятельности» (М. Бахтин). Содержание смысла не сводится к значению понятия, т. е. к простому представлению предмета в знании. Смысл выражает не значение, а значимость. Значение отвечает на вопросы: что это; что это такое? Смысл – на вопросы: для чего; для какой цели? Смысл не только указывает, но и имеет в самом этом указании некую цель. Человек поэтому, будучи «символическим животным», всегда есть смысложизненное сущ-во. Смысложизненность есть его подлинная природа. Совокупность жизненных смыслов личности составляет его мировоззрение. И хотя мировоззрение не строится по системе взаимообосновывающего знания, составляющие его смыслы выстроены в иерархию в соответствии со значимостью содержащихся в них целей. Это означает, что они по значимости и ценности одновременно как локальные, так и генеральные. Отнесение к генеральным, а затем и локальным смыслам есть оценка. Безоценочное понимание, говорил Бахтин, невозможно. Встреча с великим как с чем-то «определяющим, обязывающим и связывающим» – это высший момент понимания, и более того, совершенно необходимое условие жизнедеятельности каждого человека. Для тех, кто не знает, «чего он хочет и что он должен», характерны особые психогенные неврозы, требующие особых методов лечения, устраняющих экзистенциальный смысложизненный вакуум. Это подтверждают исследования по психологии лиц, совершавших уг преступления, алкоголиков, безработных, людей, совершавших самоубийство или покушавшихся на него, и ряда других категорий. Сказанное о Смысложизненной природе человека позволяет понять все значение проблематики смысла жизни человека. Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не о том, почему, а о том, для чего живет человек. С незапамятных времен он занимал человека. «Есть, – пишет известный французский моралист и философ Альбер Камю в эссе «Миф о Сизифе», – только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит наше бытие или наша жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное – имеет ли мир 3 измерения, руководствуется ли разум 9 или 12 категориями – второстепенно. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомнения в существовании такого смысла. Сомнение же предполагает, что сама действительность, возможно, разорвана, непоследовательна и абсурдна».
Билет 10.1 Философия Аристотеля.Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший из учеников Платона. Однако он был не согласен с философской концепцией платонизма. Объект критики Аристотеля - теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоят. Сущ-вование тому, что самостоятельно сущ-вовать не может. Он первым из античных мыслителей стал различать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет «первую философию» (метафизику), предметом которой являются сверхчув-вительные вечные сущности, постигаемые умозрением, и «вторую философию» (физика, учение о природе). В центре метафизики стояли проблемы бытия.Аристотель разработал учение о 4 первопричинах сущ-вующего: 1) формальная причина – то, что придает форму (план дома и т.п.). Идея вещи не в занебесной области, а в самой вещи. Идея обуславливает суть бытия. 2) материальная причина – это, во-первых, первоматерия, неопр и бесформенная, но обладающая способностью стать всем; во-вторых, то, из чего вещь уже состоит, оформленный материал. 3) движущая причина – если рассматривать как причину движения др вещь, то мы придем к бесконечности. Аристотель признает самодвижность, самопроизвольность, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материи.4) целевая причина – это направление движения к своей цели, к своей реализации.Далее Аристотель формирует учение об абсолютном Уме – наивысшей ступени бытия. Это учение о Боге. В отличие от религии, Бог у Аристотеля – безличностный божественный ум, пребывающий в наилучшем вечном процессе – мышлении о собственном мышлении. Будучи высшим бытием, божественный Ум – это форма всех форм, перводвигатель и всеобщая цель. Аристотелевское мировоззрение телеологично. Все сущее является целесообразным. Божественный Ум – это цель всеобщего движения, которая направляет мировой процесс к всеобщей цели, т.е. к себе как к высшему благу.В этике Аристотель понимает нравственность как стремление к благой цели. Цель и высшее благо чел. жизни – блаженство, достигаемое в умозрительной деятельности души. Он стремился познать сущность вещей через их родовые понятия. Создал первую в истории систему логики — силлогистику, гл задача которой - в установлении правил, позволяющих получить достоверные выводы из опр посылок. Центр его логики - учение об умозаключениях и док-вах, основанных на дедукции. Эта логика на протяжении многих веков служила гл ср-вом научного док-ва.В своей деят-ти Аристотель прошел 3 основных этапа:• 367 - 347 гг. до н. э. - работал, начиная с 17-лет, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);• 347 - 335 гг. до н. э. - жил и работал в Пелле-столице Македонского гос-ва по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;• 335 - 322 гг. - основал собственную фил.школу - Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней. Наиболее известные произведения:"Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "История животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская политая", "Поэтика".Философию делил на 3 вида:• теоретическую, изучает проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия");• практическую - о деят-ти человека, уст-ве гос-ва;• поэтическую.