Философское понятие культуры. Социальные функции культуры.
Понятие «культура» – многозначно. Оно характеризует то, что отличает человека от животного, определяет специфику человеческой деятельности. Культура включает в себя небиологическое, приобретаемое человеческим обществом. Т.о., культура – это форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты. Философский подход к анализу культуры отличается от подхода частных наук. Философию, прежде всего, интересует культура как целое, ее место и роль в историческом процессе, в жизнедеятельности человека. Для философии важно выявление общетеоретических оснований культуры, обсуждение ее исторических судеб. Частные науки проявляют интерес к изучению либо отдельных эпох, либо конкретных социальных групп, либо специфических сфер деятельности. Достижения частных наук способствуют приращению нового знания, необходимого для понимания самой культуры. Однако они не претендуют на раскрытие сущностей общественной жизни, на постижение феномена человека как субъекта истории. Т.о., философия рассматривает культуру как целое, тотальное, она рассматривает смысл и предназначение культуры, стремится обнаружить истоки и потребности каждой сферы культуры.
Культура выступает той самой интегрирующей силой, которая связывает людей в единое человечество. Это предназначение культуры выражается в ее социальных функциях. Функция приспособления к среде: человек, «вписываясь» в мир природы и общества, в течение тысячелетий вырабатывал различные средства адаптации к нему: от государственных структур и законов до вооружения. Познавательная функция имеет двойную направленность: как на систематизацию знаний и раскрытие законов развития природы и общества, так и на познание самого себя. Информативная функция позволяет обеспечивать историческую преемственность и передавать последующим поколениям социальный опыт. Коммуникативная функция выступает средством общения между людьми – это и словесный язык, и специфические языки искусства, и язык науки. Регулятивная функция состоит в выработке системы норм и требований общества к своим членам во всех областях отношений, в регламентации поведения людей во всех сферах жизни. Оценочная функция проявляется в отборе ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность жизни. Функция разграничения и интеграции человеческих групп служит ориентиром как для выделения культурно-психологических особенностей наций, так и для установления взаимосвязи между ними. Функция социализации характеризует развитие культуры как процесс, в ходе которого происходит усвоение и дальнейшая переработка индивидом социально-культурного опыта; происходит обучение человека жить в обществе, формирование его социальных качеств.
39.Взаимодействие природы и общества. Историческая эволюция характера социоприродных отношений.
Общество – обособившаяся часть природы. Природа – предпосылка и условие развития общества. Но понятие природа используется и в более широком смысле: природа – вселенная, материальный мир, объективная реальность. Природная среда, географическая среда – та часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на данном историческом этапе. Биосфера – сфера жизни. В ходе длительной революции биосферы возникает человеческое общество. Ноосфера – сфера разума. Каналом взаимодействия природы и общества является человеческая деятельность, сфера материального производства. Имеет место влияние географической среды на общество. Она влияет на: общественное разделение труда, производительность труда, развитие данного общества в целом, развитие производственных отношений, возникновение и специфические черты надстроечных явлений, социально-психологический облик, менталитет общества. Но степень влияния различных факторов географической среды на развитие общества в различных исторические эпохи неодинакова и не является определяющим фактором, как это пытаются представить в 18в. Монтескье, в 19в. Боккль и Реклюр. По мере исторического развития происходит расширение границ природной сферы и вовлечение в сферу общественной жизнедеятельности всей биосферы. Во взаимодействии природы и общества можно условно выделить несколько этапов:
· Присваивающий этап – человек жил путем собирательства и охоты, он использовал дикорастущие растения, приспосабливался к окружающей природе. Человек обожествлял природу.
· Человечество изготавливает орудие труда - переход к производительной экономике. Земледелие и скотоводство наносят первые удары по природе.
· Новое время – промышленная революция. Налицо рост и значимость промышленности.
· 20 век – появление глобальных экономических проблем. Природа представляется лишь как источник ресурсов, потребляемых обществом