Билет 41. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ(греч.— anthro-pos — человек, лат.— societas общество и греч. gene-sis — происхождение) — процесс перехода от биологиче-ской формы движения материи к социальной, являющий-ся неразрывным единством превращения животного в человека и объединения животных в человеческое общество. Антропогенез и социогенез — не два самостоятельных, параллельно протекающих процесса.
Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый - это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям. Другая крайность при рассмотрении проблемы человека - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Но понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не только философия, как религия. Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир - вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез) - это неразрывно связанные стороны единого процесса - антропосоциогенеза, который продолжался в течение более 3 млн. лет.
Происхождение и сущность человека - научные, методологические и мировоззренческие проблемы первостепенной важности. Их решение оказывает самое сильное влияние на жизненные ориентиры личности, на характер оценок, выбор жизненных приоритетов, на взгляды о цели и ценности собственного существования. До XIX в. человек рассматривался преимущественно как биологический вид, как ячейка в таксономическом пространстве животного мира. Только в XIX в., когда сама структура научного познания меняется коренным образом, Человек становится предметом гуманитарных наук. Будучи живым существом, человек растет, функционирует, имеет потребности, видит, как перед ним раскрывается пространство, подвижные координаты которого пересекаются в нем самом; иначе говоря, его телесное существование так или иначе пересекается с остальной живой природой, обладая языком, он может построить себе символический мир, внутри которого он вступает в отношения со своим собственным прошлым, с вещами, с другими людьми, на основе которого он только и может построить какое-то знание (и особенно знание о самом себе, одной из возможных форм которого являются гуманитарные науки). Естественные и общественные науки «расчленяют» человека, каждая из них рассматривает его сквозь призму своего предмета. Целостное видение человека дает философия. В школьном образовании частично представлен лишь «философский образ» человека и не изучаются основы тех наук (психологии и социологии), которые раскрывают небиологические аспекты его сущности. Назрела необходимость в школьном курсе человекознания, который на философской основе обеспечил бы синтез того, что известно о месте человека в научной картине мира, цели, смысле и ценности его жизни, перспективах развития. Именно в таком курсе было бы естественным обсуждение проблем происхождения человека на основе всесторонних знаний о его сущности. Однако антропогенез «втиснут» в узкие рамки школьного курса биологии. В курсе биологии темой по антропогенезу традиционно завершается обзор истории органического мира. Происхождение человека рассматривается как появление нового вида в свете учения о факторах и направлениях биологической эволюции и трудовой теории Ф. Энгельса. Ясно, что в таком аспекте сущность человека не может быть рассмотрена всесторонне, ибо учитель биологии не обладает ни временем, ни возможностями, ни подготовкой, необходимыми для этого. В результате вольно или невольно антропосоциогенез сводится к антропогенезу, а в понимании сущности человека биологическое сильно преобладает над психологическим и социальным. Мимолетное упоминание об экологических проблемах человечества дается в самом конце курса, вне связи с антропосоциогенезом. Само возникновение человека оказывается оторванным от биосферы. Основные идеи концепций антропосоциогенеза «растворяются» в обильном описательно-перечислительном материале о находках и образе жизни ископаемых гоминид, о расах человека. По своей сущности человек является социальным существом, в то же время он – часть природы. Биологическое и социальное в природе человека находится в неразрывном единстве. Это позволяет говорить о человеке как о существе биосоциальном. С биологической точки зрения развитие человека обусловлено его генотипом – наследственностью – и влиянием окружающей среды. Генотип влияет не только на внешность и состояние здоровья человека, но и на его эмоциональность, темперамент, характер. Однако решающее значение при формировании характера человека и его личности в целом имеет фактор воспитания, окружающая его среда, особенно в первые два десятилетия жизни. Личность – это «сгусток», отпечаток совокупности общественных отношений, в которые вступает человек на протяжении всей своей жизни. Процесс формирования личности получил название «социализация». Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни. В современных взглядах на природу человека получает все большее распространение теория генно-культурной коэволюции. Ее суть в том, что гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой. Концепция антропосоциогенеза была обоснована в рамках марксистского учения о человеке. Человек в марксизме понимается как существо с двойственной природой. С одной стороны, он существо общественное, социальное, с другой – он является частью природы, животного мира. Антропосоциогенез – это процесс вытеснения из жизни человека биологических законов и замены их социальными. Биологические законы не отменяются совсем, они лишь облекаются в социальные формы. Антропосоциогенез – процесс, длящийся тысячелетиями. Это процесс становления человека. В соответствии с биологическими законами развитие индивида повторяет развитие вида. Так, развитие одного человека повторяет основные этапы развития человеческого рода. На уровне отдельного человека процесс антропосоциогенеза называется «социализация». Сущность человека в его общественном бытии, социальности. В ходе развития человечества социальность проявляет себя в следующих аспектах:
1. 1) управление инстинктами (социальные запреты – табу, напр. «не убий», возникновение семьи и частной собственности);
2. 2) целенаправленный труд (в марксизме считается, что именно труд, целенаправленная деятельность сделали человека человеком, а использование орудий труда и их усовершенствование являются главной отличительной чертой человека от мира животных);
3. 3) антропоморфные изменения (прямохождение, изменение пропорций тела, развитие кисти руки и главное – головного мозга);
4. 4) развитие сознания (человеческое сознание – это структура, благодаря которой возможно идеальное воспроизведение действительности, целеполагание и нахождение способов достижения поставленных целей и задач).
Важнейшая черта антропосоциогенеза - его комплексный характер. Неверно утверждать, что, "сначала" возник труд, "потом" общество, а "еще позднее" - язык, мышление и сознание.
Б. 42. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во вселенной.
Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.
Осознавая конечность своей жизни, и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Понятно, что эта тема занимает центральное место во всей культуре человечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно.
Поисками ответа на этот вопрос занимались и занимаются мифология, и различные религиозные учения, и искусство, и философия. Но в отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся навязать человеку определенные решения, философия, если она не является догматической, апеллирует к разуму и исходит от того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая собственные духовные усилия. Философия помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в таких поисках.
В решении этого вопроса марксизмисходит из самоценности и самоцельности человеческой жизни, которая предстает в нем и не случайной, и не бессмысленной, поскольку индивид, личность рассматривается не только сами по себе, но и как часть человеческого общества. Всякое проявление человеческой жизни является проявлением и утверждением общественной жизни. Смысл жизни отдельной личности, реализуемый через творчество – всестороннее развитие своих способностей, внесение своего вклада в историю, в прогресс общества, его культуры.
Л. Н. Толстой говорил, что человек должен рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. Разумный человек должен устанавливать, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение к бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как единое целое. Мысль о неизбежности биологической смерти человека неразрывно связана с утверждением нравственного, духовного бессмертия.
В. С. Соловьев, утверждая бесконечность человеческой личности в качестве аксиомы нравственной философии, он протестует как против индивидуализма, так и против коллективизма. Он выступает с позиций нравственно-этического гуманизма, критикуя всякие формы мнимого гуманизма. Многие идеи Соловьева перекликаются с марксистским учением о развитии человека как самоцели, о нравственном смысле человеческой жизни как процесса совершенствования ее социальной сущности и духовных оснований.
Реальный философский гуманизм дает идеал, определяющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих параметрах. Этот идеал утверждает диалектическую взаимосвязь природно-биологического и социального, конечного и бесконечного, смерти и бессмертия человека. Лишь в бессмертии разума и гуманности человека – бессмертие человечества.