Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Тело и душа человека. Основные проблемы биоэтики.

Биологические и социальные факторы

Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

1. биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;

2. основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления, выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

Душа и тело взаимосвязаны и непосредственно влияют друг на друга, поскольку обмениваются друг с другом определенными элементами. Происходит это постоянно и непрерывно. Наша душа передает телу духовные элементы, наполняющие наше тело особой духовной энергией и силами. Каждый из нас испытывал моменты вдохновения и радости, когда кажется, что тело просто парит в воздухе. Тогда нам становится по плечу любая задача. Сон, еда, физические удовольствия при этом отходят на второй план, и мы на короткое время становимся суперменами. Это случается обычно в те моменты, когда мы делаем что-то хорошее для других людей. Причина этого кроется в том, что наше тело в момент действия вырабатывает определенный «витальный» элемент, который передается нашей душе.

Положительные витальные элементы дают положительную энергию нашей душе, и в ответ она наполняет наше тело положительным «духовным» элементом, который в свою очередь наполняет нас радостью и вдохновением и способен даже излечивать болезни. Негативные витальные элементы – когда мы совершаем эгоистичные поступки – передают нашей душе негативную энергию. Соответственно получив такую негативную энергию, душа передает нашему телу негативный духовный элемент. Тогда нас начинают переполнять чувства отчаяния, депрессии и наши силы постепенно куда-то исчезают.

Несмотря на то, что душа и тело формируются одновременно и какое-то время развиваются вместе, приходит момент, когда они должны будут навеки разделиться. Тело человека имеет свое определенное время и пространство, тогда как душа существует вне этих понятий. Ответственность человека состоит в том, чтобы в отведенное ему время развить свою душу и приготовить ее для жизни в вечности. Подобно тому, как младенец в утробе матери формирует свои физические органы, душа человека в течение его земной жизни развивает свои «духовные органы», необходимые ему для вечной жизни. И если уж люди так заботятся о своем внешнем виде, своем здоровье, которые во многом заложены генетически и со временем все равно исчезают, насколько же больше мы должны заботиться о своем вечном духовном «внешнем виде» и духовном «здоровье», которые напрямую зависят от нас и будут сопровождать нашу вечную жизнь после смерти физического тела.

Биоэтика — междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицины, биологических наук и использования в здравоохранении высоких технологий.

Термин «Биоэтика» был предложен в 1971 году Ван Поттером в книге «Биоэтика: мост в будущее» для обозначения особого варианта экологической этики, рассматривающей возможности выживания человечества в условиях техногенной цивилизации, однако впоследствии значение термина изменилось.

Актуальные моральные проблемы биоэтики:

o аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство);

o проведения экспериментов на человеке и животных;

o получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов, в т.ч. с ограниченной компетентностью, например, детей или психиатрических больных;

o выработки дефиниции смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или недобровольной); трансплантологии;

o отношения к умирающим больным (хосписы);

o СПИДа и отношения к заболевшим СПИДом;

o популяционной политики и планирования семьи;

o медицинской генетики (включая проблемы геномных исследований);

o справедливости в здравоохранении;

o экологии и здоровья человека в техногенной цивилизации;

Традиционный медицинский подход сводил благо пациента к состоянию телесного благополучия (т.е. нормальности с точки зрения медицины). Врачи считали себя вправе принимать решения во благо пациентов, не интересуясь их собственным «невежественным» пониманием. Биоэтика формирует обосно-вание права пациентов быть признанными в качестве автономных субъектов, играющих решающую роль в принятии касающихся их медицинских решений.

35.Познание как предмет философского анализа. Основные исторические варианты гносеологии.

Одним из важнейших положений гносеологии является то, что познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание – это многостадийный, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространстве и во времени акт.

Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность — идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга) и, наконец, в психическое – в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой.

Цель познания – знания. Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и реализации деятельности. Знание – средство преобразования действительности и это система. Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.

Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.

Cущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Объектом познания является не только природа, но и общество. субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.

Наши рекомендации