Основные направления и школы философии в Древнем мире.
Глобальные проблемы современности: их предыстория, значение, перспективы разрешения.
Этот вопрос достаточно обстоятельно освещается во многих прежних и последних лет издания учебниках и пособях по философии. К ним могут обратиться студенты, готовясь к семинару или экзаменам. Внимание следует обратить на связь глобальных (от фр. Global - всеобщий, охватывающий весь земной шар) проблем с развертыванием НТР и с социальными преобразованиями в обществе.
Глобальные проблемы осознаются как значимые для судеб цивилизации во второй половине XX века. Появились они как следствие противоречий и неравномерности социально-экономического, политического, демографического, экологического и культурного развития. Перечень глобальных проблем и их характеристики приводятся в учебниках и пособиях. В иерархии глобальных проблем на первом месте оказывается угроза термоядерной катастрофы и необходимость ее предотвращения. В последние годы в качестве важнейшей после угрозы термоядерной катастрофы признается экологическая проблематика. Решение этих глобальных проблем делает возможным сохранение условий жизни на Земле и работу по разрешению других глобальных проблем - обеспечение экономического развития, преодоления негативных следствий НТР, демографических и других проблем.
Перспективы разрешения проблем НТР оптимистичны, поскольку содержат: 1) надежду на здравый смысл людей при 2) использовании достижений и возможностей НТР, 3) развертывание автоматизации и компьютеризации производственных процессов, 4) широкое внедрение высокоэффективных биотехнологий, что позволяет 5) обеспечить приемлемый уровень жизни, достойный каждого жителя планеты Земля, при 6) сохранении жизнепригодной биосферы, 7) использование различных форм собственности в налаживании эффективного хозяйственного механизма, 8) внедрение принципов (идей) ненасилия и действительного демократического согласия в государственных, общественных, межличностных отношениях людей, 9) движение в широко понятой Взаимопомощи и Согласию на основе избранного «общего дела», каким может стать регулирование отношений человека и природы, способное обеспечить процессы коадаптации (взаимного приспособления, сохранения) и коэволюции (совместного развития) природы и общества. Определенную роль в обеспечении вышеназванных процессов должны сыграть 10) интеграционные процессы в сфере культуры, образования, в том числе и разработка идей и программ глобального образования, ведущихся, в частности, и в Рязанском государственном педагогическом университете.
Основные направления и школы философии в Древнем мире.
При рассмотрении данного вопроса обратите внимание на следующие обстоятельства. Становление философии в ее движении от предфило-софии к философии происходило в VII - V - IV веках до н.э. одновременно в Древнем Китае, Индии и Греции. Специфическими чертами предфилософских и философских воззрений древних мудрецов являлись: 1) космо-цеитризм, рассматривавший человека как микрокосм (ос), находящийся в отношении гармонии с окружающим миром - макрокосмосом; 2) нацеленность учений на соблюдение меры как гармонии отношений человека и мира, отношений красоты и добра (нравственности), поиска истины; 3) поиск субстанции как основания всего - вещей, процессов, мира в целом. Первые европейские натурфилософы были, по их собственному названию, физиками (от лат. natura - природа; от греч. physike-природа). Основанием (субстанцией) мира принималась: у Фалеса - вода, у Анаксцмена -воздух, у Гераклита - огонь, у Эмпедокла - 4 «стихии»: земля, вода, огонь, воздух (как и в некоторых течениях Древней Индии). Но уже в Древнем мире появились представления о первоначале как «семенах вещей», или гомеомериях (Анаксагор), или неопределенном первоначале -апейроне (Анаксимандр).
Гераклит, полагавший началом всего огонь, учил, что «все течет» и что «нельзя дважды войти в одну реку». В отличие от первых натурфилософов Пифагор (VI в. до н.э.) основой мира считал числа и выраженные числами отношения (особенно 1 и 2 - чет и нечет), составляющие разные фигуры (треугольник, октаэдр и т.д.). Из разных фигур образуются предметы, гармония небесных сфер.
Представители школы элеатов (из города Элея, в Южной Италии; V -IV вв. до н.э.) доказывали, что мир един и неподвижен, предмет мысли и мысль о предмете - одно и то же (признавалось тождество, или равенство, бытия и мышления). Получалось, что движение присуще видимому миру иллюзий, а истинно сущее бытие неподвижно. Элеаты Парменид и особенно Зенон доказывали в апориях (безвыходные, трудноразрешимые проблемы), что движения нет (можно рассмотреть на примерах апорий Зенона - Летящая стрела, Ахилл и черепаха и т.д. - по пособиям о философии Древнего мира).
Древнегреческие атомисты Левкипп, Демокрит и Эпикур учили, что основу мира составляют атомы (неделимые). Сочетание атомов, различных по форме(А, N, Z...),. порядку (AN, NA...) и положению (N - Z...), образует многообразие предметов. Атомы несутся в пустоте, образуя через сцепления разные соединения, предметы, живые тела. (Сопоставьте взгляды Гераклита, элеатов и атомистов на мир, бытие и движение.) Атомисты учили, что смерти не надо бояться. Люди страшатся бессмертия, когда душа страдает в бесконечности мрачного подземного царства бога Аида. Но бессмертие - выдумка. Богам нет дела до людей. Богов бояться не надо. Душа смертна. Атомы души распадаются после смерти. Поэтому не надо страшиться безвременья в подземном царстве Аида. Надо, соблюдая меру, наслаждаться жизнью.
Сократ (469 - 399) считал излишним изучение природы. Он обращал внимание на познание человеком самого себя. Сократ пользовался иронией и майевтикой (греч. maieutike - повивальное искусство) - приемом ставить вопросы, побуждающие собеседника последовательно идти к истине, к получению («рождению») правильных определений, раскрывая через ответы на поставленные вопросы противоречивые стороны предмета. Майевтика и ирония способствовали появлению первой формы диалектики как искусства в споре через сопоставление противоположных суждений постигать суть предмета или давать ему определение (например, таким качествам, как красота, мужество и т.д.). Сократ был привлечен к суду за «введение новых божеств и развращение юношества», обвинен в непочтении к богам и за свое «инакомыслие» осужден на смертную казнь (выпил по приговору суда яд цикуты).
Величайшими философами Древнего мира были ученик Сократа Платон, и учившийся у Платона Аристотель. Платон (427 - 347) заложил основания первой в европейском мышлении системы объективного идеализма. Он учил, что основой всех предметов являются идеи-эйдосы, которые создал Бог-Творец (Демиург). Идеи являются причинами, целями, образцами предметов и понятиями о группах предметов. Идеи образуют пирамиду целей, на вершине которой Бог, он же - Благо. Устремленность всего к Богу-Благу как цели придает системе Платона телеологический (от греч. telos - цель, результат) характер. Бог создал бессмертные души, пребывающие изначально в мире чистых идей и потому знающих трансцендентное основание предметов. Но, вселяясь в рождающихся людей, души забывают об этих сущностях, и потом по появляющимся в чувственном мире видимым предметам припоминают об их сущностях как идеях-эйдосах. Познание, по Платону, - припоминание, опирающееся на априорные (доопытные) знания души. У Платона сохранялось присущее восточным религиозно-философским учениям представление о переселении душ, позже исключенное из европейских философских учений. Платон оставил миру предание о погибшей Атлантиде, вызвавшее неугасающий интерес поколений и огромную литературу.
Аристотельпровел 20 лет в академии Платона (сад героя Академа, в котором располагалась школа) сначала в качестве ученика, а потом учителя. Со временем Аристотеля перестала удовлетворять система Платона («Платон мне друг, а истина дороже»), и он разработал свое философское учение, оказавшееся вариантом объективного идеализма. Каждый предмет, по Аристотелю, есть результат взаимодействия активной и нематериальной формы с пассивной, инертной материей. Оформление косной материи происходит через действие энергии, передающей энтелехию, своего рода душу, образуемому предмету. Формой всех форм у Аристотеля является Бог, приводящий все в движение. В качестве ученого-естественника Аристотель рассматривал природные явления с позиций стихийного материализма. Через несколько столетий, в I веке до н.э., некто Андроник Родосский организовал переписывание («издание») сочинений Аристотеля. Многочисленные сочинения о природе шли под общим названием «Физика» (physike - природа): «О небе», «Физика», «Метеорологика», «О частях животных», «О происхождении животных» и др. Сочинения Аристотеля по логике, этике, философии, психологии у Андроника шли после работ «по физике», располагаясь как бы над нею, и потому получили название «метафизика» (от греч. meta - после, за, то есть то, что после физики или за физикой). Термин метафизика стал обозначать отвлеченное знание, к которому относили богословие, этику, эстетику, логику, философию. В последующие столетия содержание термина «метафизика» менялось. В XVTJ -XX веках термин метафизика обозначал односторонность философствования, которую с XIX века в гегелевской и марксистской философии противопоставляли диалектике, а в позитивизме называли любые, будто бы нежелательные для науки, традиционно философские рассуждения и решения.
Идеалом (образец, прообраз совершенства) на Востоке с возникновением в VI - V веках до н.э. мировой религии буддизма стали принимать Будду (просветленный), достигшего состояния нирваны - малопонятного европейцам состояния блаженной бездеятельности между жизнью и смертью. В античном мире идеалом служил мудрец, способный достичь атараксии - состояния невозмутимости, душевного спокойствия, гармонии.
6.Основные направления и школы философии в Средние века и в эпоху Возрождения.
Освоение этого вопроса имеет определенные сложности. Философия Средних веков в Западной Европе начала формироваться задолго до условно принимаемого начала Средневековья. Начало философии Средних векад^эхносят к I веку, когда складывается новая религиозная идеология. Идея Единого Бога, сотворившего мир, включая человека и других живых существ, составила основу двух новых мировых религий - христианства и мусульманства (ислама) - и оказалась в центре философских размышлений. Философия в средневековой Европе становится христианской, в странах мусульманского Востока - преимущественно мусульманской. Определяющей чертой средневекового миросозерцания становится теоцентризм (от греч. theos - бог). Признается сверхъестественное, сверхприродное (или - «над»природное) существование Бога, Творца естественного, природного мира. Теоцентризм имеет ряд проявлений в мировосприятии, в понимании мира. Прежде всего это креационизм, или признание сотворен-ности мира Богом. Другие проявления теоцентризма - провиденциализм (идея. Божественного промысла, предопределенности Богом всего происходящего). Провиденциализм в повседневной жизни предстает и как фатализм - вера в судьбу, рок, божественную волю (от лат. fatalis - роковой; fatum - судьба, неизбежность, рок). Проявлениями теоцентризма являются идеи религиозной философии истории, религиозной антропологии, богооткровения, спасения, эсхатологии (учение о конце мира и человека), а также символизм (признание предметов и существ объективными символами, выражением некоторого сокровенного смысла божественного творения, например: кедр стал символом чистоты, верности; змей - лукавства, хитрости, коварства; таинственными свойствами наделялись драгоценные камни и другие предметы).
В средневековой Западной Европе философии отводилось место служанки богословия, призванной обосновывать благодетельность христианства и философски «доказывать» правильность религиозных догм. Такую задачу решала апологетика (Юстин, Тертуллиан), начавшая период патристики - творений (сочинений) «отцов церкви», крупных церковных теоретиков-богословов. Среди них Августин Блаженный, И. Дамаскин, каппадокийцы Григорий Богослов, Григорий Нисский, Василий Великий.
Примерно к Vm веку в Западной Европе оформилась схоластика (от лат. schola - школа) как некоторая христианская мудрость, предназначавшаяся для широкого изучения, в том числе и в тогдашних высших школах. Философски осмысливались вопросы о сущности (это Бог-Творец) и существовании (всего созданного, сотворенного Богом), о соотношении веры и разума, о триединстве Бога. Предметом обсуждения могла стать любая строка Писания. Это нередко вело к длительным, практически бесплодным спорам и послужило тому, что термин схоластика со временем стал характеризовать пустопорожние длительные словопрения. «Трини-тарные» споры - о едином Боге и его трех ипостасях (лицах) - вели к философски интересным размышлениям о природе общего (общих понятий, или универсалий), о соотношении общего и единичного. Обсуждение природы общих понятий составило предмет одной из самых, быть может, длительных дискуссий, растянувшейся на сотни лет. Противоположность позиций привела к выделению направлений средневековой схоластики - номинализма и реализма. Номиналисты (И. Росцелин, У. Оккам) полагали, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия (универсалии) - это только имена этих вещей (отсюда от nomina - имя, имена и название направления). Номиналисты признавали приоритет (первенство, главенство) Божественной воли над разумом. Реалисты считали, что общее (универсалии, или понятия) существуют объективно, до вещей, в вещах и после вещей. Единичные вещи лишь несовершенные проявления идеальных, нематериальных универсалий. Божественный разум у номиналистов имел приоритет над волей. Представления реалистов напоминают взгляды Платона на вечные нематериальные идеи-эйдосы, по образу которых образуются предметы. Представителями средневекового реализма являются Ансельм Кентерберийский (XI - начало ХП в.), Фома Аквинский (ХШ в.). Учение Фомы, получившее название томизм (латинское начертание имени Thorn, Thomas по-русски можно прочитать и как Тома), через несколько веков после смерти Фомы было канонизировано, и с середины XIX века специальным решением Римского Папы, главы католиков, объявлено официальной философией католицизма. Фома систематизировал и разрабатывал «доказательства» бытия Бога, учил гармонии веры и разума при приоритете веры.
На Востоке (в Средней Азии) Аверроэс (Ибн-Рушд) выдвинул учение о «двойственной истине», согласно которому существует одна истина - для науки, а другая - для религии (или, как вариант, одна истина - для философии, другая - для религиозной веры). Учение о двойственной истине было проявлением средневекового свободомыслия. Термин свободомыслие выражает добровольный выбор человеком любой религии или неприятие никаких религиозных взглядов. В средние века растет, хотя и медленно, городское население, возрастает роль ремесла, открываются университеты, частные школы. Церковь перестает быть единственным хранителем знаний и источником образования. Эти факторы вели к секуляризации - высвобождению разных сторон личной и общественной жизни из-под непосредственного влияния религии.
Однако прививаемая с младенчества, как было принято, религиозность определяла своеобразие свободомыслия в Средние века. Неприятие ортодоксальных канонических взглядов зачастую выступало в религиозном облачении, в форме ересей. Различные ереси - религиозные же учения и движения, противопоставлявшие себя господствующему вероучению "или принятым догматическим толкованиям религии. Ереси проявлялись по-разкому: в отказе от икон, от профессионально подготовленных служителей культа, в требовании ограничить церковную собственность и т.п. Своеобразным проявлением свободомыслия было обращение к диалектике, вызывавшее сомнение в непоколебимости религиозных догм (например, в работах Пьера Абеляра, Иоанна Дамаскина). Даже в полемике номинализма с реализмом отстаивание противоположных позиций расшатывало убеждение в непререкаемости догм христианства.
Идеалом в Средние века считали человека, целиком посвятившего себя служению Богу и ведущего аскетическую жизнь, усмиряющего грешную плоть через лишении, нередко через отшельничество. На смену Средним векам с их теоцентризмом с конца XTV века приходит эпоха Возрождения, интеллектуальный климат которой характеризуют гуманизм, про-метеизм, пантеизм.
Ограниченность экономических и иных феодальных отношений, выявившаяся за тысячу лет Средневековья, вела к формированию промышленной цивилизации Нового времени, начавшегося с эпохи Возрождения.Название периода XV - XVI веков Возрождением, или по-французски Ренессансом, связано с воспроизведением ряда черт античности, как бы возвратом к прежним образцам культуры Древнего мира. Больше внимания начинает уделяться человеку, рассматриваемому в качестве сотворца Бога. Такое представление о человеке называют прометеизмом (от имени древнегреческого титана Прометея). Главным признаком духовной культуры Возрождения является антропоцентризм (от греч. anthropos - человек). Он приходит на смену космоцентризму древних и теоцентризму средневековых мыслителей. Обращение к человеку и преимущественно к художественно-эстетическому воспроизведению его жизни в разных формах искусства определило гуманизм (от гуманный - человеческий) как одну из особенностей этого периода. Гуманизм проявлялся, в частности, в отходе от прежнего всеохватывающего теоцентризма, в прославлении мощи и творческих возможностей человека как помощника и сотрудника Бога. Образцы гуманизма культуры Возрождения создали выдающиеся творцы разносторонних дарований. Среди них Петрарка, Данте, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Значительные изменения происходили в философии и в науке эпохи Возрождения.
Преобладающей ориентацией философии Возрождения становится пантеизм (от греч. pan - всё и theos - бог) - отождествление (приравнивание) Бога и природы. Своеобразно проявились пантеизм и возрожденческая диалектика у Николая Кузанского. В отличие от неоплатоников, полагавших, что Бог как Единое (минимум) противопоставлен сотворенному им миру как иному (максимуму), Н. Кузанский (Кузанец) стал учить, что Бог - всё и повсюду, ему ничего не может противостоять. Поскольку Бог есть всё, то он бесконечен, а в бесконечности минимум равен максимуму, радиус равен окружности, круг - треугольнику. Кузанец выдвинул принципиально новое положение о совпадении противоположностей. Пантеистическое представление о повсеместном проявлении Бога снимало вопрос о центре мироздания. Это новое представление использовал польский астроном Н. Коперник, совершивший в своем труде «Об обращении небесных сфер» (De revolutionibus orbium coelestium libri...») переворот в космологических взглядах на мироздание. На место прежней геоцентрической системы становилась гелиоцентрическая система. Учение Коперника разделял, пропагандировал и разрабатывал дальше Д. Бруно, сожженный за свои убеждения на костре инквизиции. Черты нового, математического и эмпирически-наблюдательного естествознания разрабатывал математик и астроном Г. Галилей. Идеалом Возрождения стал творческий человек разносторонних дарований. Воплощением идеала могли служить названные имена великих представителей Возрождения, а также персонажи и общественное устройство, описанные в появившемся новом жанре литературы -утопии: «Утопии» Томаса Мора и «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы.
7. Основные направления и школы философии в Новое время и в эпоху Просвящения.
При его рассмотрении следует обратить внимание на широкое использование таких, начавших ранее формироваться основных ориентации, или архетипов, как эмпиризм и рационализм. Их черты появились в рассуждениях мыслителей Древнего мира, но стали объединяться в ведущие ориентации с обострением внимания к проблеме метода и методологии познания. Новые ориентации выдвигаются на авансцену потребностью в интенсивном развитии производства на базе достижений науки и создания новой техники.
Эмпиризм разрабатывался в трудах английских мыслителей Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка. Ф. Бэкон был деистом - непоследовательным материалистом, признававшим, что мир и его законы созданы Богом, который в дальнейшем в изменения мира не вмешивается. Бэкон критиковал схоластику. Он считал, что в познании надо исключить искажающие истину призраки (или - идолы) пещеры, рынка, театра, площади. Эмпиризм Бэкона проявился в представлении о движении к истине путем индуктивного (от частного к общему) обобщения описаний и выводов эмпирически (опытным путем) получаемого знания. Ориентация на эмпирическое знание выражена в работах материалиста Т. Гоббса. Дж. Локк обращал внимание на роль чувств (лат. sensus) - ощущений, восприятий - в эмпирическом познании. Он считал, что нет ничего в знании, чего прежде не было бы в чувствах. Такую позицию называют сенсуализмом. В "педагогике получила известность формула Локка о разуме ребенка как чистой доске, на которой жизнь пишет свои узоры-письмена. С позиций сенсуализма Д. Локк критиковал доводы рационалиста Р. Декарта о врожденных идеях, на которые опираются знания человека.
Представители эмпиризма интересовались также вопросами общественной (социальной) жизни. Т. Гоббс учил о естественном состоянии первобытных людей как «войне всех против всех». Со временем многие люди пришли к выводу о необходимости часть своих суверенных прав передать некоему третьему лицу, которое будет следить за тем, чтобы люди взаимно не истребили друг друга. Таким третьим «лицом» стало государство, или, по Гоббсу, могущественный Левиафан (сказочное, упомянутое в Библии чудовище), обеспечивающее мирную жизнь граждан. Дж. Локк разделял взгляд на юридическое равенство как равенство возможностей разных личностей. Он считал, что личность от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, свободу и собственность. Эта тройственная правовая формула Локка вошла в конституции ряда возникших буржуазных государств.
Ориентацию на эмпирическое познание проявляли и идеалисты, английские мыслители Д. Беркли и Д. Юм. Позицию Беркли передает его высказывание: «Существовать - значит быть воспринимаемым (воспринятым)». По Беркли, ощущения (он называл их идеями) являются исходными элементами, из которых человек конструирует, «собирает» в своих представлениях предметы. Так, яблоко у Беркли - совокупность ощущений (идей) круглого, кисло-сладкого и т.д. Д. Юм высказал сомнение в существовании предметов. Эта позиция скептицизма перерастала в агностицизм, когда Юм утверждал, что человек не может выйти за пределы собственных ощущений и узнать, есть ли что-либо за ними. Как мы уже отмечали при рассмотрении первой темы, любой агностицизм опровергается достижениями материально-производственной деятельности, социальным опытом, развитием науки. Философские воззрения Беркли и Юма относятся к линии субъективного идеализма. Их взгляды на роль ощущений в познании мира называют идеалистическим сенсуализмом.
Яркими представителями рационализма Нового времени были французский философ, математик и физик Р. Декарт, голландский мыслитель Б. Спиноза и немецкий философ, математик и инженер Г. Лейбниц. Р. Декарт признавал одновременное существование двух независимых друг от друга субстанций: 1) материальной с основным свойством (атрибутом) -протяжением и 2) нематериальной, атрибут которой - мышление. Такую позицию называют дуализмом. Как ученый-физик Декарт был материалистом, а как философ оказывался идеалистом. Рационализм Декарта выражает его формула: «Я мыслю, значит существую». Основу теоретического знания Декарта составляют врожденные (можно понять - Богом данные) идеи. Из них, как из аксиом, путем дедукции (движения мысли от общего к частному) выводятся специальные знания о предметах, их свойствах. Критерием истины является ясность, отчетливость и непротиворечивость выводного (дискурсивного) знания. Видное место Декарт отводил интеллектуальной интуиции - постижению истины через мгновенное озарение, решение.
Б. Спинозакак пантеист считал, что Бог повсюду, он равен природе, а природа есть причина самой себя. В «Богословско-политическом трактате» Спиноза провел лингвистический (языковый) анализ ряда текстов Ветхого Завета и впервые показал, что отдельные книги, главы или разделы ветхозаветной Библии написаны не теми авторами, именем которых книги названы. За свои свободолюбивые настроения Спиноза был отлучен от церкви и изгнан из иудейской общины Амстердама. Он вынужден был, чтобы заработать на хлеб, шлифовать линзы. Оптимизм взглядов голландского мыслителя передает его этическое кредо, удачно выражающее и важнейшую задачу философии: «Не плакать, не смеяться, не проклинать, а понимать!»
Г. Лейбниц в «Монадологии» развил учение о нематериальных единицах бытия - монадах, своего рода «духовных атомах». Монады активны и автономны, не имеют «окон и дверей» для получения и передачи сведений о своем состоянии, но, тем не менее, вступают в упорядоченные соотношения. Монада являются основой вещей. Сложные предметы образуются благодаря взаимодействию простых монад, связанных божественной «предустановленной гармонией». Иерархии (подчиненности) отношений монад, на вершине которой высшая монада - Бог, соответствует «лестница существ». В «Теодицее» (Богооправдании) Лейбниц доказывал, что мы живем в лучшем из миров. Положение это неоднократно подвергалось сомнению и ироничной критике (в частности, Вольтером в его «Философских повестях»).
Материализм в XVIII веке разрабатывали французские мыслители Гельвеций, Гольбах, Ламетрй. Характерная особенность этого материализма - механистическая односторонность и непоследовательность идеалистического истолкования явлений общественной жизни. О механистической односторонности, в частности, говорит название книг Ламетри «Человек - машина», «Человек - растение». Некоторые мыслители придерживались мнения, что знание всех действий в каждый момент времени способно осветить прошлое, настоящее и будущее человека (позиция механистического детерминизма - учения об обусловленности явлений). Французские материалисты Гельвеций и Гольбах расширили представление о материи до обозначения всего, что существует вне и независимо от человека. Они обратили внимание на роль отражения в познании мира. Считали, что человек, стремясь к счастью, должен изучать природу и преодолевать иллюзии религии. Одновременно религия считалась допустимой для масс как средство обуздания страстей и упорядочения жизни людей.
Светская философия в России в XVIII веке представлена идеями деистов М.В. Ломоносова и НА. Радищева. В трудах Ломоносова своеобразно выражен естественно-исторический материализм. У Радищева в его «Путешествии из Петербурга в Москву» и в основном философском труде «О человеке, о его смертности и бессмертии» преимущественное внимание уделяется проблеме человека и вопросам социальной жизни людей.
В идеале человека эпохи Просвещения (в основном ХА/Ш век) на первое место выдвигаются деловые качества, высокая образованность, личная честь, изящные манеры, оттесняющие прежние представления о роли знатного происхождения, дворянской чести и т.п. Некоторое своеобразие присуще немецкому, французскому, русскому просвещению. Широкую известность в педагогике получили идеи Ж.Ж. Руссо, высказанные им в романах «Эмиль, или О воспитании», «Новая Элоиза». Философские и социально-политические воззрения деистов Руссо и Вольтера (Франсуа Мари Аруэ) послужили прологом Великой французской революции.
8. Основные направления и школы философии в 19-20 веках.
Содержание последнего вопроса может быть предметом не только нескольких лекций, но и отдельных курсов по русской и современной западной философии. Поэтому мы ограничимся самыми общими рекомендациями и схемами основных направлений философии в XIX - XX веках.
В XIX веке известным представителем идеализма объективного был немецкий мыслитель Г.В.Ф. Гегель. Созданная им система включала логику (диалектическую), философию природы и философию духа. Начиналась система с предвечного существования Абсолютной Идеи (Духа), которая однажды разделилась на Бытие и Ничто. Из их взаимодействия получилось Нечто, которое стало развиваться по ступеням категорий, а затем в формах своего инобытия (иного, другого бытия) воплотилось в природных образованиях. Не было эволюции, сразу же возникли все существа разного уровня - от низших одноклеточных организмов до человека включительно. Абсолютная Идея прошла через разные формы общественного устройства и пришла к высшему воплощению в сословной Прусской монархии. Абсолютная Идея достигла самосознания в гегелевской философии. Систему Гегеля, поскольку там действует Абсолютный Дух (Идея), называют еще абсолютным идеализмом, хотя в содержательном плане учение Гегеля есть объективный идеализм (см. пояснения к первой теме). Ценной для последующих мыслителей оказалась не застывшая система, в которой исключалось развитие в природе и достигались пределы в общественном и духовном развитии. Выдающуюся заслугу Гегеля составляет разработанный им диапектический метод, диалектика как учение о развитии через вызываемые борьбой противоположностей взаимопереходы количественных и качественных изменений с повторением пройденного на новой, более высокой основе (через ритмы отрицания отрицания, или «возвраты якобы к старому»). Диалектика у Гегеля оказалась идеалистической. Развитие было в сфере сознания, духа, и оно шло по ступеням категорий. В философии заслуга Гегеля состоит в разработке системы категорий и трех основных законов диалектики: взаимопереходов количественных и качественных изменений, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания.
Линия идеализма в XIX - XX веках представлена и в русской религиозной философии. В работах B.C. Соловьева и НА. Бердяева философское обоснование религиозных постулатов основывается на доводах разума. В направлении религиозного антиинтеллектуализма (С.Н. Булгаков, Л.И. Шестов, П.А. Флоренский и др.) приоритет отдается чувствам, а разумное начало и критика религиозных доводов с позиций разума считаются несовместимыми с подлинной верой.
В учении положительного всеединства B.C. Соловьева и в персонализме Н.А. Бердяева нашлось место рассуждениям о русской идее. Ее религиозное содержание выводилось из возможности даруемого Богом единства людей на основе православия.
От взглядов MB. Ломоносова и Н.А. Радищева в ХГХ век идет линия материализма в сочетании с рядом радикальных рекомендаций по преобразованию общественной жизни революционеров-демократов Н.Г. Чернышевского, А.И. Ггрцена, Д. И. Писарева.
Особое место в духовной культуре занимает русский космизм, включающий представления:
- о выполнении человеком космической миссии по реализации смыслов Космоса;
- активной деятельности в глобально-космической эволюции (активизм);
- регуляции отношений между человеком и космосом;
- сотворчестве с Богом по преодолению смерти, тления, утверждению вечной жизни. v
Идеи основоположника русского космизма Н.Ф. Федорова (1828 - 1903) и его последователей - представителей религиозной философии B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н Булгакова и др. - составили первую, религиозно-фантастическую («фантазийную») линию русского космизма. Сам Н.Ф. Федоров призывал реализовать практически идею «общего дела» -воскрешения отцов (предков), включая всех когда-либо живших землян. Для размещения новых миллиардов людей предполагалось использовать Землю как большой космический корабль, свободно направляя его движение в Космосе к новым планетам с подходящими для жизни условиями. Федоров высказал и обосновывал новую в конце XIX века идею регуляции отношений человека и природы. Другую линию русского космизма составляют естественнонаучные, с примесью фантазии, работы выдающихся наших ученых-мыслителей В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского. Третью линию русского космизма представляют литературно- публицистические труды В.Ф. Одоевского, А.В. Cyxoeo-Кобылина и ряда других литераторов.
Линия материализма в XIX - XX веках представлена в трудах немецких мыслителей Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса. Л. Фейербахвначале был последователем Г.В.Ф. Гегеля, примыкал к левому крылу младогегельянцев, но разочаровался в мистицизме (фр. misticisme - идеалистическое мировоззрение, основанное на мистике) гегелевской философии и стал разрабатывать направление антропологического материализма. Он утверждал, что для ребенка первым объектом является другой человек. Через общение с ним постигается мир других объектов. Между людьми должны быть не просто хорошие, но любовные отношения, отношения любви Я и Ты. Критикуя религиозные взгляды, и особенно христианство (в частности, в сочинении «Сущность христианства»), Л. Фейербах полагал, что человек человеку - Бог, а развитие общества идет через смену форм религий к новой «религии» - религии любви человека к человеку. Здесь проявилась непоследовательность материалистических взглядов Л. Фейербаха. Критикуя идеализм Гегеля, Фейербах не воспринял, не переработал его величайшее достижение - диалектику. Антропологический материализм Фейербаха был недиалектическим (и в этом смысле - метафизическим, механистическим).
К. Маркси Энгельс, преодолевая ограничения идеализма Гегеля и материализма Фейербаха, осуществили выдающийся синтез идей (архетипов) материализма и диалектики. Они создали принципиально новое учение - диалектический материализм = материалистической диалектике. Идеи материалистической диалектики позволили разрабатывать гносеологию (учение о познании) как теорию динамичного отражения. Диалектико-материалистимеский анализ общественной жизни позволил преодолеть прежде распространенный даже у материалистов «идеализм наверху» в объяснении общественных явлений субъективными решениями отдельных выдающихся личностей. Марксистская философия призывала не только объяснять, но и переделывать мир. С некоторыми дополнениями и установками В.И. Ленина основные положения марксистско-ленинской философии изучались во всех вузах страны до 1990 года.
В первой трети ХIХ века формируется позитивизм, основоположники которого (О. Конт, С. Милль, Г. Спенсер) выступили за устранение традиционной метафизики и за развитие позитивного (положительного) научного знания. Они полагали, что научным должно быть не только естествознание. Науками должны были стать этика, история, психолого-педагогические дисциплины. Позитивизм прошел несколько этапов эволюции: через эмпириокритицизм (философия «чистого опыта») и неопозитивизм к сформировавшемуся в 1970-е годы постпозитивизму. В неопозитивизме философия стала рассматриваться как деятельность по анализу языка науки, выяснению и уточнению смысла слов.
Общим для всех разновидностей позитивизма является пренебрежение к «метафизике» и признание ведущей роли факта, понимаемого как вид предложения, получивший чувственное подтверждение, то есть в духе субъективно-идеалистических трактовок Беркли и Юма. Позитивистские разработки по анализу языка примерно с начала 1950-х годов стали называть аналитической философией (ее истоки можно отнести к 1920-м годам).
Постпозитивисты (Т. Кун. П. Фейерабенд, К. Поппер и др.) обратили внимание на новые про