Понятие культуры и цивилизации

Следует отметить, что термин «культура» происходит от ла­тинского слова cultura — возделывание, обработка, воспитание, развитие. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение ее человеком с целью получения хорошего урожая.

Философы эпохи Возрождения определили культуру как средство формирования идеальной универсальной личнос­ти — всесторонне образованной, воспитанной, благотворно влияющей на развитие наук и искусств, содействующей укреп­лению государства. Они поднимали и проблему цивилизации как определенного общественного устройства, отличного от варварства.

В XIX в. сложилась теория эволюционного развития куль­туры. Ярким представителем этой культурологической кон­цепции был выдающийся английский этнограф и историк Э.Б.Тайлор (1832—1917). В понимании Тайлора, культура — это только духовная культура: знания, искусство, верования, правовые и нравственные нормы и т.п. Тайлор отмечал, что в культуре много не только общечеловеческого, но и специфи­ческого для отдельных народов. Понимая, что развитие куль­туры— это не только ее внутренняя эволюция, но и результат исторических воздействий и заимствований, Тайлор подчер­кивал, что культурное развитие совершается не прямолиней­но. Однако, как эволюционист, он основное внимание сосре­доточил на доказательстве культурного единства и единообра­зия развития человечества. Вместе с тем им не отрицалась возможность регресса, попятного движения, культурной дег­радации. Существенно, что взаимоотношение культурного прогресса и регресса Тайлор решает как преобладание первого над вторым.

Теория единой линейной эволюции Тайлора была подверг­нута критике в конце XIX в., с одной стороны, неокантианцами и М.Вебером, с другой стороны, представителями «философии жизни»-—О.Шпенглером и А.Тойнби.

Неокантианец Риккерт, например, предлагает рассматри­вать культуру как систему ценностей. Он перечисляет такие , ценности, как истина, красота, надличностная святость, нрав­ственность, счастье, личная святость. Ценности образуют осо­бый мир и особый вид деятельности, выражающий некоторый срез духовного освоения мира человеком. Виндельбанд подчер­кивает, что культура — это сфера, в которой человек руковод­ствуется свободным выбором ценностей в соответствии с их по­ниманием й осознанием. Согласно неокантианству, мир цен­ностей — это мир долженствования: ценности находятся в со­знании, их воплощение в действительность создает культур­ные блага.

Представители «философий жизни», как и неокантианцы, резко разграничивают природу и историю. Как уже отмечалось (см. главу II), история, по Шпенглеру, — это смена отдельных замкнутых культур, исключающих единый исторический про­цесс. Вея культура переживает те же возрасты, что и отдель­ный человек: детство, юность, возмужалость и старость. Судь­ба заставляет культуру пройти путь от рождения до смерти. Судьба, по Шпенглеру, — это понятие, которое невозможно объяснить, его надо чувствовать. Судьба направляет путь куль­туры, а ее конкретное содержание определяется душой народа. Культура умирает после того, как душа осуществит все свои возможности — через народы, языки, вероучения, искусство, государство, науку и т.п. Культура, по Шпенглеру, —это внеш­нее проявление души народа. Под цивилизацией он понимает последнюю, заключительную стадию существования любой культуры, когда возникает огромное скопление людей в боль­ших городах, развивается техника, идет деградация искусства, народ превращается в «безликую массу». Цивилизация, счита­ет Шпенглер, — это эпоха духовного упадка.

Сегодня существует большое количество культурологичес­ких концепций. Это концепции структурной антропологии К. Леви-Строса, а также концепции неофрейдистов, экзистенциалистов, английского писателя и философа Ч. Сноу и др.

Многие культурологические концепции доказывают невоз­можность осуществления единой культуры, противоположность культуры и цивилизации Запада и Востока, обосновывают технологическую детерминацию культуры и цивилизации.
Мы указали на некоторые историко-философские подходы к
исследованию культуры и цивилизации. Итак, что же такое
культура?

Следует согласиться с многочисленными исследователями, что культура — это сугубо социальное явление, связанное с жизнедеятельностью человека. Такое определение отражает в культуре лишь самое общее, так как то же самое мы можем ска­зать и о человеческом обществе. Значит, уже в самом опреде­лении понятия «культура» должно содержаться и то, что отличает ее от понятия «общество». Было замечено, что слитность культурного и социального существует лишь на очень низкой ступени развития общества. Как только начинается общест­венное разделение труда — отделение земледелия от скотовод­ства, ремесла от земледелия; торговли от земледелия, скотоводства и ремесла, так начинается нарастание собственно соци­альных проблем.

Конечно, процессы культуры протекают в неразрывной связи со всеми общественными явлениями, однако они имеют и свою специфику: вбирают в себя общечеловеческие ценности. При этом творчество культуры не совпадает с творчеством истории. Для того чтобы эти процессы понять, необходимо раз­граничить, например, материальное производство от матери­альной культуры. Первой представляет сам процесс производ­ства материальных благ и воспроизводства общественных от­ношений, а вторая представляет собой систему материальных ценностей, в том числе включенных в производство. Конечно, культура и производство связаны друг с другом: в области про­изводства культура характеризует достигнутый человеком тех­нический и технологический уровень, степень внедрения до­стижений техники и науки в производство. В то время как соб­ственно производство материальных благ — это порцесс созда­ния новых потребительных стоимостей.

Точно так же неправомерно отождествлять духовное произ­водство с духовной культурой. Духовное производство — это производство всевозможных идей, норм, духовных ценностей, а духовная культура—это и производство самих духовных ценностей, и их функционирование и потребление, в том числе в образовании, воспитании, различных формах человеческой жизнедеятельности и общения. И здесь между духовным про­изводством и духовной культурой существует теснейшая связь и взаимодействие, но одно к другому при этом не сводится. Духовная культура включает в себя духовное производство и детерминирует его. а духовное производство содействует разви­тию духовной культуры.

Как видим, стремление выяснить проблему соотношения культуры и общества с необходимостью ведет к пониманию культуры как системы материальных и духовных ценностей, вовлеченных в социально-прогрессивную творческую деятель­ность человечества во всех сферах бытия и познания, его общественные отношения, общественное сознание, социальные институты и т.д. Система духовных ценностей — это система нравственных и других социальных норм, принципов, идеалов, установок, их функционирование в конкретно-исторических условиях. Необходимо отметить, что культура не сводится к ценностям как готовым результатам. Она вбирает в себя сте­пень развития самого человека. Без человека нет культуры, как нет культуры в статичном состоянии. Культура неотделима от всей жизнедеятельности человека, который является ее носи­телем и творцом. Человек есть существо прежде всего культур­но-историческое. Его человеческие качества есть результат ус­воения им языка, ценностных ориентации общества й той со­циальной или национальной общности, к которой он относит­ся, а также опыта и навыков к труду, традиций, обычаев, ду­ховных и материальных ценностей, доставшихся от предшест­вующих поколений и создаваемых им самим.

Наши рекомендации