Основные черты философии эпохи Возрождения — антропоцентризм, гуманизм

С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Возрождения, которая создала, свою блестящую культу­ру. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; раз­виваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги; огнестрельное оружие; Колумб открывает Америку; Васко да Гама, обогнув Африку, нашел морской путь в Индию; Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает ша­рообразность Земли; возникают география и картография как научные дисциплины; вводятся символические обозначения в математике; появляются научная анатомия и основы физиологии; возникает «ятрохимия», или медицинская химия, стремящаяся к познанию химических явлений в человеческом организме и к изучению лекарств; огромных успехов достигает астрономия.

Но самое главное — была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения.

Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму, «потусто­роннему» призрачному миру. Петрарка, неутомимо собирав­ший древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных сол­дат и раздираемой враждой феодальных тиранов. Боккаччо в своем «Декамероне» высмеивает развратное духовенство и тунеядствующее дворянство, прославляя пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан. Са­тира «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, остроумные, полные издева­тельства и насмешек «Письма темных людей» Ульриха фон Гуттена выражают гуманизм и неприемлемость старой средневе­ковой идеологии.

Огромное влияние на развитие идей гуманизма оказали за­мечательные итальянские живописцы, скульпторы и архитек­торы Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Свои творения — произведения живописи, скульптуры и архитекту­ры/работы по математике, биологии, геологии, анатомии Лео­нардо да Винчи посвящает человеку, его величию. Как автор «Тайной вечери», «Джоконды» и ряда других всемирно извест­ных шедевров, он оказал могучее влияние на гуманистические принципы эстетики эпохи Возрождения.

Микеланджело Буонарроти в своих полотнах «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждал физическую и духовную красоту че­ловека, его безграничные творческие возможности.

Вся культура Возрождения, ее философия наполнена при­знанием ценности человека как личности, его права на свобод­ное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений — челове­ческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневеко­вой схоластике и духовному господству церкви.

Далее, гуманизм эпохи Возрождения утверждается через ценностно-моральный акцент философии и литературы. Уже простой перечень работ философов эпохи Возрождения дает представление об этом: «О преимуществе и превосходстве чело­века» — Фацио, «О наслаждении как истинном благе» — Лорен-цо Балла, «О благородных нравах и свободных науках» — Верд-жерио, «О достоинстве» — Манетти, «Против лицемерия» (два разных трактата с этим названием, напитанные Леонардо Бруни и Поджо), «О благородстве законов и медицины» — Са-лютати, «О средствах против счастливой и несчастливой судь­бы» — Петрарка и т.д.[35]

Новая культура и философия появились в Италии. В даль­нейшем Возрождение охватило и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Именно та роль, которую играла античная культура в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи, как эпохи Возрождения, или Ренес­санса.

Каковы же основные черты философии эпохи Возрожде­ния? Во-первых, это отрицание «книжной мудрости» и схолас­тических словопрений на основе исследования самой приро­ды; во-вторых, использование прежде всего материалистичес­ких произведений философов античности — Демокрита, Эпи­кура; в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвертых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Исследова­тели различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения: 1. Реставрация и приспособление античной фи­лософии к требованиям нового времени — XV в. 2. Возникно­вение собственной своеобразной философии, основным тече­нием которой была натурфилософия — XVI в.

Обращают на себя внимание философские воззрения итальянского гуманиста Лоренцр Балла (1407—1457). Он создал этическое учение, одним из источников которого явилась этика Эпикура. Основа всех размышлений Лоренцо Баллы на
темы этики — это мысль о стремлении всего живого к самосо­хранению и исключению страданий. Жизнь — высшая ценность, а поэтому, весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости[36].

Балла отказывается рассматривать человека в духе аристо-телевско-томистской традиции, согласно которой человек счи­тался причастным Богу через двойственный характер души как неразумной и разумной, смертной и бессмертной. Балла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет такие ее функции, как память, разум, воля. Все способности души рас­познаются в ощущениях: зрении, слухе, вкусе, обонянии и ося­зании. Балла — сенсуалист: он считает ощущения единствен­ным источником познания мира и моральной деятельности.

Ощущения имеют основное значение и в его этическом уче­нии. Он пытается осмыслить такие чувства, как благодар­ность, расположение к человеку, наслаждение, гнев, жадность, страх, мстительность, жестокость и др. Наслаждение опреде­ляется Валлой, как «благо, к которому всюду стремятся и кото­рое заключается в удовольствии души и тела», и именно на­слаждение объявляется «высшим благом».

Лоренцо Балла подчеркивает различие между тем, как он понимает высшее благ, и тем, что под высшим благом пони­мает Августин. У Августина высшее благо — это блаженство, связанное с познанием высших абсолютных истин и самого Бога. У Баллы высшее благо — это любое наслаждение, полу­чаемое человеком в своей жизнедеятельности, если оно явля­ется его жизненной целью. В работах Баллы мы встречаем такие понятия, как «личное благо», «личный интерес». Именно на них строятся отношения людей в обществе[37].

Аскетическим добродетелям он противопоставляет светские добродетели: добродетель не только в перенесении бедности, но и в том, чтобы разумно пользоваться богатством; не только в воздержании, но и в браке; не только в послушании, но и в том, чтобы мудро управлять. Попытка вывести нравственность из природы человека была очень важной для идеологии гума­низма. Исследователи считают, что в разработке проблем этики Лоренцо Балла занимает место между Эпикуром и Гассенди.

Если Лоренцо Балла — гуманист первого периода Возрожде­ния, то Мишель Монтень(1533—1592) — второго периода.

М. Монтеня называют «последним гуманистом». Если мы пере числим названия глав его книги «Опыты», то поймем, что Монтень пишет нечто вроде «учебника жизни»: «Час переговоров - опасный час», «О наказании за трусость», «Выгода одного — ущерб другого», «Об умеренности», «О законах против роскоши» «О бережливости древних», «О возрасте», «Различными средствами можно достичь одного и того же», «О родительской любви» «О славе», «О жестокости», «О самомнении», «О трех видах общения» и др. Первоначально «Опыты» задумывались как изложение извлеченных им из морально-философских сочинений античности (Плутарха, Сенеки) поучительных примеров, анек­дотов, афоризмов. Однако он вскоре почувствовал, что от нуждаются в комментариях, причем довольно основательных, базирующихся на личном опыте.

Всю свою жизнь Монтень корректировал, дополнял «Опыты», поэтому они содержат разные точки зрения автора, известную противоречивость, которую Монтень и стремился устранить. Он искал истину.

Он выступал против теоцентристской концепции, которая идет от Фомы Аквинского: Бог — абсолютное бытие, а человек, как его творение — исключительное существо, которому дано, пользуясь средствами разума, бесконечно приближаться к этому бытию, проникать в «первопричину», в самую сущность вещей... Монтень не соглашается с таким антропоцентризмом; его антропоцентризм иной: он предлагает рассмотреть челове­ка, «взятого самого по себе, без всякой посторонней помощи, во­оруженного лишь своими человеческими средствами и лишен­ного божественной милости и знания, составляющих в дейст­вительности всю его славу, его силу, основу его существа...»[38].

Монтень ориентируется на скептицизм в поиске истины, в ответах на возникающие вопросы. Но его заботит не просто поиск истины, но также способы и пути, ведущие к ней и тем самым помогающие ответить на вопрос: «Как прожить челове­ку жизнь?» В отличие от скептиков Монтень не отказывается от истины, он исследует разнообразные точки зрения. Но для него истина одна, едина и неделима: ею либо можно владеть полностью, либо не владеть вовсе. Сомнение Монтеня направ­лено на активизацию разума, а не на его отрицание.

Своими философскими рассуждениями Монтень дал мощ­ный заряд как позднему Возрождению, так и философии Ново­го времени. Его «Опыты» представляют несомненный интерес и для современных людей.

Одним из первых социальных философов эпохи Возрожде­ния, отвергших теократическую концепцию государства, со­гласно которой государство зависит от церкви как якобы выс­шей власти на Земле, был Никколо Макиавелли. (1469—1527). Ему принадлежит обоснование необходимости светского госу­дарства: он доказывал, что побудительными мотивами дея­тельности людей является эгоизм, материальный интерес. Люди, заявлял Макиавелли, скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества. Именно в силу изначального зла челове­ческой природы, стремления к обогащению любыми способа­ми возникает необходимость обуздания этих человеческих ин­стинктов с помощью особой силы, каковой и является государ­ство. В своих произведениях «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Князь» флорентийский философ приходит к убеждению, что именно право, юридическое мировоззрение людей, которое может воспитать только государство, а не цер­ковь, создаст необходимый порядок в обществе.

Макиавелли заявляет, что церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духов­ную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить
государству. В трактате «Государь» он рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. К ним он относит поведе­ние государя по отношению к подданным и союзникам, имея в виду, что человек не может иметь одни только добродетели или неуклонно им следовать. Поэтому благоразумному государю
следует избегать тех пороков, которые могут лишить его госу­дарства, от остальных же воздерживаться по мере сил, но не более. Так, хорошо иметь славу щедрого государя, но вместе с
тем, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе.

Макиавелли рассматривает и такие вопросы: «Что лучше: внушать любовь или страх?», «Как государи должны держать слово?», «Каким образом избегать ненависти и презрения?», «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?», «Со­ветники государей», «Как избежать льстецов?» и др. Очень со­временно звучат многие советы Макиавелли. Так, он утверждает, что «об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает»[39].

Макиавелли также предупреждает о такой слабости, от ко­торой трудно уберечься правителям, если их не отличает осо­бая мудрость и знание людей, — это лесть. Он считает, что бла­горазумный государь должен найти несколько мудрых людей и им предоставить право высказывать все, что они думают, не боясь государя, и при этом советники должны знать, что чем безбоязненнее они выскажутся, тем более угодят государю. Од­нако государь должен идти к принятию решения сам[40].

Макиавелли подводит к выводу, что все средства дозволены для достижения политических целей, и хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали в поведе­нии, он может с ними не считаться в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти. Князь, всту­пивший на путь создания сильного государства, должен руко­водствоваться политикой «кнута и пряника», сочетая в себе ка­чества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, веро­ломство — все это дозволено в политике, направленной на ук­репление государственной власти.

Впоследствии действия политиков, которые пренебрегают нормами морали при достижении политических целей, безза­стенчиво использующие антигуманные средства для достиже­ния поставленных целей, получили название макиавеллизма. Не Макиавелли изобрел эти принципы, он их увидел и обобщил, и они встречаются на каждом шагу в человеческой истории.

Крупными представителями социально-философской мы­сли XVI в., обосновывавшими необходимость создания сильно­го централизованного государства, были во Франции Жан Боден (1530—1596),написавший «Шесть книг о республике», в Польше — Анджей Моджевский (1503—1572), выдвинувший в трактате «Об исправлении государства» программу обществен­ного переустройства.

Социально-философская мысль эпохи Возрождения была также связана с именами Томаса Мюнцера (1490—1525) — не­мецкого революционера, вождя крестьянских масс в Реформа­ции и крестьянской войне 1524—1526 гг. в Германии; англий­ского гуманиста Томаса Мора (1478—1535) — автора книги «Утопия»,которая сделала его первым представителем утопи­ческого социализма; итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568—1639), написавшего знаменитое сочинение «Город Солнца».

Наши рекомендации