Средневековая арабоязычная философия

Арабская философия в средние века развивается не только в лоне мифологии и религии, но и в лоне науки. Известны ус­пехи арабских ученых в математике, астрономии, географии, медицине, истории, алхимии. Арабские философы, бывшие обычно врачами, астрономами, путешественниками, тяготели к естествознанию и опыту больше, чем к абстрактным рассуж­дениям.

Крупными представителями философской мысли Востока являются видный среднеазиатский философ, ученый-энци­клопедист, один из основоположников аристотелизма на Ближнем и Среднем Востоке Аль-Фараби; великий ирано-тад­жикский философ и врач Ибн Сина (Авиценна); выдающийся ирано-таджикский математик, астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям; арабо-испанский врач и философ Ибн-Рошд (Аверроэс) и другие.

Аль-Фараби (870—950) принадлежит около 100 работ по философии и истории естественных наук. Он исходил из того, что средствами познания являются науки, которые подразделял на теоретические (логика, философия и естественные науки) и,
практические (этика и политика). Первенство в системе наук он отдает логике, которая позволяет человеку отличить истинное знание от ложного. Отсюда философ придает большое зна­чение разуму человека[31]. Именно философия позволяет Человеку понять сущность бытия. Оно «едино» и в то же время многое». Такое состояние бытия есть результат эманации, т.е. истечения различных «сред бытия» из «единого». Сам мир предстает у Аль-Фараби в виде девяти заключенных друг в друга сфер-небосводов, в которых живут души, выступающие причиной вращения этих сфер вокруг Земли. Движение сферы-небосводы получили от первотолчка.

Аль-Фараби использовал аристотелевское учение о форме и материи для объяснения многообразия мира. Он не соглашал­ся с Платоном в вопросе бессмертия души, ибо считал ее появление и смерть одновременными с появлением и смертью тела. Отсюда теория познания у Аль-Фараби — это не теория воспоминания, как у Платона, а теория познания мира в единстве чувств и разума, когда разумная душа постигает природу вещей, используя показания чувств. Сущность вещей познается умом, который должен прежде всего опираться на логику, но использовать материал, поставляемый органами чувств.

И хотя Аль-Фараби допускает существование бога в качестве первопричины бытия и перводвигателя, его философия выражает стремление разобраться в сложнейших вопросах познания и бытия. Именно поэтому философ так тщательно исследует состояния бытия, его формы: простые элементы — воздух, огонь, землю, воду; а также минералы, растения, животных, человека и небесные тела. Тем самым он подчеркивает объек­тивное существование внешнего мира[32]. Его философские взгляды оказали сильнейшее влияние на развитие арабоязычной философии.

Наиболее выдающимся философом Средней Азии, а также Ирана в средние века был уроженец Бухары, таджик по проис­хождению Ибн Сына (Авиценна) (ок. 980—1037). Он написал (более 300 трудов, среди которых такие знаменитые, как «Книга исцеления» и «Книга знания». Анализ наследия Ибн Сины свидетельствует о необычайно 1 широком круге его интересов, о его подлинно энциклопедической образованности. Он предложил классификацию наук путем их деления по объектам исследования.

Ибн Сина выдвинул положение о том, что природа изна­чальна и неуничтожима, что ее законы не меняются произвольно и доступны человеческому познанию, что душа обусловлена деятельностью тела и ее индивидуальное бессмертие невозможно.

Ибн Сину не без основания называют «философом бытия», так как наиболее оригинальной частью его философии является учение о бытии. Он рассматривает два вида бытия—Необходи­мо-Сущее и Возможно-Сущее бытие. Необходимо-Сущее бытие — это непреложное бытие — духовная сущность. Оно «чистое», «доброе», «чистая истина» и «чистый разум». Необходимо-Сущее напоминает «Единое» (Добро) Платона и Плотина I перводвигатель» Аристотеля. Возможно-Сущее — это природа материальный мир во всей его изменчивости и многообразии. Между Необходимо-Сущим и Возможно-Сущим имеется постоянная связь: это связь духа и природы. Раз дух вечен, а он неразрывно связан с природой, то и природа вечна. Таким об­разом, философия Ибн Сины является объективно-идеалисти­ческой. Однако у Ибн Сины Необходимо-Сущее не творит мир, а эманирует (позднелатинское emanatio — истечение) его (как у Аль-Фараби). Другими словами, все вещи существующего мира как бы истекают (исходят); из единого начала. Интересно то, что в эманации, как ее представляет Ибн Сина, угадана им самоэволюция природы. Он рассматривает возникновение мира минералов, его переход к миру растений, затем к миру животных, а из него — к миру разумных существ.

Ценной для историко-философской мысли является и тео­рия познания Ибн Сины. Она имела прочную естественно-на­учную основу и была материалистической по своим основным положениям. Ибн Сина не сомневался в объективном сущест­вовании предметов познания, а само познание рассматривал как отражение образа вещей в данных чувств и разуме позна­ющего. Однако Ибн Сина отдавал дань своему времени, ут­верждая, что познание — это соединение души с деятельнос­тью разума, в котором запечатлены образы всех явлений мира. В трудах Ибн Сины проводится анализ таких важных гносе­ологических проблем, как непосредственное и опосредованное знание, истинность знания, роль интуиции в познании.

Много внимания уделил философ разработке проблем логи­ки. Он определяет логику как науку о законах и формах мысли, которые извлечены из природы самой мысли безразлично к ее конкретному содержанию. Логика — наука об истине, которая изучает формы суждения и процесс доказательства[33].

Следует отметить, что философское и научное творчество Ибн Сины оказалось важным связующим звеном единой куль­турной традиции человечества. Ибн Сина стимулировал даль­нейшее развитие не только восточной, но и западной культуры и науки. Достаточно сказать, что его «Канон врачебной науки» в течение целых шести столетий служил учебным пособием для медиков Европы, где его воспринимали как своего рода медицинскую Библию. Всемирную известность получила также его медицинская поэма, написанная на арабском языке в стихах. Это, по существу, миниатюрный «Канон врачебной науки». Идеи Ибн Сины о бескорыстном служении Прекрасной Даме, изложенные им в «Трактате о любви», легли в основу поэзии трубадуров, миннезингеров, а в конце европейского средневе­ковья породили дантевскую концепцию любви. Не случайно Данте упоминает имя Авиценны (Ибн Сины) среди величайших мыслителей всех времен и народов.

Блестящего подъема философия и наука достигли в средние века в Испании. В ней жил и творил величайший арабский фи­лософ и врач Ибн-Рошд (Аверроэс) (1126—1198).

Учение Ибн-Рошда основывалось на натуралистических концепциях Аристотеля, которого он ставил «выше всех фило­софов». «Учение Аристотеля есть высшая истина, потому что его ум был пределом человеческого ума», — писал Ибн-Рошд. Особенно он высоко ценил логику Аристотеля. Большинство философских произведений Ибн-Рошда представляют коммен­тарии к сочинениям Аристотеля.

Ибн-Рошд рассматривает мир как вечный и необходимый процесс, в основе которого лежит праматерия. Он отвергает по­нимание материального мира как «возможного» бытия. Мате­рия и форма не существуют отдельно друг от друга: их можно разделить лишь мысленно. Бытие Бога не предшествует мате­рии, а совечно ей. Функция Бога состоит в том, чтобы превра­щать возможности, внутренне присущие материи, в действи­тельность. Движение вечно, творения природы Богом не суще­ствует. Все эти идеи излагались и Ибн Синой.

Ибн-Рошд выдвигал три основные философские идеи, в ко­торых выражалась борьба науки с религией: вечность матери­ального мира; наличие необходимой причинной связи всех яв­лений мира; все индивидуальное по своей природе смертно, че­ловеческая душа тоже смертна. Бессмертие души, утверждал философ, — это «химера», а загробная жизнь «фикция». Бес­смертен не отдельный человек, а человеческий род в целом. Од­нако бессмертен и всеобщий разум, как воплощение связи ду­ховной жизни всех поколений, как сверхиндивидуальный ин­теллект, посредством которого человечество в любой момент. Созерцает абсолютную истину. Таким образом, разум не при­надлежит отдельной, индивидуальной душе, и поэтому он один и тот же у всех людей, и все отдельные люди лишь постольку разумны и познают истину, поскольку они причастны единому;
всеобщему разуму.

Понимание разума как всеобщего, объективного, единого во всем человеческом роде и привходящего в душу отдельного че­ловека получило название аверроизма[34].

Вступив в противоречия с ортодоксальной мусульманской
догматикой и в проблемах онтологии, и в проблемах гносеоло­гии, Ибн-Рошд разрабатывает теорию двойственной истины. В ней он предлагает различать истины философские и ис­тины богословские. То, что может быть истинным в филосо­фии, заявлял Ибн-Рошд, в религии (теологии) может быть ложным и наоборот. Ибн-Рошд размежевал сферы философии и религии: религиозные предписания учат, как человек
должен поступать, а философия учит постигать абсолютную
истину. Кроме того, философия — это теория, а религия — больше область практики. Положение о двойственной истине выявляло противоречие средневекового миросозерцания — противоречия между научными устремлениями и религиозными догматами.

Идеи Ибн-Рошда получили распространение в Европе в XIII—XIV вв. и окончательно изжили себя к началу XVII в. в связи с кризисом аристотелевской физики и космологии.

Глава III.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Наши рекомендации