Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.

Ф эпохи Возрождения (14-16 вв.) – это переходный период от средневековья к Новому времени, когда происходит возрождение античной культуры, эпоха становления товарно-денежных отношений и первоначального накопления капитала.

Ф в этот период характеризуется следующими принципами: поиск жизненных ориентиров, соответствие новым социальным условиям; обоснование идеи доверия к естественному человеческому разуму; заложение основ Ф, свободных от религиозно-мировоззренческих предпосылок; антропоцентризм (Ч - центр мира); гуманизм; пантеизм (растворение Бога в природе). Выделяют 3 переходных периода: раннее, высокое и среднее Возрождение. 3 основные проблемы: Ч, общество и природа.

Первые идеи о Ч как свободном существе появляются в произведениях художественной литературы (Данте, Петрарка, Бокаччо). Они переосмыслывают характер отношений между Ч и Богом. По Данте Бог и человек существуют в единстве. Ч является продуктом реализации возможностей собственного разума. Петрарка возвышает достоинства человеческой личности, показывает уникальность внутреннего мира Ч. Одно из ключевых мест в Ф Николая Кузанского занимает учение о Боге. Обожествляя Ч, Кузанский высказывает мысль о творческой сущности Ч, основу которого составляет его ум. Ч в познавательной деятельности, опираясь на чувства, рассудок и разум не способен к точному представлению о сущности мира, ибо божественные пути непостижимы. Анализ Ч как высшее земное существо, представляли философы эпохи Возрождения, рассматривая его как существо, наделенное любовью и свободой воли, позволяя Ч творить самого себя.

Другой важной проблемой Ф Возрождения является проблема развития общества. Можно выделить 2 основных подхода при решении этой проблемы.

1-й подход предложил Макиавелли. По его мнению, движущей силой развития общества является частная собственность, материальный интерес.

Противоположной точки зрения придерживаются социалисты-утописты: Мор, Компаннело. По их мнению, человеческая собственность ухудшает состояние общества, является источником зла и несправедливости, поэтому в целях осуществления принципа справедливости необходимо ликвидировать частную собственность, заменив ее общей.

Третья проблема – проблема природы. Представители натурфилософы: Коперник, Бруно, Галилей. Коперник осуществил переход от геоцентрической теории к гелиоцентрической. Бруно математически доказал, что планеты вращаются не по правильным круговым орбитам, а по вытянутым. Солнце не может быть центром Вселенной, а бесконечность не имеет центра.

Таким образом, Ф эпохи Возрождения по-новому решает проблемы Ч, общества и природы. Центральной фигурой ее является Ч, представляющий единство интеллекта и нравственности. Ф эпохи Возрождения – родоначальник автономной Ф, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.

12. Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).

Френсис Бэкон (1561 – 1626) ( «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и приумножении наук») Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая Атлантида»). В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение отношения к проблеме истины. Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется как индивидуум и как член общества. Познание начинается с освобождения от идолов:Призраки рынка (толпа), пещеры (мнение человека), театра (авторитеты учёных, философов), рода (представления рода). Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактовà движение от частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разумà наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент – активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода: Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения. - student2.ru аналитическое исследование Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения. - student2.ru опыт, подтверждённый экспериментом Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения. - student2.ru чувственный опыт

Томас Гоббс (1588 – 1679) Предмет философии по Гоббсу: Главная область философии – социальная концепция. Г. поддерживает сенсуализм, то есть чувственный опыт в процессе познания. «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое было бы порождено первоначально целиком или частично в органах ощущений». Наука связана с всеобщностью знания, что невозможно почерпнуть только от чувственного опыта. Г. приближается к Декарту, но с некоторыми акцентами. Особую роль он отводит языку и отождествляет с ним мышление. Язык – разновидность опыта, он переводит нашу внутреннюю речь во внешнюю. Г. развивает знаковую концепцию языка: «Общее – это языковой знак, закреплённый в слове». Язык возникает в результате социального общения. Основа знания – дефиниция – точное определение слов, которое фиксирует общее значение. Механистическая концепция мира. Главное свойство – внешняя протяжённость Пространство – конечная протяжённость конечного тела. Время – образ движения. Реально же существует только движение единичных тел. А время существует только в мышлении. Понимание человека также связано с механистической моделью мира. «Жизнь – лишь движение членов»à механистический материализм, отказ от декартовой идеи «разумной души». Джон Локк (1632 – 1704) За активное участие ев борьбе с абсолютизмом был изгнан из страны. ( «Трактат о государственном управлении», «Письма о веротерпимости», «Опыт о человеческом разуме»). Л. оспаривает идею врождённых идей. Он обращается к тому, как разум доходит до истины: Первый этап познания – ощущение, так включается абстрагирующая способность ума. Источник идеи – ощущения (на основании опыта) или рефлексии (ум исследует приобретённые идеи, то есть деятельность ума внутри самого себя). Существуют простые и сложные идеи. При формировании простых идей (пример: идея тепла) ум пассивен, но на их основе формируются сложные, и тогда ум активен. Идея – то, что является объектом мышления. Ощущения и образы фантазии – тоже идеи по сути своей. В процессе познания участвует внешний и внутренний опыт. Первичные качества: протяженность, форма, число, плотность, движение или покой – это свойства всех тел. Вторичные качества – то, что доводится до нашего сознания органами чувств. Вторичные качества зависят от первичных. Первичные качества являются более важными, так как постигаются более, чем одним чувством и, следовательно, наделены большей объективностью. Познание: первая ступень – интуитивное познание, вторая ступень – демонстративное познание. В познании участвуют интуиция и доказательство. Говоря о познании, Локк обращается к Богу: «В нашем познании участвует божественное откровение, добрая воля и благость Творца». Л. противостоит Декарту в мысли об активном мышлении в познании:



Декарт Локк
Мышление главное в познании. непрерывно. Мышление всегда конкретно, прерывисто

13. Рационализм Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

Рене Декарт(1596 – 1650) («Рассуждение о методе», «Правило о руководстве ума», «Метафизические размышления») Вся философия подобна древу: ствол её составляет физика, а крону этика, математика и медицина. Знание необходимо человеку, чтобы стать властелином природы. Путь познания: от общего к частному. Интуиция – это первая ступень в познании, начальный пункт дедуктивной цепочки. Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению.. «Я мыслю, следовательно, я существую» Наивысшая причина мысли – Бог. Для Д. важен принцип развития во времени. Он выделяет две субстанции: телесную Главный принцип – протяжённость духовную Главный принцип – мышление Душа мыслит непрерывно. Существуют два типа качеств: Первичные (для них характерна протяжность (логическое мышление и познание)) Вторичные: цвет, вкус, запах, вес и т. д. (их нельзя считать объективными, так как они возникли как реакция нервной системы). Человек в процессе познания вырабатывает три класса идей: «Приобретённые идеи» - при непосредственном контакте чувств человека с миром. «Сотворённые идеи» - образуются на основе приобретённых, к которым мы примысливаем что-то своё. «Врождённые идеи» - не зависят от чувственного опыта. Они неизменны, независимы от воли, ясны, отчётливы, просты. Первичнее врождённых идей – идея Бога.

Философская система Спинозы - пантеизм, утверждающий тождество безличного бога с единой бесконечной субстанцией, постигаемой нечувственным разумом и даже собственно интеллектуальной интуицией как высшей его способностью. Субстанция порождает мир конкретных предметов и явлений природы, называемых Спинозой модусами. Взаимодействие последних детерминировано - подчиняется математическим и механическим законам. Среди модусов важнейшее место занимает человек, истолкование моральной и социальной деятельности которого находилось в фокусе философских интересов Спинозы. Во взглядах на общество Спиноза, один из виднейших представителей теорий "естественного права" и "общественного договора". Огромное атеистическое значение имела библейская критика Спинозы. «Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей» (1663), «Богословско-политический трактат», «Этика», «Политический трактат».

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) («Рассуждения о метафизике» (1685), «Новая система природы» (1695), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714)) Лейбниц считал понятие цели необходимым, полагая, что мир целесообразно устроен Богом., что и мир в целом, и все отдельные организ­мы в нем похожи на «огромный механизм». Поэтому действия всех этих механиз­мов, подчиняющиеся законам механики. Реальный умопостигаемый мир состоит из беско­нечного количества самостоятельных субстанций — «центров сил», «духовных атомов», или «монад» (от греческого «monas» — «едини­ца»). Все существующее есть либо монада, либо совокупность монад. Теоретически и Л могло бы существовать множество различных миров. Существование же в мире зла — это есть: • результат несовершенства людей (метафизическое зло); • результат невыполнения человеком целей, ради которых он соз­дан (моральное зло); • средство недопущения большего зла либо достижения большего блага (физическое зло).

Наши рекомендации