Материализм эпохи Возрождения

Черты нового, математического и эмпирически-наблюдательного естествознания разрабатывал матема­тик и. астроном Г. Галилей. Творчество Г. Галилея (1564—1642), завершая Возрождение, знаменует пере­ход к Новому времени. Галилей начал, ставшие цен­тральными в XVII веке, исследования проблем метода и методологии научного познания. Продолжая линию ма­тематического, точного естествознания, он начинает широко привлекать наблюдения с использованием те­лескопа, обнаружив много ранее неизвестных звезд, го­ры и «моря» на Луне. Наблюдение периодически появ­ляющиеся пятен на Солнце привело к выводу о его вращении вокруг оси. Галилей сделал выдающийся шаг к опытному естествознанию, экспериментально опровергнув умозрительное суждение Аристотеля о различной скорости падения разных по весу тел. Тысячу девятьсот лет, от Аристотеля до Галилея, никто не сомневался в пра­вильности этого положения. Уже одно намерение экспериментально проверить утверждение Аристотеля ставило под сомнение прежде непререкаемый авторитет великого греческого мыслителя. По команде Галилея в присутствии ассистентов-наблюдателей с высоты площадки Пизанской башни, которая и тогда уже имела наклон, были одновременно брошены вниз тяжелое чу­гунное ядро и маленькая дробинка. Наблюдатели зафиксировали, что оба тела, столь разные по массе, при­землились одновременно. Тем самым экспериментально было доказано, что скорость падения тел не зависит от веса. Выдающиеся по значимости открытия Галилея и принятие им идей гелиоцентрического учения привлекли внимание инквизиции. Вызванный на суд инквизиции Галилей, в отличие от Бруно, публично произнес требуемые формулы покаяния. Возможно, он не испытывал при этом драматических переживаний, поско­льку полагал, что с помощью математики исследует через предметы-символы соотношения, явленные Богом в мире.

ИдеаломВозрождения стал творческий человек разносторонних дарований. Воплощением идеала могли служить названные великие представители Возрождения, а также — персонажи и общественное устройство, описанные в появившемся новом жанре литературной утопии — в «Утопии» Томаса Мора и «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы.

Эпоха Просвещения

В этот период внимание мыслителей привлекают такие, начавшие ранее формироваться, основные ори­ентации или архетипы, как эмпиризм и рационализм.

В эмпиризме (греч. — опыт) чувственные восприятия опыта признаются единственными и доста­точно надежными результатами достоверного знания, которые рациональное (понятийно-логическое, теоре­тическое) мышление может упорядочивать, перераба­тывать, не добавляя ничего нового, В рационализме абсолютизируется понятийно-логическое (дискурсив­ное) мышление, способное открывать сущностные, за­кономерные связи предметов, для знания которых эм­пирические данные опыта не считаются сколько-нибудь значимыми.

Эмпиризм разрабатывался в трудах английскихмыслителей Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка.

Ф. Бэкон был деистом— непоследовательным материалистом, признававшим, что мир и его законы созданы Богом, который в дальнейшем в изменения мира не вмешивается. Ф. Бэкон критиковал схоластику. Он считал, что в познании надо исключить искажающие истину призраки (или идолы), как некоторые стереотипы восприятия и оценки явлений.

В работах Т. Гоббса ориентация на эмпирическое выражена с позиций последовательного материализма. Дж. Локк обращал внимание на роль чувств (на латинском — sensus) — ощущений, восприятий — в эмпирическом познании. Он считал, что нет ничего взнании (в разуме, в мышлении), чего прежде не было бы в чувствах.Такую позицию называют сенсуализмом. Представители эмпиризма интересовались также вопросами общественной (социальной) жизни.

Т. Гоббс учил о естественном состоянии первобытных людей как «войне всех против всех». Со временем многие люди пришли к выводу о необходимости часть своих суве­ренных прав передать некоему третьему лицу, которое будет следить за тем, чтобы люди взаимно не истребили друг друга: Таким третьим «лицом» стало государство, или, по Гоббсу, могущественный Левиафан (сказочное, упомянутое в Библии, чудовище), обеспечивающее мирную жизнь граждан.

Дж. Локк разделял взгляд на юридическое равенство как равенство возможностей разных личностей. Он считал, что личность от рожде­ния обладает тремя основными правами: на жизнь, сво­боду и на собственность. Эта тройственная правовая формула Локка вошла в конституции ряда буржуазных государств.

Яркими представителями рационализма Нового времени были: французский философ, математик и физик Р. Декарт,голландский мыслитель Б. Спиноза, немецкий философ, математик и инженер Г. Лейбниц.

Декарт признавал одновременное существование двух независимых друг от друга субстанций: 1) материальной с основным свойством (атрибутом) — протяжением 2) нематериальной субстанции, атрибут которой мышление. Такую позицию называют дуализмом. Как ученый-физик Декарт был материалистом, а как философ оказывался идеалистом.

Б. Спинозакак пантеист считал, что бог повсю­ду, он равен природе, а природа есть причина самой се­бя. В «Богословско-политическом трактате» Спиноза провел лингвистический (языковый) анализ ряда тек­стов Ветхого Завета и впервые показал, что отдельные книги, главы, или разделы ветхозаветной Библии напи­саны не теми авторами, именем которых книги названы. За свои свободолюбивые настроения Спиноза был от­лучен от церкви и изгнан из иудейской общины Ам­стердама.

Г. Лейбницв «Монадологии» развил учение о не­материальных единицах бытия — монадах, своего рода «духовных атомах». Монады являются основой вещей. Монады активны и автономны, не имеют «окон и две­рей» для получения и передачи сведений о своем со­стоянии. Тем не менее, они вступают в упорядоченные соотношения, определяемые божественной «предуста­новленной гармонией». Сложные предметы образуются благодаря взаимодействию простых монад. Между мо­надами и образуемыми ими предметами возникают от­ношения иерархии (подчиненности), которым соответ­ствует «лестница существ». На ее вершине находится высшая монада — Бог. В «Теодицее» (Богооправдании) Лейбниц доказывал, что мы живем в лучшем из миров. Положение это неоднократно подвергалось сомнению и ироничной критике (в частности Вольтером в его «Философских повестях»).

Идеи Просвещения нашли выражение в творче­стве французских мыслителей, деистов Вольтера (Франсуа Мари Аруэ) и Ж.Ж. Руссо.

Великий вольно­думец и насмешник Вольтер выступал против сослов­ного неравенства, остро критиковал монархию, цер­ковь, клерикализм (от лат. clericalis — церковный) как ориентацию на усиление влияния церкви и духовенства.

Деист Ж.Ж. Руссо, как и Вольтер, был идеологическим предтечей Великой французской революции, Руссо выступал за равную частную собственность всех граждан (эгалитаризм), высказал диалектические идеи о переходе от одних фаз исторического развития к другим, противоречивости общественного развития.

Философия Беркли и Юма

В отличие от материалистического сенсуализма (Локка, Дидро, Ломоносова), ориентацию на эмпирическое познание проявляли и идеалисты, английские мыс­лители Д. Беркли и Д.Юм. Их философские воззрения относятся к линии субъективного идеализма.Взгляды Беркли и Юма на роль ощущений в познании можно обозначить как идеалистический сенсуализм. Позицию Д.Беркли передает высказывание «Существовать, значит быть воспринимаемым (воспринятым)». По Беркли ощущения (которые он называл идеями) явля­ются исходными элементами, из которых человек кон­струирует, «собирает» в своих представлениях предметы. Так, яблоко у Беркли — совокупность ощущений(идей) круглого, кисло-сладкого и т. д. Чтобы избежать обвинения в солипсизме, Беркли утверждал, что источником идей-ощущений является Бог. Желая опровергнуть материализм и атеизм, Д. Беркли использовал доводы крайнего номинализма. Он утверждал, что материя как таковая не существует, поскольку она не представлена в виде конкретного предмета, т.е. ее нельзя представить как некоторый отдельный предмет.

Д.Юм высказал сомнение в существовании предметов. Верно подметив, что не всякое «после этого» означает по «причине этого», Д. Юм пришел к отрицанию причинности. Это — позиция скептицизма(от греч. — рассмотрение; сомнение, критическое отношение к чему-либо; здесь, у Юма, — сомнение в достоверности, истинности знаний). Последовательный скептицизм перерастал в агностицизм, когда Юм утверждал, что человек не может выйти за пределы собственных ощущений и узнать, есть ли что-либо за ними. Любой агностицизм опровергается достижениями материально-производственной деятельности, социальным опытом, развитием науки.

Наши рекомендации