Многие философы в разные времена рассуждали о смысле жизни.

В 1 в. д.н.э буддистское Хинаямаутверждает, что человек должен спасти сам себя. Смысл жизни - отрешится от мира, попасть в нирвану. Будда- воплотившееся божество. Смысл жизни - попасть в рай, избежать ада.

Древнегреческий философСократ считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности.

В 13 веке в Европе Фома Аквинский считал, что в человеке нет никакой другой формы, кроме одной лишь мыслительной души, которая производит все, что производят в других видах более несовершенные формы.

Философы: И.Киреевский, В.Соловьев, Н.Федоров, П.Флоренский, Н.Лосский; литераторы - Л.Толстой, Ф.Достоевский. Человек - основная часть Природы и рассматривать их надо в единстве, человеческий Разум ответственен перед природой. Новая моральная основа человеческого общества- необходимые условия дальнейшего развития цивилизации, всего человеческого рода. Человек - существо вертикальное, обращен к небу, следовательно, должен стать свободным. Человек - существо родовое, должен осознавать, что он - сын человеческий. Человек - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высшее проявление разрушения. Устранив смерть, человек победит зло. Частая смена поколений не позволяет освоить знания предшествующих поколений. Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира. Необходимо регулировать взаимодействие общества и природы.

Русский мыслитель 19-го, начала 20-го векаВернадский искренне увлекся учением Толстого(19 век) и разделял многие его сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна удовлетворить стремление человека найти смысл жизни, примириться с неизбежностью смерти, обосновать высокие моральные принципы. В отличие от Толстого Вернадский всю жизнь сохранял веру в научное знание и стремился найти ответ на вопросы бытия на основе логического анализа, достоверных сведений о мире и человеке.

Прагматизм – основан на принципе практичности. Философия не должна быть простым размышлением о мире, она должна стать общим методом решения практических проблем, которые возникают ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. Смысл жизни - в достижении успеха. Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс.

Философия жизни- философское течение конца 19 - начала 20 веков. Жизнь - то, что возникает естественно, бытие - то, что возникает искусственно. Наиболее полно смысл человека раскрывается в историческом опыте общества. Жизнь понимается как что-то посланное вселенной.

65.

Человеческое общество – это высшая ступень организации живых систем. Общество выступает для личности одновременно как совокупность всех социальных условий ее жизни и как результат развития всех первичных коллективов. Первичный коллектив – это общество в миниатюре, именно здесь происходит непосредственное взаимодействие личности и общества. Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль.

В решении вопроса о Р. л. в и. марксизм-ленинизм исходит из того, что главной силой в системе условий материальной жизни общества является способ производства материальных благ. Так как главной силой производственного процесса являются трудящиеся, то отсюда следует, что история общества есть прежде всего история развития производительных сил, история трудящихся масс, а не история отдельных выдающихся личностей, завоевателей, царей, законодателей и полководцев. Не отдельные личности создают общество, а общество и классы, его составляющие, формируют личность, не герои создают народ, а народ создаёт героев и двигает вперёд историю. Марксизм исходит из примата общества, народа, класса над отдельной личностью.

Субъективные идеалисты утверждают, что признание марксизмом объективной закономерности явлений общественной жизни якобы означает умаление и отрицание сознательной деятельности людей, роли личности в истории.

Свобода есть познание и использование законов природы и общества, а не воображаемая независимость от этих законов. Открывая эти законы, марксизм указывает трудящимся путь к подлинной свободе, к сознательному историч. творчеству. Марксизм отвергает как субъективизм, волюнтаризм, авантюризм в политике, так и фатализм, идеологию пассивности, стихийности, хвостизма, автоматизма в понимании истории; он отличается от всех других теорий «замечательным соединением полной научной трезвости в анализе объективного положения вещей и объективного хода эволюции с самым решительным признанием значения революционной энергии, революционного творчества, революционной инициативы масс, — а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих нащупать и реализовать связь с теми или иными классами».

Среди идеалистических школ по вопросу о роли личности в истории особое место занимает точка зрения Гегеля. В подготовке научного материалистического взгляда на значение личности в истории некоторую роль сыграли французские историки времён Реставрации, хотя, как увидим ниже, они, в противовес субъективистам, нередко впадали в другую крайность — по существу отрицали роль личности в истории. В России близко к научному взгляду на роль личности в истории подходили революционные демократы, особенно Чернышевский и Добролюбов.

Свобода - это одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. В истории философской мысли это понятие прошло длительную эволюцию - от "отрицательной" трактовки (свобода "от") до "положительной" (свобода "для"). Философия свободы человека была предметом размышлений И. Канта, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса, Н. Бердяева, В. Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, произволом, анархией, равенством, справедливостью.

Понимание категории "свобода" включает в себя и полное отрицание самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма), и обоснование "бегства от свободы" в условиях современного цивилизованного общества (в концепции Э. Фромма).

Реализация свободы немыслима без осознания необходимости- философской категории, выражающей объективные связи материального мира. Необходимость обозначает то, что благодаря присоединению определенностей бытие понуждается к переходу из области возможного в сферу наличного бытия. В понимании соотношения свободы и необходимости выделяются такие философские учения, как фатализм и волюнтаризм. Фатализм - это мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Это объясняется или судьбой (в мифологии и язычестве), или волей Бога (в христианстве или исламе), или детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими (в философии Т. Гоббса и Б. Спинозы). Волюнтаризм - это признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление. Корни волюнтаризма содержатся в христианской догматике, в философском учении И. Канта, И. Фихте, А. Шопенгауэра, Н. Гартмана, ф. Ницше. Воля считается слепым, неразумным первоначалом мира, диктующим свои законы человеку. Как крайнее выражение этического релятивизма волюнтаризм в основном проявляется в социально-политической практике как попытка произвольно решать проблемы жизни общества, не считаясь с объективными законами.

Фатализм отрицает наличие какой-либо альтернативы и возможность свободного выбора. Волюнтаризм подразумевает игнорирование природной, социальной и иной необходимости, что приводит к произволу, все о дозволенности, анархии, т.е. также вообще исключает свободу. Свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранение внешних ограничений. Гораздо более существенной является внутренняя свобода, свобода в выборе истины, добра и красоты.

Отрицание свободы воли есть детерминизм - теория, согласно которой ни один индивид не может контролировать собственные действия. По мнению детерминистов, все действия людей обусловлены неподконтрольными им факторами. Человеческие поступки обусловливаются не свободным выбором, но генетическим кодом, инстинктами, переживаниями раннего детства или социальной средой. Железный закон причинности гласит, что будущее в некотором смысле уже написано и не подлежит изменению.

Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл, а «воздаяние по заслугам» превращается либо в произвол, либо в лотерею.

В реальной действительности историческая необходимость и свобода личности взаимосвязаны, диалектически взаимодействуют. При этом свобода личности не только вьывляет историческую необходимость, но и присутствует и накапливается в ней в виде непрерывной цепи свободы выбора, которая осуществлялась людьми в прошлом и привела общество к его данному состоянию. Исторический детерминизм, следовательно, не отрицает свободы личности, свободы выбора в общественной деятельности людей, но предполагает ее и включает в себя как свой результат.

66.

Общественное сознание — в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.

Понятие "общественное сознание" имеет два значения. С одной стороны оно означает формирующиеся на основе соответствующих знаний, вызывающих соответствующую рефлексию индивида, высокие сферы, разделы, секторы (все выше второго) индивидуумного сознания и включает в себя строго определенный их список (см. шкалу подсознаний), куда следует отнести четко выраженные следующие подсознания: семейное, расово-националистическое, верования и почитания, профессиональное, корпоративное, партийное, национально-государственное, цивилизационное и союзническое. С другой стороны, "общественное сознание" означает суммативную результирующую соответствующих разделов индивидуумных сознаний данного сообщества людей.

Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании. В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном.

Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию. Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Каждая группа является субъектом определенного сознания, и в этом смысле можно говорить о групповом сознании. Групповое сознание диалектически связано с общественным сознанием и индивидуальным как особенное. Оно складывается на основе индивидуального, но, как и общественное сознание, не представляет собой простой суммы индивидуального, хотя и отражает бытие социально-экономических и политических условий жизни каждой группы людей. В то же время групповое сознание опосредуется общественным сознанием и выступает как элемент или подсистема общественного сознания, входя в него частью своих элементов.

В структуре общественного сознания обычно выделяются уровни обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.

Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности. Теоретическое сознание представляет собой отражение ее существенных связей и закономерностей и находит свое отражение в науке и других формах сознания, поскольку последние также воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредствованного теоретического познания.

В реальной жизни теоретическое и обыденное сознание тесно переплетаются, но для философского их анализа необходимо оба эти элемента сознания выделить и представить, так сказать, «в чистом виде». Теоретическое и обыденное сознание не могут заменить друг друга, но взаимно воздействуют друг на друга.

Теоретическое сознание способно видоизменять, модифицировать, окультуривать обыденное сознание. Но в тоже время, как бы ни развивались теоретические знания, наука, в повседневной жизни людей обыденное сознание всегда будет необходимо. Выражением обыденного сознания является, например, «здравый смысл», с позиций которого можно рассматривать и обсуждать любые события социальной действительности и явления природы. Но далеко не всегда его выводы будут справедливыми, ибо его возможности ограничены эмпирическими обобщениями и метафизическими рамками.

Обыденное сознание есть низший по сравнению с теоретическим уровень сознания, но этим вовсе не принижает его значение, не отрицает его необходимость для повседневной жизни. Речь идет лишь о том, что если с позиции обыденного сознания, в котором отражается действительность на ее эмпирическом уровне, рассматриваются те вопросы, которые могут быть правильно только с научно-теоретических позиций, то в общественном сознании возникают иллюзии и заблуждения. Важно, чтобы общественная наука оставалась на теоретическом уровне, чтобы ее понятия не подменялись обыденными понятиями и представлениями, в ином случае она теряет свой научный статус.

Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия. Над общественной психологией возвышается идеология.

Идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе. Идеологиявключает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию. Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения.

К формам общественного сознания относятся: политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Относительно четкое разграничение форм общественного сознания прослеживаются на его теоретико-идеологическом уровне и более расплывчатым становится на его обыденно-психологическом уровне.

Правосознание— это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

Обыденно-теоретическое политическое сознание возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Здесь взаимосвязано эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, настроение и стереотипы. Это сознание нестабильно, ибо зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. В то же время оно во многом статично, ибо стереотипы мешают гибкости мышления. Теоретическое политическое сознание (идеология) характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Оно призвано выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и социальную практику.

67 вопрос Понятие культуры, ее структура и функции. Культура и цивилизация.

Термин «культура» происходит от латинского «cultura» (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) и указывает на то, что первоначально под культурой понималось целенаправленное воздействие на природу: возделывание (культивирование) почвы, а потом стали относить к культуре воспитание и обучение человека.

В эпоху средневековя понятие культуры ассоциируется с городским укладом жизни и связанными с ним благами цивилизации. В эпоху Возрождения культура определялась как признак личного совершенства: возникает тенденция отождествления культуры с различными областями духовной деятельности: зарождающейся наукой, моралью, искусством, философией, религией. Культура рассматривается как совокупность образцов поведения, как продолжение античной традиции духовной деятельности. В этом значении понятие культуры просуществовало вплоть до XVIII века, когда оно вошло в обиход социальной мысли. Философы Просвещения рассматривают культуру как некую ограниченную и весьма специфическую автономную и самоценную сферу человеческой деятельности. Важнейший аспект культуры в понимании деятелей Просвещения – стремление воздвигнуть здание Разума на развалинах мнений. Чтобы быть причисленной к высокой культуре, деятельность должна быть интеллектуальной, творческой, продуктивной, новаторской, т.е. не просто воспроизводить, но постоянно расширять сферу человеческих возможностей.

В XIX веке в культуре стали прежде всего видеть систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и самоорганизации общества того или иного типа. Гегель рассматривает культуру как начальное и завершающее (философия) звено самопознания абсолютной идеи.

Марксизм определяет культуру как продукт истории. Она обусловлена потребностью общества в закреплении и трансляции совокупного общественного опыта и проявляет себя как в продуктах духовного, так и материального производства, в системе норм и учреждений их поддержки. Таким образом марксизм включает в понятие культурыне только духовную, но и материальную культуру. Культура зависима, производна отэкономического базиса общества.

Это небольшая часть концепций культуры.

Итак. Культура – это способ жизнедеятельности человека, обусловленный цивилизацией и представленный в материальных и духовных ценностях, создаваемых в сфере отношений человека к природе, самому себе, другим людям и обществу в целом.

Культура неотделима от человеческой деятельности, ее прогресс обусловлен участием индивидов и социальных групп в культурно-историческом творчестве.

Структура и функции.

Культура имеет сложное строение. Она включает в себя устойчивые элементы, т.е. культурные универсалии, и, во-вторых, элементы преходящие, возникающие и исчезающие в конкретных исторических условиях. К культурным универсалиям относятся все родовые, общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд, общение, общественный порядок и управление, образование и воспитание, духовная жизнь, досуг, право, мораль, искусство и т.д.

Исторические преходящие элементы культуры существуют лишь в конкретный период истории общества, что выражается в существовании исторических типов культуры. Тип культуры характеризуется особыми способами жизнедеятельности общества. Присущие типу культуры образ жизни, ценностные ориентации поддерживаются преемственностью традиций.

Античная, средневековая, культура Возрождения есть конкретно-исторические типы культуры, соответствующие различным эпохам истории человечества.

В культуре можно выделить следующие компоненты: субъект культуры,человеческая деятельность, культурная предметность, формы и способы коммуникации между людьми, связанных с реализацией основной функции культуры – хранением, передачей и усвоением исторического опыта человечества.

Субъект культуры – индивид (личность), социальная группа или общество в целом. Культура формируется и становится возможной лишь как развертывание потенциала человека, его способностей, умений, навыков.

Человеческая деятельность характеризует меру развития его познавательных способностей, наличные знания и эмоциональную отзывчивость, способность понимания и эстетический вкус, развитие волевых качеств и способность к творчеству, отвечающему идеалу красоты и совершенства. Но главным, стержневым началом культурного человека является нравственность. Человеческая деятельность – необходимейшее условие бытия культуры, которая представляет ее как процесс производства ценностей.

Культурная предметность – предельно широкое понятие, в котором мыслится все то, в чем воплощается опыт общества, его нормы и ценности. Она включается в себя материальную культуру и духовную культуру. Они неразрывно связаны между собою.

Формы и способы коммуникации – средства культурной коммуникации включают в себя не только словесный язык, но и язык науки, политики, пропаганды, управления, религии, сюда также входят – обычаи, обряды, жесты, мимика и т.д. Формы коммуникации, я так поняла, что это трансляция, восприятие и осмысление.

Функции культуры.

1)информативная функция – передача социального опыта и освоения культуры других народов;

2)человекотворческая – индивид становится личностью в процессе овладения культурой

3)это «память общества» - сохраняет духовное состояние и передает последующим поколениям.

4)адаптационная – культура обеспечивает адаптацию общества к переменам и взаимодействию с другими цивилизациями.

5)негэнтропийная – сохранение общества как качественно своеобразного феномена. Культура противостоит разрешительным тенденциям.

Термин «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский, государственный) используется в различных смыслах.

1)Как историческая ступень в развитии человечества, которая началась после варварства и характеризуется образованием классов, государства, урбанизацией и возникновением письменности.

2)Как характеристика целостности всех культур, их общечеловеческое единство («мировая цивилизация»).

3)Как синоним термина «материальная культура».

4)Характеристика единства исторического процесса.

Цивилизация – это способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной и духовной.

Цивилизация определяет характер и направленность жизненного существования людей, их социальности. Каждая цивилизация вырабатывала особую систему кодирования, хранения, передачи социального опыта, получившего специфическое выражение в социальных нормах. Такими средствами являлись показ, пример, ритуал, обычай. Но первенствующая роль принадлежала языку межличностного общения. Язык – специфическое социальное средство передачи информации и управления человеческим поведением. Благодаря языку осуществляется передача социального опыта, наиболее важной и трудно воспроизводимой другими знаковыми средствами информации. Именно посредством языка реализуется преемственность поколений.

В качестве высшего объединяющего начала цивилизации выступает верховная власть, представленная государством с его разветвленной системой правовых норм. Различные цивилизации создавали различные системы государства и власти: теократические, сословные, правовые, политические.

Анализ влияния универсальной системы норм, регламентирующих общественные отношения, деятельность и поведение людей, позволяет объяснить многообразие цивилизаций. Они разлчаются: 1)степенью их технико-экономической развитости; 2)скоростью экономических и социальных процессов; 3)особенностями господствующих религиозных и мировоззренческих установок и их местом в политическом, социальном, культурном процессе; 4)способами кодирования, хранения и передачи информации.

Связь и взаимозависимость культуры и цивилизации настолько велика, что многие философы и ученые отождествляют эти понятия. И это не случайно: при нормальном состоянии общества они практически неразличимы. Цивилизация и культура едины: не существует цивилизации без своей культуры, не существует и культуры без цивилизации. И культура и цивилизация имеют нормативную природу, т.е. и продукты культуры и предметы цивилизации создаются сообразно общим для них нормам. Цивилизация создает предпосылки культурного процесса, регламентирует его. В свою очередь культура создает условия развити цивиизации, являясь творчеством нового.

Тем не менее между цивилизацией и культурой имеются существенные различия. Цивилизация создает общие предпослыки культурного процесса, это явление глобального масштаба, охватывающее огромные регионы и континенты. Культура – конкретное воплощение этих предпосылок, она индивидуализирована, уникальна, имеет ярко выраженный этнический характер. Как выражение индивидуального начала каждого социума культура обусловливает различия между народами, принадлежащими к одной цивилизации. Она отражает в нормах поведения, привычках, духовной жизни то, что специфично для данного народа, что составляет его этносоциальную индивидуальность: язык, историческую судьбу, религию, контакты с другими народами и т.д.

Одна и та же цивилизация создает множество культур. Так, европейская цивилизация включает французскую, немецкую, английскую и другие культуры.

Типы цивилизаций.

Проблема типологии цивилизаций связана с вопросом о культурном самоопределении народов, об их исторической судьбе и выборе моделей дальнейшего развития разных стран.

Главное деление – это различение европейского и неевропейского типов цивилизации.

Неевропейские цивилизации представляют собой значительную группу, многие из которых неповторимо своеобразны и в то же время имеют общие типологические черты. Это т.н. традиционные цивилизации. Характерные черты: деспотическая власть, бесправие подданных, общинная структура, невыделенность личности, неразвитость права, приниженность индивида. Господство религиозно-мифологических представлений.

Европейская цивилизация. Особый тип социального и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в XV–XVII веках. Его предшественниками были культуры античного мира и европейская христианская традиция.

Другие классификации.

По технико-экономическому уровню выделяют страны т.н. первого, второго, третьего мира. Первый мир (США, Канада, ЗЕ, Япония, Южная Корея и т.п.) является лидером НТП.

Второй мир – Восточная Европа, Россия, европейские страны СНГ, страны Балтии, Латинская Америка. Их особенность – отставание от развитых стран в техническом отношении и попытки его преодоления.

Третий мир – развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки.

По характеру экономической и социально-политической жизни:

Традиционные цивилизации – первоначальная форма общественной жизни, связанная с преодолением варварства. Господство аграрно-ремесленного производства и технологии, деспотической организация власти, опирающаяся на малоквалифицированную по западным стандартам бюрократию.

Либеральная, или западная, цивилизация – связана с культурным плюрализмом и становлением главной ценности общества – правовой системы. Частная собственность и свободный рынок.

Промежуточный, или переходный, тип цивилизации – возникает в связи с необходимостью гигантских сооружений (плотин, каналов и т.п.), потребностью в завоевании новых территорий или защите собственной от внешнего врага. В результате происходит механическое объединение разнородных по традициям локальных обществ.

Наши рекомендации