V1: Методология научного познания
I:
S: Уровни научного познания
-: чувственный и рациональный
-: прикладной и фундаментальный
+: эмпирический и теоретический
-: обыденный и теоретический
I:
S: Объектом эмпирического познания выступают
+: реально существующие объекты
-: идеализированные объекты
-: внешние проявления сущности объекта
-: сущность объекта
I:
S: Объектом теоретического познания выступают
-: реально существующие объекты
+: идеализированные объекты
-: внешние проявления сущности объекта
-: сущность объекта
I:
S: К формам эмпирического знания относятся
+: факт
+: эмпирический закон
-: проблема
-: гипотеза
-: теоретический закон
-: теория
I:
S: К формам теоретического знания относятся
-: факт
-: эмпирический закон
+: проблема
+: гипотеза
+: теоретический закон
+: теория
I:
S: Предположение, нуждающееся в научном подтверждении
-: факт
-: эмпирический закон
-: проблема
+: гипотеза
-: теоретический закон
-: теория
I:
S: Внутренняя существенная и устойчивая связь явлений
-: факт
-: проблема
-: гипотеза
+: закон
-: теория
I:
S: Высшая, самая развития форма организации научного знания
-: факт
-: проблема
-: гипотеза
-: закон
+: теория
I:
S: К методам эмпирического исследования относятся
-: индукция
+: наблюдение
-: анализ
-: синтез
+: эксперимент
I:
S: Метод познания, при котором объект фактически или мысленно разделяется на части
-: индукция
-: дедукция
-: эксперимент
+: анализ
-: исторический метод
I:
S: Метод познания, при котором исследователь сознательно мысленно отвлекается от некоторых свойств изучаемого объекта и одновременно фокусирует внимание на других его свойствах
-: индукция
-: дедукция
-: эксперимент
-: анализ
+: абстрагирование
I:
S: Метод познания, при котором мысленно конструируются объекты, у которых в природе нет аналогов и которые в реальности неосуществимы
-: индукция
-: дедукция
-: эксперимент
-: анализ
+: идеализация
I:
S: Метод познания, при котором общий вывод делается на основе частных посылок
-: синтез
-: анализ
-: моделирование
+: индукция
-: дедукция
I:
S: Метод познания, при котором из общего знания выводится частное знание
-: синтез
-: анализ
+: дедукция
-: индукция
-: логический метод
I:
S: Метод познания, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам
-: синтез
-: анализ
-: дедукция
-: индукция
+: аналогия
I:
S: Метод познания, заключающийся в планомерном, систематическом восприятие объекта
-: анализ
-: синтез
-: эксперимент
+: наблюдение
-: измерение
I:
S: Метод познания, при котором объект исследуется в контролируемых условиях
-: наблюдение
+: эксперимент
-: дедукция
-: индукция
-: восприятие
I:
S: Метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их свойств на другом объекте - образце
-: интерпретация
+: моделирование
-: формализация
-: классификация
-: анализ
I:
S: Метод познания, при котором различные объекты сопоставляются в целях выяснения их сходства и различия
-: наблюдение
-: эксперимент
-: дедукция
-: индукция
+: сравнение
I:
S: Метод познания, при котором устанавливаются общие свойства и признаки объектов
-: наблюдение
-: эксперимент
-: дедукция
-: индукция
+: обобщение
V1: Философия науки -1
I:
S: К основаниям науки относятся
+: идеалы и нормы научного познания
+: философские основания науки
-: этика науки
-: социология науки
+:научная картина мира
I:
S: Нормативные структуры, отличающие науку от других форм познания, составляют
+: идеалы и нормы научного познания
-: философские основания науки
-: этику науки
-: социологию науки
-:научную картину мира
I:
S: Основные системные характеристики изучаемой реальности составляют
-: идеалы и нормы научного познания
-: философские основания науки
-: этику науки
-: социологию науки
+:научную картину мира
I:
S: Функцию исследовательской программы выполняет
-: идеалы и нормы научного познания
-: философские основания науки
-: этика науки
-: социология науки
+:научная картина мира
I:
S: Функцию включения новых научнх знаний в культуру выполняют
-: идеалы и нормы научного познания
+: философские основания науки
-: этика науки
-: социология науки
-:научная картина мира
I:
S: Концепции развития научного знания
+: кумулятивизм и антикумулятивизм
-: рационализм и эмпиризм
-: гностицизм и агностицизм
-: реализм и номинализм
I:
S: Концепция, согласно которой развитие научного знания представляет собой процесс добавления новых положений и выводов к наполленной сумме знаний
+: кумулятивизм
-: рационализм
-: скептицизм
-: антикумулятивизм
I:
S: Наиболее яркие примеры кумулятивизма
+: эволюционная эпистемология Поппера
+: методология научно-исследовательских программ Лакатоса
-: концепция парадигм Куна
-: анархическая эпистемология Фейерабенда
I:
S: Концепция, согласно которой сменяющие друг друга научные теории не вытекают друг из друга
-: кумулятивизм
-: рационализм
-: скептицизм
+: антикумулятивизм
I:
S: Наиболее яркие примеры антикумулятивизма
-: эволюционная эпистемология Поппера
-: методология научно-исследовательских программ Лакатоса
+: концепция парадигм Куна
+: анархическая эпистемология Фейерабенда
I:
S: Автор теории развития научных знаний как смены парадигм
+: Кун
-: Лакатос
-: Поппер
-: Шлик
-: Айер
I:
S: Автор теории развития научного знания как непрерывного процесса конкуренции и смены научно-исследовательских программ
-: Фейерабенд
-: Кун
+: Лакатос
-: Поппер
-: Нейрат
I:
S: Автор концепции «научного анархизма»
-: Поппер
-: Лакатос
-: Кун
+: Фейерабенд
-: Карнап
I:
S: Автор эволюционной эпистемологии
+: Поппер
-: Лакатос
-: Кун
-: Фейерабенд
-: Карнап
I:
S: Кун является автором
+: теории развития научных знаний как смены парадигм
-: концепции «научного анархизма»
-: концепции научно-исследовательских программ
-: теории общественного договора
-: концепции «открытого общества»
I:
S: Лакатос является автором
-: теории развития научных знаний как смены парадигм
-: концепции «научного анархизма»
+: концепции научно-исследовательских программ
-: теории общественного договора
-: концепции «открытого общества»
I:
S: Фейерабенд является автором
-: теории развития научных знаний как смены парадигм
+: концепции «научного анархизма»
-: концепции научно-исследовательских программ
-: теории общественного договора
-: концепции «открытого общества»
I:
S: Поппер является автором
-: теории развития научных знаний как смены парадигм
-: концепции «научного анархизма»
-: концепции научно-исследовательских программ
+: эволюционной эпистемологии
I:
S: Набор предписаний, которыми руководствуется научное сообщество Кун назвал
-: жестким ядром
-: пролиферацией
-: консенсусом
+: парадигмой
I:
S: Не подвергающиеся сомнению и считающиеся неопровержимыми фундаментальные положения Лакатос назвал
+: жестким ядром
-: пролиферацией
-: консенсусом
-: парадигмой
V1: Философия науки -2
I:
S: Научной революцией называется
+: перестройка оснований науки
-: крупное научное открытия
-: внедрение научных достижений в практику
- : признание научных открытий обществом
I:
S: Исторические типы науки
+: классическая наука
-: метафизическая наука
-: диалектическая наука
+: неклассическая наука
+: постнеклассическая наука
I:
S: Классическая наука складывается:
-: в ХУ в.
+: в ХУ11-ХУ111 вв.
-: на рубеже Х1Х-ХХ вв.
-: в конце ХХ в.
I:
S: Неклассическая наука складывается:
-: в ХУ в.
-: в ХУ11-ХУ111 вв.
+: на рубеже Х1Х-ХХ вв.
-: в конце ХХ в.
I:
S: Постнеклассическая наука складывается:
-: в ХУ в.
-: в ХУ11-ХУ111 вв.
-: на рубеже Х1Х-ХХ вв.
+: в конце ХХ в.
I:
S: Механическая картина мира характерна для:
+: классической науки
-: неклассической науки
-: постнеклассической науки.
-: псевдонаучного познания.
I:
S: Динамическая картина мира характерна для:
-: классической науки
+: неклассической науки
-: постнеклассической науки.
-: псевдонаучного познания
I:
S: Глобальный эволюционизм является научной картиной мира:
-: классической науки
-: неклассической науки
+: постнеклассической науки.
-: псевдонаучного познания
I:
S: Основным объектом познания классической науки являются:
+: малые системы
-: сложные саморегулирующиеся системы
-: сложные исторически развивающиеся системы.
-: природа
I:
S: Основным объектом познания неклассической науки являются:
-: малые системы
+: сложные саморегулирующиеся системы
-: сложные исторически развивающиеся системы.
-: природа
I:
S: Основным объектом познания постнеклассической науки являются:
-: малые системы
-: сложные саморегулирующиеся системы
+: сложные исторически развивающиеся системы.
-: природа
I:
S: Наиболее ярко особенности классической науки проявились в
-: геометрии Евклида
+: физике Ньютона
-: квантовой физике
-: синергетике
I:
S: Наиболее ярко особенности неклассической науки проявились в
-: геометрии Евклида
-: физике Ньютона
+: квантовой физике
-: синергетике
I:
S: Наиболее ярко особенности постнеклассической науки проявляются в
-: геометрии Евклида
-: физике Ньютона
-: квантовой физике
+: синергетике
I:
S: Социальные функции науки
+: функция непосредственной производительной силы
-: интегративная функция
+: функция социальной силы
-: коммуникативная функция
+: культурно-мировоззренческая функция
I:
S: Промышленная революция произошла:
-: в эпоху Возрождения
+: в ХУ111 вв.
-: на рубеже Х1Х-ХХ вв.
-: в ХХ в.
I:
S: Научно-техническая революция произошла:
-: в эпоху Возрождения
-: в ХУ11-ХУ111 вв.
-: на рубеже Х1Х-ХХ вв.
+: в ХХ в.
I:
S: Философское учение, считающее научное знание наивысшей культурной ценностью и определяющим фактором ориентации человека в мире
+: сциентизм
-: фатализм
-: волюнтаризм
-: сенсуализм
-: антисциентизм
I:
S: Философское учение, отрицающее положение о том, что научное знание является наивысшей культурной ценностью и определяющим фактором ориентации человека в мире
-: сциентизм
-: фатализм
-: волюнтаризм
-: сенсуализм
+: антисциентизм
I:
S: По вопросу о месте науки в обществе в современной философии сложились такие учения, как
-: материализм и идеализм
-: номинализм и реализм
-: рационализм и сенсуализм
+: сциентизм и антисциентизм
V1: Социальная философия
I:
S: Социальная философия изучает
-: системные характеристики общества
-: особенности различных обществ
+: общество как особую разновидность бытия
-: историю человечества
I:
S: Сферы общественной жизни
-: религиозная сфера
-: научная сфера
+: экономическая сфера
+: духовная сфера
+: социальная сфера
+: политическая сфера
I:
S: Сфера общественной жизни, в которой осуществляется воспроизводство материальных условий существования общества
+: экономическая сфера
-: духовная сфера
-: социальная сфера
-: политическая сфера
I:
S: Сфера общественной жизни, в которой осуществляется производство социальных связей и отношений
-: экономическая сфера
-: духовная сфера
+: социальная сфера
-: политическая сфера
I:
S: Сфера общественной жизни, в которой осуществляется производство духовных ценностей
-: экономическая сфера
+: духовная сфера
-: социальная сфера
-: политическая сфера
I:
S: Сфера общественной жизни, в которой главным является вопрос о власти
-: экономическая сфера
-: духовная сфера
-: социальная сфера
+: политическая сфера
I:
S: Социально-философское учение, рассматривающее общество как самостоятельную и особую субстанцию
-: социологический номинализм
-: социологический оптимизм
-: социологический скептицизм
+: социологический реализм
I:
S: Социально-философское учение, отрицающее, что общество является самостоятельной и особой субстанцией
+: социологический номинализм
-: социологический оптимизм
-: социологический скептицизм
-: социологический реализм
I:
S: Исторический тип общества, для которого характерно циклическое восприятие времени
-: капиталистическое общество
+: традиционное общество
-: индустриальное общество
-: постиндустриальное общество
I:
S: Исторический тип общества, для которого характерно восприятие пространства как ограниченного и замкнутого
-: капиталистическое общество
+: традиционное общество
-: индустриальное общество
-: постиндустриальное общество
I:
S: Исторический тип общества, которое Дюокгейм характеризовл как общество механической солидарности
-: капиталистическое общество
+: традиционное общество
-: индустриальное общество
-: постиндустриальное общество
I:
S: Исторический тип общества, для которого характерно линейное восприятие времени
-: первобытное общество
-: традиционное общество
+: индустриальное общество
-: постиндустриальное общество
I:
S: Исторический тип общества, для которого характерно представление о пространстве как бесконечном, но при этом поддающемся познанию и освоению
-: первобытное общество
-: традиционное общество
+: индустриальное общество
-: постиндустриальное общество
I:
S: Исторический тип общества, которое Дюокгейм характеризовл как общество органической солидарности
-: первобытное общество
-: традиционное общество
+: индустриальное общество
-: постиндустриальное общество
I:
S: Исторический тип общества, в котором социальное пространство одновременно «сжимается» и бесконечно расширяется
-: первобытное общество
-: традиционное общество
-: индустриальное общество
+: постиндустриальное общество
I:
S: В философии античности господствует
+: идея органического единства общества (человека) и природы
-: образ природы как «творческой мастерской» человека
-: теория коэволюции
-: идея противостояния общества и природы
I:
S: В философии Нового времени утверждается
-: идея органического единства общества (человека) и природы
+: образ природы как «творческой мастерской» человека
-: теория коэволюции
-: идея гармонии общества и природы
I:
S: В современной философии утверждается
-: принцип космоцентризма
-: образ природы как «творческой мастерской» человека
+: теория коэволюции
-: идея противостояния общества и природы
I:
S: Биосфера - это
-: верхний слой атмосферы Земли
-: сфера распространения разума
-: космическое пространство
-: вся Земля, включая ее магму и ядро
+: оболочка Земли и слои атмосферы, «освоенные» живыми организмами
I:
S: По мнению Вернадского, под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в
-: атмосферу
-: стратосферу
-: гидросферу
+: ноосферу
V1: Философия истории
I:
S: Направление в философии истории, утверждающее, что философия должна стремиться постичь смысл истории и открыть законы исторического развития
+: спекулятивная философия истории
-: критическая (гносеологическая) философия истории
-: социологическая философия истории
-: политическая философия истории
I:
S: Направление в философии истории, доказывающее, что философия должна изучать логику и методологию исторического познания, а не стремиться постичь смысл истории и открыть законы исторического развития
-: спекулятивная философия истории
+: критическая (гносеологическая) философия истории
-: социологическая философия истории
-: политическая философия истории
I:
S: Направление в философии истории, рассматривающее исторический процесс как поступательное, последовательное, прогрессивное развитие человечества
+: линейная концепция философия истории
-: циклическая (цивилизационная) философия истории
-: социологическая философия истории
-: политическая философия истории
I:
S: Направление в философии истории, утверждающее, что история человечества есть совокупность историй замкнутых и локальных цивилизаций
-: линейная концепция философия истории
+: циклическая (цивилизационная) философия истории
-: социологическая философия истории
-: политическая философия истории
I:
S: Приверженцы линейной концепции философии истории
+: Гегель
+: Маркс
-: Шпенглер
-: Данилевский
I:
S: Приверженцы циклической концепции философии истории
-: Гегель
-: Маркс
+: Шпенглер
+: Данилевский
I:
S: Философское учение, доказывающее, что историчсекий процесс протекает в соответствии с объективными законами, которые человек не может ни обойти, ни отменить
+: исторический детерминизм
-: исторический объективизм
-: исторический субъективизм
-: исторический индетерминизм
-: исторический рационализм
I:
S: Философское учение, отрицающее предопределенность исторического процесса
-: исторический детерминизм
-: исторический объективизм
-: исторический субъективизм
+: исторический индетерминизм
-: исторический рационализм
I:
S: Впервые направленность исторического процесса была обоснована в учении
-: Платона
-: Аристотеля
+: Августина
-: Гегеля
-: Маркса
I:
S: Представление об истории как прогрессивном развитии человечества утверждается в философии
-: античности
-: средних веков
-: эпохи Возрождения
+: Нового времени
-: ХХ в.
I:
S: Направленное развитие от низшего к высшему, от простого к сложному
-: революция
-: реформа
+: прогресс
-: регресс
-: деградация
I:
S: Переход от сложного к простому, от высшего к низшему
-: революция
-: реформа
-: прогресс
+: регресс
-: деформация
I:
S: В философии под «концом истории» понимается
-: гибель человечества
-: гибель всего живого
-: завершение определенных этапов исторического процесса
+: достижение конечной цели исторического развития
-: гибель Вселенной
I:
S: Философ, который рассматривал исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций
-: Фейербах
-: Энгельс
+: Маркс
-: Плеханов
-: Ленин
I:
S: Философ, который разработал материалистическое понимание истории
-: Фейербах
-: Энгельс
+: Маркс
-: Плеханов
-: Ленин
I:
S: Философ, который считал, что человеческая история - это история самопознания абсолютного духа
+: Гегель
-: Фихте
-: Кант
-: Шеллинг
-: Фейербах
I:
S: Философ, который рассматривал культуру и цивилизацию как стадии в развитии общества
-: Данилевский
-: Гегель
-: Маркс
+: Шпенглер
-: Тойнби
I:
S: Для современной философии истории характерно признание
-: однофакторности исторического развития
+: многофакторности исторического развития
-: одновариантности исторического развития
+: поливариантности исторического развития
I:
S: Стадия в развитии общества, на которой, согласно Шпенглеру, оно раскрывается и расцветает
-: формация
+: культура
-: цивилизация
-: патриархат
I:
S: Стадия в развитии общества, на которой, согласно Шпенглеру, оно исчерпывает себя и постепенно приходит в упадок
-: формация
-: культура
-: цивилизация
-: патриархат
V1: Философия политики
I:
S: Под политическим бытием понимается
-: политический процесс
-: политические отношения
-: политические институты
+: политическая жизнь в целом
I:
S: К политическим институтам относятся
-: производство, обмен, потребление
+: государство, партии, конституция
-: семья, образование, воспитание
-: мораль, наука, искусство
I:
S: Античный философ, утверждавший, что человек – существо политическое (общественное)
-: Сократ
+: Аристотель
-: Платон
-: Гераклит
-: Эпикур
I:
S: Античный философ, утверждавший, что не бывает аполитических или дополитических обществ
-: Сократ
+: Аристотель
-: Платон
-: Гераклит
-: Эпикур
I:
S: Философ эпохи Возрождения, разработавший утопический проект переустройства общества (государства)
-: Бруно
-: Кузанский
+: Мор
-: Галилей
I:
S: Философы, разработавшие теорию договорного происхождения государства
-: Сократ, Платон, Аристотель
+: Локк, Руссо, Гоббс
-: Юм, Ницше
-: Маркс, Энгельс
I:
S: Философы, доказывавшие, что государство возникло в результате социально-классовой дифференциации общества
-: Сократ, Платон, Аристотель
-: Локк, Руссо, Гоббс
-: Юм, Ницше
+: Маркс, Энгельс
I:
S: Философы, рассматривавшие государство как машину подавления одних классов другими
-: Сократ, Платон, Аристотель
-: Локк, Руссо, Гоббс
-: Юм, Ницше
+: Маркс, Энгельс
I:
S: Философ, считавший характерным для естественного состония «войну всех против всех»
-: Бэкон
-: Декарт
-: Локк
+: Гоббс
-: Руссо
I:
S: Философ, доказывавший, что в процессе исторического развития государство неизбежно отомрет
-: Бэкон
-: Декарт
-: Локк
+: Маркс
-: Руссо
I:
S: Совокупность сфер общественной жизни, в которых люди реализуют свои неполитические интересы
-: политическое общество
-: общество
-: государство
+: гражданское общество
I:
S: Философы, разработавшие теорию правового государства
-: Платон, Аристотель
+: Локк, Монтексье
-: Юм, Ницше
-: Маркс, Энгельс
I:
S: Согласно Платону, в идеальном государстве должны править
-: народные массы
+: философы
-: ученые
-: специалисты
I:
S: Марксизм рассматривает государство как
-: безусловное благо
-: безусловное зло
-: неизбежное зло
+: машину для подавления одни классов другими
I:
S: Философ, считавший волю к власти высшим законом жизни
-: Бэкон
-: Декарт
+: Ницше
-: Гоббс
-: Руссо
I:
S: Автор теории коммунистического общества
-: Бэкон
-: Декарт
+: Маркс
-: Поппер
-: Хайек
I:
S: Автор концепции «открытого общества»
-: Бэкон
-: Декарт
-: Маркс
+: Поппер
-: Хайек
I:
S: Автор концепции «общества свободных»
-: Бэкон
-: Декарт
-: Маркс
-: Поппер
+: Хайек
I:
S: Характерные черты «открытого общества»
-: косность
-: магическое (иррациональное) отношение к социальным институтам
+: динамичность
+: рациональное, критическое отношение к социальным институтам
I:
S: Характерные черты «закрытого общества»
+: косность
+: магическое (иррациональное) отношение к социальным институтам
-: динамичность
-: рациональное, критическое отношение к социальным институтам