Прерывность и непрерывность общественного процесса


Прерывность и непрерывность общественного процесса - student2.ru

Общественный процесс включает в себя как непрерывность, так и прерывность, эволюционные и революционные изменения, состояния войны и мира.

Социальная революция с точки зрения марксизма – переход от одной общественно-экономической формации к другой.Этот переход включает в себя качественные преобразования во всех сферах общественной жизни – экономической, социальной, политической и духовной.

Социальная революция совершается только при наличии определенных объективных условий. Главное из них – действие закона соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. Когда развивающиеся производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, тогда наступает период социальной революции. Социальная революция – закономерность в развитии общества, поскольку производительные силы в своем развитии неизбежно перерастают существующие производственные отношения и последние должны быть приведены в соответствие выросшим производительным силам. Поэтому не следует считать социальную революцию нарушением «нормального» хода развития общества.

Социальную революцию в целом не нужно отождествлять с политической революцией.История показывает, что социальная революция может включать в себя несколько политических революций (так, Французская буржуазная революция включала в себя политические революции 1789, 1830 и 1848 гг.), а также и контрреволюций.

Для того чтобы произошла политическая революция, необходима революционная ситуация.Признаки ее В. И. Ленин характеризует следующим образом:

• создаются условия, при которых господствующие классы не могут сохранять в неизменном виде свое господство; кризис «верхов», кризис политики господствующих классов;

• обостряются выше обычного нужды угнетенных, трудящихся масс; «низы» не могут жить по-старому;

• возрастает активность народных масс. «Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция – по общему правилу – невозможна»[25].

История знает примеры таких революционных ситуаций, которые не переросли в революцию (например, в России 1859–1861 гг.). Революционная ситуация – необходимый, но недостаточный фактор. Для перерастания революционной ситуации в революцию необходимы субъективные факторы – энергия революционного класса, организованность народных масс.

Массы и выдающиеся личности


Прерывность и непрерывность общественного процесса - student2.ru

Кто движет историю – выдающиеся личности? Элита? Массы? Историческая наука как память человечества сохранила имена исторических деятелей, правителей, полководцев, с которыми связываются важнейшие исторические события прошлого. Отсюда часто делался вывод, что эти выдающиеся исторические личности являлись авторами и главными действующими лицами истории.

Представители этой точки зрения говорили, что массы не способны к творчеству, что они никогда не могут быть подняты до уровня личности, что масса враждебна индивидуальности. Ф. Ницше утверждал, что народ – «бесформенный материал, из которого творят, простой камень, который нуждается в резчике». Отсюда следовал вывод о необходимости вождя, сверхчеловека, с сильной волей к власти.Дальше говорилось, что общество и личность враждебны друг к другу, всегда неизбежен конфликт между общественными и личными интересами,так как целое стремится подчинить себе части, а личность хочет сохранить свою индивидуальность. Но борьбу с обществом могут выдержать только «сильные личности». Идеалистическое понимание истории неизбежно влекло за собой признание ведущей роли в историческом процессе отдельных личностей.

Примыкает к этой концепции концепция элиты.Эта концепция видит в народе, массе лишь пассивную и даже разрушительную силу. Носитель творческого начала – элита, состоящая из наиболее одаренной части данного народа, наиболее образованные, волевые, энергичные, а потому и обладающие реальной властью людей. Своеобразной модификацией этой концепции является концепция технократической элиты.Так, Дж. Бернхейм в книге «Революция управляющих» утверждал, что в итоге научно-технической революции власть перейдет к научно-технической интеллигенции, управляющими предприятиями, концернами, банками.

Марксизм утверждает роль народных масс как движущих сил истории.Народ – главный творец, субъект истории. Народ творит историю тем, что производит свои трудом ценности культуры. Движущей силой истории является классовая борьба.Классовая борьба – это борьба угнетаемых, эксплуатируемых народных масс против угнетателей.

Народ – решающая, но не определяющая сила исторического развития.Направление и характер деятельности народа определяется объективными законами общественного развития.Эти законы реализуются через деятельность людей. Определенные исторические условия, особенно в переходные эпохи, создают возможность для появления выдающихся личностей. Выдающиеся личности возникают в ответ на историческую потребность в них.

Глобальные проблемы

Особенность современной эпохи – появление глобальных проблем.До недавнего времени считалось, что ни силы природы, ни сами люди не в состоянии прекратить существование человечества, или, по крайней мере, существенно повлиять на его существование. Сегодня перед человечеством стал гамлетовский вопрос: быть или не быть? Ситуация, с которой столкнулось общество, является результатом развития самого общества, главным образом научно-технического прогресса.

К глобальным проблемам относятся те, которые удовлетворяют следующим условиям:

• масштабностью, значимостью не для отдельных стран и регионов, а для человечества в целом;

• остротой, требующей незамедлительного решения;

• комплексностью, связанностью друг с другом.

Решение глобальных проблем можно сгруппировать на проблемы:

1) связанные с отношениями между государствами;

2) связанные с отношениями «человек-природа»;

3) связанные с отношениями «человек-общество».

К первой группе проблем относятся проблемы сохранения мира, выравнивания уровней экономического и социального развития всех стран; ко второй – проблемы ресурсов, энергетики, продовольствия и т. д.; к третьей – проблемы образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Осознание глобальных проблем привело к формированию так называемой глобалистики – комплексу концепций о причинах и путях решения глобальных проблем.

На первом месте среди глобальных проблем – проблема выживаемости человека.Общечеловеческие затраты на вооружение превышают все виды затрат на производство продуктов питания в мире. Наращивание вооружения, с учетом ядерного оружия, становится бессмысленным. Ни одна страна сегодня не может обеспечить только свою безопасность. Безопасность может быть только всеобщей.

Второе место среди глобальных проблем занимает экологическая проблема. Природа перестает выдерживать антропогенные воздействия.

Важной является энергетическая проблема.Необходимо разработать новые методы получения энергии, сокращая используемое органическое топливо. Нужно стремиться к безотходному производству.

Ставится вопрос о необходимости снижения темпов прироста населения,стабилизации его численности; называют оптимальным для Земли население порядка 8–9 млрд человек. Многие представители глобалистики, считая, что главной причиной глобальных проблем является научно-технический прогресс,полагают, что он же и позволит решить эти проблемы. Техника, основанная на науке, позволит разрешить возникшие противоречия и привести общество к оптимальному состоянию.


Прерывность и непрерывность общественного процесса - student2.ru

В глобалистике предлагается множество рекомендаций. Но как их осуществить? Ясно, что разрешение глобальных проблем требует нового политического мышления, новой организации международных отношений и организации мирового сообщества. Но все это встречает значительные трудности.

С глобалистикой тесно связана футурология, ставящая задачу предвидения будущего человеческого общества. Футурологияи фантасты рисуют разнообразные картины будущего – от пессимистических (атомная катастрофа, вырождение человека и т. п.) до оптимистических (коммунизм, внеземные цивилизации и т. д.).

В центре внимания футурологии – перспективы технологической революции(или научно-технического прогресса). Развитие информационной технологии резко увеличивает производительность труда, уменьшает потребность в неквалифицированных рабочих, на первый план выходят «золотые воротнички» (конструкторы, технологи, программисты и т. п.). Информационная технология меняет структуру управления, приводит к изменению общественной жизни во всех сферах, от экономической до духовной.

Передовые страны ступили в стадию, называемую «информационным обществом» или «обществом услуг». «Информационное общество» приходит на смену и капитализму и социализму, что в этом обществе упраздняются классовые противоречия, в новом обществе ведущую роль играет «когнитариат» (А. Тоффлер).

Людям свойственно мечтать о лучшей жизни. Эти мечты проходят сквозь всю историю общества. Социалисты-утописты говорили, что впереди нас находится золотой век (Сен-Симон), что «века счастья будут продолжаться в семь раз дольше веков несчастья» (Фурье). Маркс и Энгельс в общей форме давали характеристику коммунизму, который придет на смену капитализму. Практика – критерий истины. Практика социалистического строительства в ряде стран выявила, по сути дела, утопическую суть предложенной концепции коммунизма. Общественно-исторический процесс оказался более сложным, чем он представлялся в марксизме.

Сегодня фактически нет достаточно обоснованной концепции будущего, сопоставимого с моделью коммунизма. Часто говорят о движении к гуманному, демократическому обществу с всесторонне развитой личностью и т. п. Все это довольно абстрактно. Но стоит ли создавать какие-то конкретно-детализированные образы будущего? Можно было убедиться, что конкретные модели будущего скорее всего могут оказаться ошибочными. Ограничимся общим тезисом о прогрессивном характере развития общества.

Наши рекомендации