Проблема субстанции и метода познания в философских учениях Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
Р. Декарт. Субстанция – вещь, которая в своем существовании не нуждается ни в чем другом, кроме самой себя. Под такое определение подходит только бог.
Вещи, в своём существовании нуждающиеся только в содействии бога - материальная субстанция. Нуждающиеся в содействии других творений бога - духовная субстанция.
Основной атрибут духовной субстанции – логическое мышление, модусами которого являются воображение и чувства; неделимость материальной субстанции – протяженность, модусом которого является, например, движение; делимость до бесконечности.
Духовная субстанция не может непосредственно влиять на телесные движения; материальная не может непосредственно влиять на душевные явления. Шишковидная железа отвечает за взаимодействие телесных и духовных начал; синхронизацию в деятельности духовного и телесного осуществляет бог.
Г.В. Лейбниц. Решение проблемы субстанции, как Декартом, так и Спинозой не удовлетворило Лейбница. Декарт и Спиноза считали, что движение – это модусы протяженности. По мнению Лейбница, из протяженности нельзя вывести движение, как из геометрического свойства физическое.
Лейбниц учил о бесчисленности субстанций - монад. Монада - простая, неделимая субстанция.
Субстанций бесконечное множество, они являются носителями силы, имеют духовный нематериальный характер.
Монада является самостоятельной единицей бытия, способной к активности, перцепции.
Монады не взаимодействуют.
Монада представляет собой некий мир сам по себе, и одновременно отражает весь мировой порядок в себе.
Монада имеет собственную определенность, является носителем определенных качеств, которой она отличается от всех остальных.
Каждая запрограммирована богом, так что совместная деятельность приводит к возникновению закономерного гармоничного универсума.
Весь мир пронизывают активная сила, которую можно назвать жизнью. Даже в неорганических веществах существуют органические монадные силы, которые определяют структуру этих веществ.
Бывают монады трех видов:
1. Низшая форма характеризуется "перцепцией" (пассивной способностью восприятия). Способны образовывать неясные представления.
2. Высшая степень - монады души. Способны иметь ощущения и опирающиеся на них более ясные представления.
3. Монады наибольшей степени развития (духи) способны к апперцепции (наделены сознанием).
Монады постижимы лишь разумом. Чувственно воспринимаемые тела - соединения монад - различаются согласно составу.
Б. Спиноза. Важная философская заслуга Спинозы — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта, с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.
Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее, сотворены кем-то (чем-то) иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существовании полностью зависит от него.
Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции — Бога.
Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:
• не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями;
• существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;
• данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;
• природа и Бог — едины;
• не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;
• Бог внутри Природы;
• только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи;
• единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — "модусами" единой субстанции — Природы-Бога;
Внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:
• существует;
• самостоятельна и независима от кого-либо;