Социально-политические идеи Макиавелли и их значение.
Никколо Макиавелли (1469-1527) – флорентийский философ. Им были заложены основы нового подхода к политике и политической мысли - как к чему-то автономному, свободному от философских спекуляций (традиций Аристотеля, Цицерона, Аквината), религии, морали. Макиавелли - сторонник политики как политики или даже "политики для политики". Макиавелли: "…государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности".
Макиавелли демонстрирует активное неприятие всякой половинчатости и "срединности", всяких компромиссов - они губительны для государства.
Согласно Макиавелли, государь в своих действиях должен исходить из "злой" природы человека, из того, что люди "неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива". Государство для того, собственно, и создается, чтобы насильственным образом обуздать этот природный эгоизм человека, обеспечить порядок в обществе. В установлении такого государства Бог, естественно, никакого участия не принимает. Государство, по Макиавелли, - дело рук человеческих, главным образом мудрого (хитрого как лис и сильного как лев) государя. Церкви - лишь духовный утешитель народа. Государь должен внушать страх, не навлекая на себя ненависти.
Политический идеал Макиавелли - государство, в котором перемешаны "все три правительственных начала": монархическое (самодержавное княжество), аристократическое и демократическое (народное собрание). Он ссылается, как на пример и образец, на Ликурга, легендарного законодателя Спарты, который сумел создать государственный строй, просуществовавший свыше восьмисот лет. А все потому, что каждому из названных начал там было отведено соответствующее место.
Жесткость и бескомпромиссность социально-политических идей Макиавелли, а именно: прагматизм и активизм, пронизанные принципом "цель оправдывает средства", возведение насилия в закон политической жизни общества, настаивание на эгоистичности человеческой природы, призыв к непокорности судьбе - все это будоражило общественную мысль и несомненно стимулировало ее дальнейшее развитие.
Философия Декарта.
Ренэ Декарт (1596-1650) для Д. на первом месте разум, а опыта нужен для практической проверки данных интеллекта. Пытался разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, кот. определяют результаты познания. По Декарту Вселенная –огромный механизм, она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существованию и развитию мира дает Бог, но впоследствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Декарт одним из первых разработал идеи эволюции и провел их через все области учения о природе. Декарт одним из первых подошел к идее о единстве универсума. Материя находится в непрерывном количеством и качественном движении и, определяемо универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные – это сложные машины. Человек в отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики. Рационалистические воззрения Декарта - субстанция. Он установил два принципа научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механистическое, явления духовного мира необходимо рассматривать с точки зрения ясного самосознания. Он отвергал одушевленность животных: душа, по Декарту, присуща только человеку, составляя особую субстанцию. Под субстанцией Д. имел в виду Бога: ведь все остальное есть нечто тварное, созданное Богом. С др. стороны Д. разделил сотворенный Богом мир на два рода субстанций – духовную и материальную. Д. рассматривал вопрос о возможности достоверного знания и определяемой им проблемы метода, чтобы получить такое знание. Д. рассуждает: «Я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь, что существует мое сомнение.» Знаменитое изречение Декарта: “Cogito ergo sum” («Я мыслю, следовательно, существую»). Через достоверность мыслей и бытия мыслящего существа он идет к достоверности бытия вещей. Метод его научного познания - рационалистический. Он дедуктивный, и требует ясности, непротиворечивости операции самого мышления, расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их отдельно, а затем движения мысли от простого к сложному. Д. был не только философом, но и математиком (декартовы координаты). Декарт внес вклад в психофизиологическую сущность, дав анализ нейрофизиологических механизмам в мозге и выявил рефлекторную основу психики.
Философия Спинозы.
Бенедикт Спиноза – нидерландский философ.
Главной сферой интересов Спинозы является философская антропология, исследование человека в его отношении к обществу и всему мирозданию. Иначе говоря, Спиноза рассматривал природу в целом и человеческую природу в частности объективно и беспристрастно – так, как если бы это были геометрические проблемы. Пытался исключить по-человечески понятное стремление принимать желаемое за действительное, например, предполагать существование целей или конечных причин в природе.
Главное свое произведение, «Этику», он написал, подражая методу математического док-ва. Каждая часть «Этики» открывается списком определений и аксиом, а затем следовали док-ва теорем и вывод следствий.
Спиноза рассматривал космос как бесконечную систему и придерживался гелиоцентрической, а не геоцентрической гипотезы, принятой в схоластике. Природа, согласно Спинозе, является причиной самой себя. Спиноза считал человека частью природного порядка, а не каким-то особым творением, не подчиняющимся универсальным законам природы. Бог, в сущности, является безличностным Богом науки – Богом, который выступает объектом «интеллектуальной любви», но, в отличие от библейского Бога, не отвечает взаимностью на человеческую любовь и не особенно заботится о благополучии подопечных ему индивидов. Знаменитое изречение Спинозы: «Не плакать, не смеяться, но понимать» - прекрасно передает общий тон свойственного ему интеллектуализма.
Одно из основных понятий Спинозы – понятие единой и бесконечной субстанции.
В отличие от Декарта, субстанция по Спинозе обладает бесконечным множеством атрибутов, из которых человеку открыты только два: «протяженность» и «мышление». Каждый из атрибутов представлен как множество единичных вещей (модусов), в которых мы открываем проявление отдельного атрибута, образующего их сущность. Человек тем самым, имея тело и душу, познается и в плане протяженности и в плане мышления. Тело и душа – разные выражения одной сущности. Познавая тело, мы познаем душу, и наоборот.
Идея Спинозы о том, что эмоциональная жизнь подчиняется некой логике, а эмоции – не просто иррациональные силы или болезни, которые должны быть каким-то образом подавлены или преодолены, нашла признание только после возникновения психоанализа.
Не печаль и чувство греха или вины, но радость и спокойствие духа - главные мотивы спинозовской философии жизни.
В учении Спинозы этика и религия взаимосвязаны. Его философия жизни представляет собой классическую для Нового времени попытку построить рациональную, универсальную систему, обходящуюся без сверхприродных санкций и какого-либо обращения к библейскому откровению.
Взгляды Спинозы оказали огромное влияние на развитие философской мысли Нового времени, в частности, на немецкую классическую философию.